Внеклассное мероприятие по физике. Игра-соревнование

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия:

  В нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, показать связь физики с другими науками и использование законов физики в производстве, их проявления в окружающей природе.

Оформление: На доске записан план соревнования.
План:
1. тайм   «Разминка»
2. тайм «Чудеса? Нет физика!»
3. тайм «Домашнее задание».
4. тайм «Дуэль ты – мне, я – тебе».
5. тайм «Заморочки из бочки».
6. тайм «Ромашка».

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя:
Внимание! Внимание!
Выходят команды «Электрон» и «Нейтрон»

Выходил на каждый матч
Старый мяч футбольный
Футболисты этот мяч
Били очень больно
За воротами порой
Он искал спасенья,
Ненавидя всей душой
Центр нападения.
Обижать мы бедный мяч
Больше не позволим,
И сейчас мы здесь футбол
Без мяча устроим!
Мы вам решили показать
Как важно физику всем знать
Она поможет жить всем нам
Пусть будет интересно вам!

Учитель: Команды явились на товарищескую встречу. Желаю всем успеха и побед. Чтобы восторжествовала справедливость  пригласим, судить соревнование судейскую коллегию.
(Выбирают жюри, учащиеся из 9 класса).
Учитель: (объявляет первый тайм)

   1 ТАЙМ РАЗМИНКА

Вы тихонько все сидите,
За всем внимательно следите.
Когда вопрос задам вам я,
Вы будьте сдержанны друзья:
Сначала руку поднимите,
Потом уж смело говорите.

(По очереди задаются вопросы командам).

1. Две сестрицы качались, правды добивались, а когда добились, то  остановились.   (Весы).
2. Поднимаемся мы в гору, стало трудно нам дышать, а какие есть  приборы, чтоб  давление измерять?
3. Что с земли не поднимешь?
4. Прибор для измерения  температуры?
5. Линия, которую описывает тело при своем движении.
6. То из чего состоит  физическое тело.
7. Вода в твердом состоянии.
8. Любой предмет в физике.

Учитель: (объявляет второй тайм)

2 ТАЙМ

Чудеса? Нет, Физика!                                                   
(Объясни увиденное, опыты выполняют учащиеся из 9 класса).

Опыт №1

  На стакан кладут почтовую открытку, а на открытку – монету; резко ударяют по открытке щелчком в направлении \\ дну стакана, открытка вылетает, а монета падает в стакан. Почему?
(Инерция)

Опыт №2

  Стакан наполнили водой и прикрыли листком плотной бумаги; придерживая  лист ладонью, перевернули стакан, а затем убрали руку. Почему вода из стакана не выливается?
( Удерживается атмосферным давлением)

Опыт №3

  Обернули небольшую гирьку полоской газеты,   держа за края газеты, держим над пламенем, почему газета не горит?(Теплопроводность)

Опыт №4

  Взяли тарелку, налили в нее  воды и сразу слили, на влажную тарелку положили, сильно прижимая кусок мыла и повернули несколько раз, затем подняли вверх. Почему вместе с тарелкой поднялось мыло?
  Учитель:  Подводим итоги, слово жюри
(объявляет третий тайм)

3 ТАЙМ
Домашнее задание
1. Текст с «Физическими» ошибками
2. Конкурс эрудитов (отгадай кроссворд).

(Команды дома готовят друг другу рассказ с «Физическими» ошибками и кроссворды)

Учитель: Пока команды отгадывают задание соперников, объявляется

Конкурс болельщиков
Объясните «физический» смысл пословицы:

1. Ложка дегтя бочку меда портит.
2. Отрезанный ломоть к хлебу не приставить.
3. Как с гуся вода.

Учитель:  Внимание! Черный ящик.
Смотрю и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфир, яхонты, топазы,
И изумруды, и алмазы,
И аметисты, и жемчуг,
И перламутр – всё вижу вдруг!
Всё, лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах виденье!

Уважаемые болельщики! Что за прибор, который находится в «черном ящике», которому посвящено только что прочитанное стихотворение?
(Калейдоскоп, Изобретен в 1817г. шотландским физиком Брюстером).

Учитель: Проверяется домашнее задание, подводится итог
(объявляет четвертый тайм) 

4 ТАЙМ      Дуэль ты – мне, я тебе.

Одно из чудес – вот что физика и она хранит отгадки многих тайн
Полюбившему и избравшему физику средь других наук,
радость принесет кропотливый труд
Этот путь прошли сотни мудрецов
Нам, оставив знания, что приобрели
Назовем мы их, вы запомните эти имена
Были среди них светлые умы,
Что за преданность свою истине
Мрака бесами были сожжены
Их и сегодня мы славим  и чтим,
Их учения озаряют путь.

Мне хочется, чтобы вы ребята прониклись уважением к физикам – людям, которые оставили, человечеству в наследство открытые ими законы и жизнь которых, была отдана познанию.
(Побеждает та команда, которая последняя назовет имя ученого).

Учитель: Слово жюри. (Подведение итогов конкурса)
(объявляет пятый тайм)

5 ТАЙМ
Заморочки из бочки
Вопросы из серии «Шерлок Холмс пришел в гости».

1. Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замершие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он сделал этот вывод?

2. Хозяйка поставила на стол тарелку с бутербродами- с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: «А нож хозяин точит редко». Почему у него возникла эта мысль?

3. Придя в гости, Шерлок Холмс подошел к окну и посмотрел в него.  «Ваш дом каменный и холодный».
Что позволило ему это сказать?
Учитель: Слово жюри

(объявляет шестой тайм)

6 ТАЙМ «Ромашка» 
(на листах написаны вопросы, капитаны команд поочереди отвечают)

1. Зачем ствол винтовки покрывают деревянной ствольной накладкой?
(Дерево обладает плохой теплопроводностью, а при выстреле ствол нагревается)

2. В какой обуви мёрзнут ноги зимой: в просторной  или тесной?
(В тесной, т.к. нет воздуха, который обладая плохой теплопроводностью, мешает теплообмену ноги и воздуха)

3. В каком чайнике вода скорее нагреется в новом или старом, на стенках которого имеется накипь? (Чайники одинаковые).
(В новом, в старом не всё количество теплоты идёт на нагревание воды, часть на нагревание накипи).
4. Почему вы обжигаете губы, когда пьете чай из металлической кружки, и не обжигает, когда пьете чай из фарфоровой  кружки?
5.  Как определить какое яйцо вареное, а какое сырое.      (Объяснить и показать)
6. Почему легче перепрыгнуть через яму с разбега?
7. Почему нельзя жирной паклей вытереть мокрые руки?
8. На каком физическом явлении основана засолка огурцов, рыбы, и др?

Учитель:
Заключение: Теперь вы поняли, друзья, зачем нам физика нужна?
- Да!

Физика – ну во наука!
И совсем она не скука!
Надо, только захотеть!
И будем знать всё и уметь!

Подведение итогов матча. Объявляется победитель.