Профессиональная компетентность педагога в условиях гуманизации образования

Разделы: Администрирование школы


Гуманизация – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, необходимо помнить, что она формируется,  прежде всего, личностью самого учителя. Учитель же, должен обладать необходимыми компетенциями.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
По утверждению американского психолога Д.Гольмана,  раньше мерилом способностей человека был интеллектуальный коэффициент IQ, а теперь большее значение приобретает эмоциональный коэффициент EQ. Это означает, что успехов в карьере, жизни добиваются чаще люди, обладающие высокими коммуникативными навыками личности, умеющие эффективно выстраивать взаимоотношения в обществе.

Совет культурной кооперации при Совете Европы (Страсбург) определяет ключевые компетенции личности:
Социально-политическая, т.е. активная жизненная позиция в многокультурном обществе.
Ценностно-смысловая.
Компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция должна обеспечить механизм самоопределения в ситуациях профессиональной деятельности.

Общекультурная компетенция.
Круг вопросов национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияния на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере

Учебно-познавательная компетенция.
Совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки деятельности. Процесс овладения креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование научных методов познания.

Информационная компетенция.
При помощи реальных объектов (книга, телевизор, телефон, компьютер) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), человек должен уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетенция.
Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Каждый человек должен владеть навыками устной и письменной коммуникации: уметь слушать, выбрать способ общения  в соответствии с особенностями партнеров по коммуникации, быть толерантным, уметь предотвращать и /или конструктивно разрешать возникающие межличностные конфликты; должен уметь представить себя, составить резюме, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Социально-трудовая компетенция.
Означает владение знаниями в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области будущего профессионального самоопределения. В данную компетенцию входит владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; овладение необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенция личностного самосовершенствования.
Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях; непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, совершенствование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Забота о собственном здоровье,  экологическая культура, способность самоуправления, использования собственного потенциала, рефлексивные умения.
Современному педагогу важно понимать, что знания, которые дают школьные предметы, - это не цель, а содержание, с помощью которого воспитывается личность, обладающая вышеуказанными умениями и жизненно важными компетенциями. Поэтому нужна смена приоритетов – новые оценки образованности личности! Для человека XXI века показатель IQ ценен только при наличии высокого EQ.
Современная ситуация требует от учителя креативности как нормативного профессионального свойства. Рассмотрим некоторые из определений креативности, представленные в отечественных изданиях:
1. «Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации». Данное определение сужает содержание креативности, рассматривая его лишь в контексте мыслительной, интеллектуальной деятельности.
2. «Креативность – творческий потенциал и способности индивида, которые проявляются в ментальных актах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных формах – видах деятельности, инициативности, активности, связанных с созданием – репродуцированием – продуцированием тех или иных предметов, продуктов деятельности». Позитивной представляется множественность форм проявления креативности, обозначенная в данном ее определении.
3. «Креативность – общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности». Данное понимание креативности является наиболее общим.
4. «Креативность – ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа..., способных развиваться и дающих возможность  их владельцу думать независимо, гибко, с воображением».
Потенциальная креативность понимается как предрасположенность, готовность к проявлению творческой активности; актуальная креативность представляет собой комплексную характеристику, соединяющую внутреннюю готовность к творчеству с её проявлением в определенном виде деятельности.
Одним из важнейших качеств современного педагога является  толерантность. Толерантность – терпение (лат.), терпимость к чужим мнениям, верованиям.

Критерии для оценки толерантности учителя

  1.  Уважительное обращение, доброжелательность.
  2.  Умение внимательно слушать и слышать.
  3.  Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.
  4.  Уважение человеческого достоинства.
  5.  Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.
  6.  Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.
  7.  Умение «гасить» и предотвращать конфликты.
  8.  Интерес к проблемам других и готовность помочь.
  9.  Уважение различных культур и верований.
  10. Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. П.).

Критерии оценки толерантности учителя (оценивают учащиеся)

  1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.
  2. Умение внимательно слушать и слышать.
  3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.
  4. Интерес к мнению учащихся и родителей.
  5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.
  6. Умение дать нужный совет.
  7. Доброжелательность.
  8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.
  9. Признание права учащегося быть самим собой.
  10. Стремление принять справедливое решение.

  Рост компетентности, профессионализма учителя – одно из условий повышения качества образования. Мастерство, имидж современного педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную работу по самообразованию.

Рост педагогического мастерства

Обеспечение роста мастерства каждого учителя определяется умениями оптимально строить процесс обучения. К ним, в частности, относятся следующие группы умений:
1. Умения, определяющие оптимальность планирования и проектирования процесса обучения:
– точно осмысливать программно-методические требования;
– определять место урока в теме, разделе, курсе, в системе межпредметных связей;
– изучать, диагностировать реальные учебные возможности, уровень воспитанности школьников и классных коллективов;
– комплексно проектировать задачи образования, воспитания и развития школьников, конкретизировать их с учетом особенностей учащихся, выделять главные, доминирующие задачи;
– строить уроки на основе принципов научности, доступности, связи с жизнью, системности, систематичности, последовательности;
– реализовывать межпредметные связи, практическую, политехническую и профориентационную направленность;
– выделять главное, существенное в учебном материале;
– выбирать оптимальные сочетания методов, средств и форм обучения, общих и дифференцированных видов работы и заданий на уроках;
– проектировать характер учебной деятельности и обобщения в классе;
– продумывать и создавать благоприятные материальные, морально-психологические, гигиенические и эстетические условия обучения;
– выбирать рациональные структуры, темп и ритм обучения;
– рационально фиксировать принятые методические решения в плане (конспекте) урока;
– видеть запасные варианты проведения уроков;
– планировать различные формы проведения занятий (уроки различных типов, такие как лекции, семинары, практикумы, собеседования, зачеты и другие).

2. Умения, которые позволяют оптимально реализовать намеченный план обучения (урока):
– концентрировать внимание и усилия учащихся на главном, существенном, обучать главному на уроке;
– оптимально управлять деятельностью школьников и общением в классе, осуществлять стимулирование, организацию, контроль, оценку деятельности школьников и работу над ошибками;
– вести самоконтроль в ходе работы;
– гибко перестраивать ход урока в случае необходимости.

3. Умения анализировать результаты своих уроков по критериям оптимальности:
– определять результаты обучения, уровень образованности, воспитанности, развитости школьников;
– сопоставлять полученные результаты с намеченными, поставленными задачами и выявлять их совпадение или рассогласование;
– выявлять причины успехов и недостатков в работе;
– делать своевременные выводы из полученных результатов и использовать их при корректировке работы.
Можно исходить и из других наборов профессиональных умений учителя. Главное, чтобы они были действительно важными для роста профессионализма учителей.

Портфолио – это способ описания, фиксации, оценки и самооценки индивидуальных достижений человека в определенный период его деятельности. Виды: портфолио документов, работ, отзывов, комбинированный портфолио. При размещении материалов важную роль играет ранжирование документов. Основное назначение – показать все, на что ты способен.
Особая категория педагогов – это администрация учреждения образования. Выделим необходимые организаторские способности школьных управленцев:

  • адаптационная     мобильность     -     непрерывное     углубление     знаний; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям, стремление учить других; желание качественных изменений в организации и  содержании собственной деятельности; стремление к нововведениям;
  • контактность – общительность; экстравертность; интерес к людям; высокий уровень   притязаний   в   сфере   межличностных   отношений,   способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать, убеждать людей;  умение  взглянуть  на конфликтную  ситуацию  глазами собеседника;
  • стрессоустойчивость – интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений;
  • доминантность      -      наличие      лидерских      качеств;      готовность      к бескомпромиссной борьбе за свои права;   самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой; смелость; волевой характер.

 Необходимо учесть, что никакой административный аппарат не сможет добиться успеха, если будет действовать в отрыве от всего педагогического коллектива.
На мой взгляд,  профессиональные компетенции современного педагога таковы: педагогическое мастерство, мобильность, контактность, толерантность, стрессоустойчивость, доминантность, креативность, самообразование, повышение квалификации, научная деятельность, самопрезентация, артистизм, эрудиция, обаяние, импровизация, образность речи, индивидуальный стиль (поведение, речь, внешность), владение ИКТ.
Управление это искусство ставить цель, четко определять пути её достижения (стратегия), организация дела и контроль за его исполнением (тактика). Функции управления:  целеполагание,  прогозирование,  программирование,  планирование,  организация,  регулирование,  контроль,  анализ,  корректировка,  стимулиование.

«Золотые» правила управления (по В.П.Симонову):

  • Никогда не начинать день с выговора, замечания или обещания наказания;
  • Не оценивать подчиненного (учащегося) раз и навсегда даже по целому ряду положительных или отрицательных качеств;
  • Учиться относиться ко всем ровно;
  • Стремиться объективно оценивать деятельность подчиненных и не забывать о стимулирующей роли положительной оценки труда;
  • Оценивая отрицательно какое-либо действие подчиненного, ни в коем случае не отождествлять свою оценку с оценкой личности в целом;
  • Учиться владеть собой при любых тяжелых и неприятных обстоятельствах;
  • Учиться реально оценивать возможности исполнителей ваших указаний;
  • Помнить, что личный пример оказывает большее влияние, чем любые декларации (советы, наставления);
  • Учиться радовать своих подчиненных своим настроением, стилем общения с ними;
  • Стремиться к общению с подчиненными в неформальной обстановке (но, избегать панибратства);
  • Совершенствовать свои знания в области педагогики, психологии, управления и пропагандировать их среди коллег.

      Важен личный пример руководителя. Необходимо, чтобы администрация могла работать в инновационном режиме, подавала личный пример в применении новых технологий, ИКТ, демонстрировала профессиональный рост и заинтересованность в личных победах каждого учителя, постоянно работала над повышением своего IQ и EQ, была всегда «на высоте». Самые разные  мотивы ведут учителя по пути профессионального становления и повышения квалификации. Но, пожалуй, самый главный мотив – это стремление добиться удачи. И здесь очень многое зависит от администрации образовательного учреждения, от ее умения создать атмосферу, стимулирующую педагогов на самообразование и самосовершенствование. А это и является залогом успеха в работе.
      Энергию для своего личностного и профессионального роста и самосовершенствования учитель может черпать лишь из своих удач, которые становятся удачами его учащихся. Словом, стать успешным, учитель может, делая таковым ученика. Я убеждена в том, что самое важное в работе с педагогами – ориентир на самообразование, самоорганизацию, саморазвитие, что, в свою очередь, является залогом успешности. И еще, все, что мы предлагаем учителю, должно находить понимание и отклик с его стороны.