Коррекционно–развивающая программа по оптимизации общения детей "Вместе весело живем…"

Разделы: Работа с дошкольниками


В результате трехлетней работы по исследованию межличностного общения в группе детей старшего дошкольного возраста выяснилось, что большинство из них испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими.

В связи с этим у меня возникла необходимость создания программы с целью оптимизации общения детей в сфере «ребенок — ребенок» «Вместе весело живем…»
Программа состоит из двух блоков:

  1. Мое «Я». Развитие самовосприятия, самоощущения, самооценки
    • Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», самопринятия
    • Развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и
      умения его выразить.         
    • Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, снятие тревожности.
    • Обучение конструктивным способам управления собственным поведением и др.
  2. Я и другие. Развитие умения взаимодействия со сверстниками.
    • Формирование у детей доброжелательного поведения
    • Обучение детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций
    • Нравственное воспитание, регулирование поведения в коллективе и др.

Каждый блок включает цикл занятий:

№ п/п

Название блока

Название занятия.

 

Мое «Я»

1. Знакомство

2. Я и мое имя.

3. Я люблю…

4. Мое настроение

5. Мои страхи

6. Мои страхи (продолжение)

7. Учимся справляться с гневом

 

Я и другие

8. Новичок

9. Я и мои друзья

10. Волшебные средства понимания

11. Ссора

12. Правила дружбы

13. Наши мечты

Структуру занятий можно представить в виде последовательных этапов.

  1. Ритуал приветствия, то есть упражнения и игры, направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.
  2. Речедвигательная разминка
  3. Содержание занятия, которое включает:
  • Дискуссию по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где психолог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.
  • Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей: проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка и общую сплоченность группы и др.(имеющиеся в отечественной (Чистякова М.И., Кряжева Н.Л., Клюева Н.В. и др.) и зарубежной (К. Фопель и др.)литературе, а также авторские находки).
  • Рисование по теме (с диагностической либо профилактически коррекционной целью).
  1. Заключительная часть — расслабляющие упражнения.
  2. Домашнее задание.
  3. Ритуал прощания.

Занятия проводятся раз в неделю в подготовительной группе детского сада. В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого.

Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью.

Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми.

Принципы проведения.

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в кабинете психолога, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей.

Оборудование

Магнитофон, диски с музыкой, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), куклы — манекены для ролевых игр, видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, небольшие сувениры для поощрений, награждений.

Представляю вашему вниманию одно занятие из блока «Мое «Я».

Занятие №3. «Я люблю...»

Ритуал приветствия.

Дети обнимают друг друга и говорят: «Добрый день!»

Речедвигательная разминка.

«Как живешь?»

Как живешь? – Вот так!
А плывешь?
А бежишь?
Вдаль глядишь?
Ждешь обед?
Машешь вслед?
Утром спишь?
А шалишь?

(Дети отвечают любыми жестами на вопросы ведущего).

Ход занятия

Беседа «Я люблю…»

Психолог беседует с детьми по теме домашнего задания «Я люблю…». Дети рассказывают о том, как они делали коллаж, что они изобразили, что любят больше всего, а что им не нравится.

Игра «Переходы»

Цели. Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки.

Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.

Игра "Кошки, собаки, медведи и зайцы".

Цель:выявление детей, не владеющих культурой дружеского прикосновения и объятия, агрессивных и пассивных детей.

Материалы: четыре мягкие игрушки (кошка, собака, медведь и заяц).

Инструкция. Я принесла вам четыре мягкие игрушки и оставлю их здесь. Чтобы они чувствовали себя счастливыми, им необходимо как минимум 10 крепких объятий в день. В магазине, в котором я их купила, продавцы не могли обнимать их так часто, и от этого игрушкам стало плохо. Теперь они довольны, что оказались здесь, потому что от вас они могут получить то, что им так нужно. Вы готовы позаботиться о них? Вы можете объяснить мне, почему нужно брать игрушки на руки и обнимать их?

Сейчас я положу игрушки на пол. Подойдите к той игрушке, которую вы хотели бы поласкать. Теперь возьмите ее и поласкайте, скажите ей что-нибудь нежное и приятное. Затем игрушками надо поменяться с соседом. Таким образом, игрушки проходят по кругу и получают все ваше тепло и нежность.

Игра «Разыщи радость»

Цели. Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.

Психолог просит детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает оформить совместное панно со следующими разделами:

  • качества, которые нравятся в людях;
  • дела, которые удается делать хорошо;
  • вещи, которые люблю;
  • любимые книги, фильмы, мультфильмы;
  • любимые места;
  • приятные сны;
  • наши мечты.

Игра "Аплодисменты по кругу".

Цель: повышение уверенности в себе, преодоление замкнутости.

Инструкция. Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов?

Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас очень хорошие ребята, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся вес слышнее и слышнее.

Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из детей, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ребенка, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбрать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Игра «Ах, какой я молодец!»

Цель: формирование адекватной самооценки, позитивного отношения к себе.

Дети движутся по кругу подскоками. Психолог называет любые числа. Когда прозвучит число «пять», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах, какой я молодец!». Игра продолжается.

Расслабление «Радуга»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

Домашнее задание (на карточках каждому индивидуально)

Родителям совместно с детьми предлагается сделать «Экран настроений» ребенка в любой форме. (например, «Я радуюсь, когда…»: нарисовать радостную рожицу, вокруг нее приклеить лепестки. Родители фиксируют ответы детей на лепестках. Получилась ромашка радости и т.д.)

Ритуал прощания

По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу «до свидания».