Поддержание интереса учащихся к изучению английского языка средствами предмета с использованием ИКТ

Разделы: Иностранные языки


«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра».
Джон  Дьюи

Отличительная черта современного этапа развития общества – стремительное проникновение технологий во все сферы общественной жизни. Информатизация образования – ключевое условие подготовки школьников. Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как «изучение правил игры под названием «жизнь». Метафора Хаксли вполне применима к современным требованиям в образовании, где основное правило – научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Все это требует, в том числе, и достаточно высокой компьютерной культуры. Внедрение любых методов преподавания, которые отличаются от традиционно существующих, обозначается термином «создание новой образовательной среды». Большинство преподавателей иностранного языка осознали роль и место ИКТ в учебном процессе.
ИКТ на уроках английского языка
-  позволяют индивидуализировать обучение;
-  повышают активность обучаемых;
-  помогают интенсифицировать обучение;
-  повышают мотивацию учения;
-  создают условия для самостоятельной работы;
-  способствуют выработке самооценки у обучаемых;
-  создают комфортную среду обучения.
Проводились международные исследования, в результате которых выяснилось, что использование ИКТ способствует повышению мотивации как учащихся, так и преподавателей. Особенно первых. У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя – всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему  угаснуть. Радость познания – вот что дает использование ИКТ на уроках. Кроме того, в большой степени улучшается эффективность обучения. Исследования показывают увеличение познавательных возможностей обучаемых более чем на 40%. ИКТ помогают добиться внимания даже самых ленивых и невнимательных учеников, делают уроки динамичными и неоднообразными. ИКТ можно использовать при проведении аудиторных занятий, на факультативах, кружках, для самостоятельной работы учащихся и при проведении элективных курсов.

Использование компьютера при проведении элективного курса «Grammar in Use»

   Курс «Grammar in Use» (автор А.М.Яфарова, учитель английского языка МОУ «Национальная татарская гимназия» г. Саратова) рассчитан на учащихся 9-х классов и направлен на развитие речевых грамматических навыков, на применение грамматического материала в речи, на совершенствование навыков проектной работы. Особенностью данной программы является активное использование компьютера для организации самостоятельной работы учащихся, особенно в процессе тренировочной работы над грамматическим материалом и в ходе подготовки проектов.

Весь курс рассчитан на 6 уроков по два часа каждый. Первый час каждого урока отдается на практическую работу с компьютером ««Grammar Practice» (в компьютерном зале), а каждый  второй – творческому  использованию грамматических явлений в ситуациях общения путем организации и проведения грамматически направленных ролевых игр, беседы по прочитанному или прослушанному тексту, защиты проектов, что позволяет учащимся проявить себя в реальных языковых ситуациях. В ходе работы над заданиями появляются такие мультимедийные проекты как «Memorable journeys» и  «Important dates of my school», а также виртуальная экскурсия «Where to go? What to see?».

Использование компьютера в работе кружка по английскому языку «Language to Go»

   Кружок по английскому языку  «Language to Go»  посещают учащиеся 10-х-11-х классов. Его работа направлена на развитие речевых навыков, на формирование коммуникативных и культурно-познавательных компетенций, на воспитание положительного отношения к британской истории и культуре и призвана помочь учащимся в реализации их интереса к английскому языку. На занятиях кружка предполагается сочетание деятельности общения с учебной, игровой, познавательной деятельностью, включение в них элементов культуры, языковых реалий англоговорящих стран. Работа кружка строится на материалах пособий «Language to Go» (авт. А. Клер),  «Illustrated History of  Britain and  Ireland» (авт. Б. Канлиф)  и материалах  сети Интернет.

           

Темы, которые вызывают особый интерес у учащихся, находят свое продолжение в их творческих работах и презентациях. Особенно хочется отметить такие работы как «Грамматическая категория времени глагола в разноструктурных языках (на примере русского, татарского и английского языков)», «Pages of British history. Britain at War 1939-1945», «Loans from Spanish and the Indian languages». Авторы этих работ становились неоднократными  победителями и призерами региональных и городских научно-практических конференций учащихся. Не в последнюю очередь это произошло и потому, что презентация этих работ сопровождалась электронными таблицами, графикой, статистическим и динамическим изображением предметов. Такая работа с информацией на ИЯ, особенно если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной.

Использование компьютера и интерактивной доски при проведении аудиторных занятий

            Наибольший эффект в обучении достигается, если учителем отбираются полезные и методически поддержанные программные продукты. Обучающие компьютерные программы позволяют индивидуализировать подход к учению, обеспечить самоконтроль и самокоррекцию познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести британские компьютерные программы «English Course»  и «Bridge to English» (для среднего звена), «Oxford Platinum», а так же «Английский. Путь к совершенству», «Интерактивный тренинг. Подготовка к ЕГЭ» и ряд других для учащихся старших классов.

Хочется остановиться подробней на мультимедийной обучающей программе «Кирилл и Мефодий» (Английский язык).   Она  включает в себя текст, графику и стереозвук и это позволяет создавать коммуникативные ситуации в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Следует отметить большую информационную емкость учебного материала. При постоянной  и систематической  работе с данной программой можно интенсифицировать самостоятельную работу каждого ученика, оперативно  управлять процессом обучения. Кроме заданий по грамматике, лексике, аудированию и чтению с различной стратегией программа «Кирилл и Мефодий» имеет также ряд вспомогательных справочников, англо-русский словарь. Каждый ученик имеет возможность сделать работу над ошибками и получить объективную оценку. В специальном журнале фиксируются оценки, полученные школьником за все виды деятельности. Здесь компьютер в определенном смысле выступает в функции репетитора, который помогает каждому найти свой наиболее удобный путь в изучении английского языка на основе таких методов обучения, как объяснение и комментирование, организация тренировки и практического употребления учебного материала в речи.
Сейчас появилось множество различных видов нестандартных уроков, их можно разнообразить использованием компьютера, мультимедийного проектора и интерактивной доски, что делает общение более интересным и оживляет атмосферу на уроке.
Чтобы охарактеризовать требования, применяемые к современному учебному кабинету, специалисты используют термин «эргономика обучения», т.е. совокупность оборудования, мебели, освещения и даже дизайнерское оформление учебного класса плюс к этому «дружественные» обучающие программы ИКТ, позволяющие сделать учебный процесс максимально комфортным как для учащихся, так и для учителя. Учитель – это профессионал, способный провести учебное занятие в любых условиях. И все же, чтобы дать качественный урок, учителю требуется достаточно внушительный список предметов. Отрадно думать, что весь набор необходимых инструментов может быть с большим успехом заменен одной единственной «умной доской», носящей оригинальное название “Smart Board”.
История обычной школьной доски начинается с незапамятных времен. Самой первой доской была стена пещеры, на которой первобытный «учитель» изображал наглядные «схемы» охоты. И вот вся бурная история школьной доски буквально разворачивается на наших глазах. Долгое время это были грифельные и стеклянные доски, на которых писали мелом. В середине XX века стали появляться безмеловые доски белого цвета, на которых можно было писать специальными фломастерами – маркерами, позже стирая написанное. Следующим важным шагом стало появление электронных «копирующих» досок, позволяющих распечатать все, что написано на такой доске. «Венцом творения» в эволюции школьной доски стали “Smart Boards” (интерактивные доски).

Так что же такое интерактивная доска?

Интерактивная доска “Smart Board” (или “StarBoard”) – это сенсорный дисплей белого цвета, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Компьютер передает сигнал (изображение) на проектор. Проектор передает изображение на интерактивную доску.

 С любой, открытой в данный момент на компьютере программой, вы можете работать прямо на интерактивной доске. Вы можете создавать и удалять комментарии, используя электронный маркер. Информация о перемещении кончика маркера по поверхности доски, когда вы рисуете или пишете им что-либо, будет передаваться в компьютер.

Всей информацией, формируемой в компьютере, можно гибко управлять, преобразовывать ее, запоминать, распечатывать в требуемом количестве экземпляров, использовать в качестве иллюстраций в других программах и документах. А если понадобится, можно бесследно стереть написанное и нарисованное, чтобы затем написать или нарисовать все заново.

Если же использовать богатый набор графических изображений, то можно существенно разнообразить уроки, превращая нередко нудные и рутинные задания в красочную, интерактивную, творческую коллективную работу. Например, используя различные интерьеры и персонажей во время уроков иностранного языка, можно предложить учащимся всем вместе воссоздать на доске некоторый сюжет, описанный перед этим в виде предложенного учителем текста.
С помощью интерактивной доски легко можно составить интересное задание на расширение и закрепление лексического запаса. Например, чтобы отработать лексику по теме «Части тела», достаточно вывести на экран картинку с изображением человека и попросить учащихся подписать все известные им части человеческого тела.

Работая со страноведческим материалом, можно выводить на интерактивную доску карты стран изучаемого языка, фотографии и рисунки, соответствующие теме. Работать с текстом можно тоже на интерактивной доске, выделяя незнакомые слова и подчеркивая выражения, которые впоследствии будут отрабатываться с помощью упражнений. Такими упражнениями могут быть, например, тестовые задания на множественный выбор, отрывок из текста с пропусками, в которые учащимся  нужно будет вставить подходящие по смыслу слова, и т.д. Использовать доску можно и при объяснении грамматических правил, а возможность изменять и выделять наиболее значимые элементы при помощи цвета, шрифта, наклона и размера упрощает подачу и усвоение материала. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке преподаватель может выделить части предложения разными цветами, и тогда учащиеся увидят, как предложение перестраивается из повествовательного в вопросительное. Кроме того, можно к этому добавить схемы или таблицы, что еще более усилит эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. А упражнения на закрепление уже объясненного правила могут быть выведены на доску и проделаны учащимися коллективно.

Необходимо отметить, что работу с программами на интерактивной доске можно поделить на два направления: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала, при его отработке и проверке.
Однако подготовка такого вида программ самим учителем требует его готовности работать с компьютером и использовать различные приложения. Разумеется, создаваемые самим преподавателем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных учащихся, для которых этот урок готовился. К сожалению, многие преподаватели не до конца изучили все возможности интерактивной доски, что приводит к некоторому однообразию заданий, подготовленных к уроку.
Также существует проблема, связанная с УМК. В основном только учебники зарубежных авторов сопровождаются дисками с программами, предназначенными для интерактивной доски. Например, к серии “Opportunities” прилагаются диски с разработанными упражнениями на изучение и закрепление материала учебника, которые можно использовать для работы на интерактивной доске. Но не все преподаватели имеют возможность использовать такие учебники, да и многие зарубежные УМК не обеспечивают включение учащихся в диалог культур и не нацелены на обучение именно российских учащихся. Российские издания не имеют подобных приложений. В результате преподавателям, которые используют интерактивную доску во время учебного процесса, зачастую приходится тратить гораздо больше времени на подготовку к уроку, чем обычно, так как они вынуждены самостоятельно придумывать упражнения. Поэтому необходимо разрабатывать такие учебные программы, которые стали бы хорошим подспорьем в работе с УМК, допущенными и рекомендованными к использованию Министерством образования и науки РФ.
Таким образом, использование ИКТ предоставляет учителю и учащимся уникальную возможность сочетать нетрадиционные и традиционные методы организации учебной деятельности: с их помощью вы можете реализовать различные приемы индивидуальной, коллективной и публичной («ответ у доски») работы учащихся. И, поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.