Технологическая карта урока литературы на основе дифференциального обучения

Разделы: Литература


Тема урока: « Мысль семейная» в романе А.С.Пушкина « Капитанская дочка».

Тип урока: заключительный урок по роману.

Цели:

  1. Опираясь на анализ отдельных глав, эпизодов, образов, произведённый на предыдущих уроках, добиться целостного восприятия и осмысления романа под углом зрения выбранной темы:
  2. Продолжить обучение анализу произведения и работу по развитию речи учащихся, выразительному чтению; работа с текстом произведения на уроке;
  3. Воспитание семейных ценностей.

Аспекты учебной деятельности.

Низкий уровень развития учащихся.

Средний уровень развития учащихся.

Высокий уровень развития учащихся.

Аргументация целесообразности учебной деятельности.

1.

Методы обучения.

Репродук-
тивный.

Частично-
поисковый.

Проблем-
ный.

Тех. карта урока разработана для слабого класса, поэтому данные методы целесообразнее.

2.

Вопросы.

  1. От чьёго лица ведётся повествование?
  2. Кто в романе противопоставлен Гринёву?
  3. Скажите, а в том, что Гринёв такой: добрый, честный, совестливый – есть заслуга семьи, в которой он вырос?
  4. Какое напутствие дал отец Петруше? (занесём в таблицу под хара-ктеристикой Гринёва).
  5. Как звали родителей Маши?
  6. Наследует ли Марья Ивановна черты своих родителей?
  7. Прочтите выразительно последние слова капитана Миронова своей дочери.
  1. Что вы можете сказать о повествователе? (Занесём данные в таблицу).
  2. Дайте характеристику Швабрину. (Занесём в таблицу).
  3. Как это отражение выразилось в произведении?
  4. А что мы напишем под характеристикой Швабрина? Почему?
  5. Какими изображаются супруги Мироновы?
  6. Как заложенное в детстве, в семье проявляется в последующей жизни?
  7. Что главное в этих словах?
  1. Как называется литературный приём, основанный на противопоставлени?
  2. Для чего автор прибегает к антитезе?
  3. Как и чем определялось представление о долге и чести дворянина в роду Гринёвых от пращу-ра до отца?
  4. Случайно ли нет в произведении напутствия родителей Швабрина?
  5. Можно ли в их отношениях говорить об антитезе? Каких героев древнерусской литературы напоминают Мироновы?
  6. Похожи ли семьи Гринёвых и Мироновых? Чем?
  7. Скажите, а верность Ивана Кузьмича присяге как-то отразилась на судьбе Маши?

Данные вопросы позволят учителю продолжить анализ текста, добиться выполнения поставленных целей и задач, не являются слишком трудными для учащихся данного класса, поэтому урок пройдёт эмоционально и эффективно.

3.

Повторяемый материал.

Выразитель ное чтение стихотворений; текст романа.

Высказывания Достоевского о Пушкине; Текст романа.

Понятие антитезы; интерес Пушкина к истории; текст романа.

 

4.

Внутрипредметные связи.

Стихотворения Пушкина о семье, о доме.

Высказывания Пушкина о семье, о доме.

Повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь».

Так как урок по этому произведению последний (остался урок котрольный), то
необходимо повторить биографию Пушкина,его стихо-
творения, вспомнить произведение Карамзина.

5.

Межпредмет -ные связи.

История

История

История, обществознание.

На протяжении всех уроков по роману «Капитанская дочка» идет интеграция литературы и истории. А при обсуждении понятия семьи затрагиваются некоторые темы по обществознаниию

6.

Самостоятельная работа.

Нахождение в тексте ответов на вопросы, заполнение табл., выполнение творческой работы.

Сжатый пере –сказ, заполнение таблицы, выполнение творческой работы.

Аналитическая беседа, заполнение таблицы, выполнение творческой работы.

В течение урока учащиеся работают над вопросами, заполняют таблицу, в группах выполняют творческие работы.

7.

Контроль.

Тв/р. Какой смысл вкладывает Пушкин в слово дом?

Тв/р. В произведении неоднократно изображается дорога. Охарактеризуйте образ дороги.

Тв/р. Какую роль играет природная стихия в произведении?

Творческая работа оценивается дифференцированно.

8.

Планируемые результаты.

Уч-ся должны усвоить роль семьи в воспитании.

Уч-ся систематизируют свои знания по творчеству А.С.Пушкина.

Расширят представление о мысли «семейной» и «народной»

Выполнение целей урока.

9.

Формы организации учебной деятельности.

  1. фронтальная беседа;
  2. работа в группе с творческим заданием.
  1. фронтальная беседа;
  2. работа в группе с творческим заданием.
  1. фронтальная Беседа;
  2. работа в группе с творческим заданием.

Современный урок предполагает использование разных форм работы на уроке. На данном уроке используется работа в разноуровневых группах. Учащиеся в группе не только выполняют творческую работу, но и готовят ответы на вопросы своего уровня.

10.

Домашнее Задание.

Ответить на вопрос: «Что такое семья? На чём она держится?»

Дайте развёрнутый ответ на вопрос:«Какие христианские истины утверждает Пушкин, как православный христианин?»

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Современно ли произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

Учащиеся выполняют по уровням, но ели хотят, то могут выполнить задание более высокого уровня.