Урок обучения грамоте по теме "Чтение и письмо слов с буквой Д, д". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • изучить новые звуки [д], [д], букву Дд, продолжить работу по звуко-буквенному анализу слов, формированию навыка чтения;
  • Развивать фонематический слух, речь, мышление;
  • Воспитывать сознательное отношение к учению.

Оборудование: азбука, прописи, раздаточный материал, плакаты.

Ход урока

1. Оргмомент

Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гостья к нам уже спешит
И как будто бы звенит.
Кто бы ни был, заходи
Да ребят научи!

2. Актуализация знаний

– Отгадайте, что за гостья пожаловала к нам.

Чтение стихотворения А. Блока «Зима» хорошо читающими детьми.

Снег да снежные узоры.
В поле вьюги разговоры.
В пять часов уж тьма.
День – коньки, снежки, салазки.
Вечер – бабушкины сказки.
Вот она… (зима)

– Побываем в гостях у волшебницы Зимы.

3. Сообщение темы и целей урока

Звенит колокольчик: динь-дон, динь-дон.

– Какие звуки вы услышали?

– Придумайте слова со звуками [д], [д’] в начале слова

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Дд и дадим характеристику звуков [д], [д’].

4. Изучение нового материала

  • Характеристика звуков [д], [д’]:
  • чем похожи звуки (оба согласные, звонкие)
  • в чем различие ([д] – твердый, [д’] – мягкий)
  • Игра «Живые звуки» (звуко-буквенный анализ слов домик, дятел)
  • Работа в прописи (с. 60). Письмо буквы Дд, слов с буквой Дд.

5. Физминутка

6. Первичное восприятие учебного материала

  • Буква Дд занимает почетное и ответственное место в русском алфавите. И у Зимы есть помощники, в названии которых есть эта буква

Плакат: пословица «Декабрь год замыкает, зиму начинает»

– Объясните смысл пословицы.

– А знаете ли вы, что в старину этот месяц называли по-другому?

Плакат: декабрь, студень, лютень, зазимник

Студень называется за длительную стужу, лютень – лютует, морозная пора, зазимник – зиму начинает.

– Чем интересен декабрь? (Новый год, зимние забавы)

  • Составление слов из слогов
  • Полезно прогуляться на лыжах по зимнему лесу

(Составлены слова: зима, мороз, санки, дымок).

7. Вторичное восприятие учебного материала

  • Чтение хорошо читающими детьми рассказа «Первый месяц зимы». Нечитающие дети подчеркивают в тексте изученную букву Дд.

Раздаточный материал:

Первый месяц зимы

Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегают тяжелые тучи. Вот метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надежно защищает растения. Под защитой снега проводят зиму мыши. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лось, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда зима снежная. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует. В декабре бывает и оттепель.

– О чем этот рассказ?

– О каком покрывале идет речь?

– Почему растениям под снегом тепло?

– Кого еще защищает снег?

– Что интересного узнали из рассказа?

– О каких узорах идет речь?

  • Физминутка
  • Работа в прописи. Задание: составить и записать из слов предложение.

(На окне морозные узоры)

8. Закрепление изученного

Игра «Снежки» (получив мячик, назвать слово с новыми изученными звуками и передать другому)

9. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– С какой буквой познакомились, расскажите о ней.

– Выберите верное название буквы Дд.