Методическая разработка урока по теме "Борьба Руси с иноземными захватчиками"

Разделы: История и обществознание


Тип занятия: урок усвоения новых знаний

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации

Учебно-организационная деятельность: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: наглядные (Приложение 1 - мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала, карт) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы – Приложение 2, документы – Приложение 3).

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, фотоаппарат.

Вид контроля: тематический.

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично - поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: обществознание, русский язык, география, МХК.

Внутрипредметные связи: темы “Образование государства Русь”, “Феодальная раздробленность на Руси”, “Культура и быт Руси”.

Место проведения: кабинет социальных и гуманитарных дисциплин

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Содержание и последовательность учебного занятия

  1. Организационный момент (1мин.)

Подготовка аудитории к занятию; проверка списочного состава; организация рабочего места.

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

  1. Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)

Общедидактическая цель: раскрыть причины и последствия иноземного вторжения на Русь в XIII веке.

Образовательные: сформировать у учащихся образное представление о монголо-татарах и особенностях их завоевательной политики, о походах Батыя на Русь; определить роль личности Александра Невского в истории Руси; способствовать пониманию роли ига в истории нашей страны; раскрыть особенности борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: определять цели урока; анализировать устные сообщения по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах; выполнять проблемные задания.

Воспитательные: воспитывать у студентов уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю наших предков, переживших ужас “Батыева разорения”, чувство гражданского долга, патриотизма; содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время.

  1. Актуализация опорных знаний (ок.3 мин.)

- Какие последствия имела государственная раздробленность Руси?

  1. Работа над темой (1 час)
  1. Монголо-татарское нашествие.
  • Монголо - татары, их занятия и общественные отношения (сообщение студентов с использованием мультимедиа презентации, после которой студенты отвечают на поставленные вопросы).
  • Заполнение таблицы о захваченных монголо - татарами территориях в ходе работы с картой, учебником в группах.
  • Первое столкновение русских дружин с монголо - татарскими войсками (Анализ документа в паре по поставленным вопросам к документу).
  1. Поход Батыя на Русь.
  • Анализ документов в группах по вопросам с дальнейшим представлением результатов работы.
  • Выполнение проблемного задания (о причинах поражения в столкновениях с монголо - татарами).
  1. Отражение угрозы с Запада.
  • Выступление студентов с презентацией мини-проекта по теме “Александр Невский – политик и великий полководец”. Ответ студентов на вопрос о личности А. Невского по содержанию сообщения.
  • Вопрос о Ледовом побоище раскрывается в ходе демонстрации интерактивной карты с озвученным пояснением.
  • Проблемный вопрос: Почему Александр Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал подобного отпора монголо-татарским войскам?
  • Сравнительный анализ итогов противостояния Руси Западу и Востоку в процессе выполнения проблемного задания в группах (мозговой штурм) с использованием сравнительной таблицы.
  1. Ордынское владычество на Руси.
  • Выступление с творческим мини-проектом ассоциативного восприятия понятия “Иго”.
  • Изучение новых терминов по вопросу.
  • Выводы с комментариями педагога.
  1. Подведение итогов (5 мин.):
  • Рефлексия в письменной форме по вопросам к пройденной теме с последующим заслушиванием некоторых ответов.
  • Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.
  1. Домашнее задание (3 мин.):
  • определите основные экономические, политические, социальные и культурные последствия ига для Руси используя § 5 (с. 26 – 28) и другие источники;
  • подготовиться к промежуточному контролю знаний по теме “Древняя Русь”.

Развёрнутый конспект урока. Тема: Борьба Руси с иноземными захватчиками.

Имя урока “Нашествие”

Содержание урока (с методическими рекомендациями):

  • мультимедиа, имя урока “Нашествие”, фрагмент песни С. Прокофьева и В. Луговского “Вставайте люди русские”, кадр 1;
  • мультимедиа, план изучения темы, кадр 2.

План изучения темы:

  1. Монголо-татарское нашествие.
  2. Поход Батыя и начало монголо-татарского ига.
  3. Отражение угрозы с Запада.
  4. Ордынское владычество на Руси.

- Какое главное отрицательное последствие имела государственная раздробленность Руси? (Упадок военного могущества Древней Руси)

- Именно это последствие наиболее болезненно сказалось в XIII веке. В связи с этим нам предстоит раскрыть причины и последствия иноземного вторжения на Русь в XIII веке.

- Имя нашего урока – “Нашествие”. По-другому нельзя назвать ту опасность, которая исходила со стороны Востока и Запада. С Востока на Русь обрушились силы монголо - татар, с Запада – немецкие феодалы и шведские рыцари. На протяжении занятия нам предстоит выяснить почему в борьбе с шведскими феодалами и немецкими рыцарями Русь смогла выстоять, а устоять перед монголо-татарами не удалось? Определить в какой зависимости оказалась Русь.

  1. Монголо-татарское нашествие. (Мультимедиа, раздел “Монголо-татарское нашествие”, кадр 3)
  1. Монголо-татары, их занятия и общественные отношения.

Студенты, прослушав сообщение, отвечают на вопросы:

  • На какой территории проживали?
  • На какой стадии общественных отношений находились?
  • Назовите основные занятия монголо - татар.
  • Какова военная организация?
  • Кто возглавил борьбу монголо - татар за объединение?

(Сообщение студентов с использованием мультимедиа презентации. Мультимедиа, раздел “Монголо-татары, их занятия и общественные отношения”, кадр 4)

Вывод: Мы выяснили, что монголо-татары проживали на территории Центральной Азии. К концу ХII века они находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. В начале ХII века главной задачей Чингисхан провозгласил завоевание мирового господства.

(Мультимедиа, раздел “Завоевание монголо-татар в XIII в.”, кадр 5. Презентация)

  1. Когда и какие территории они захватывают до нашествия на Русь, покажите на карте? (заполнение таблицы в ходе работы с картой, учебником в группах)

Таблица 1: Завоевания монголо – татар

Годы походов Завоеванные территории
К 1211 г. Земли бурят, якутов, киргизов, уйгур
К 1217 г. Северный Китай
1219 – 1221 гг. Средняя Азия
1220 – 1222 гг. Закавказье
1223 г. Вторжение в половецкие степи и битва на реке Калке
1236 г. Волжская Булгария

Вывод: В результате завоеваний эти государства и народы в дальнейшем вошли в состав государства Золотая Орда, а хозяйство пришло в упадок.  (Мультимедиа, раздел “Битва на Калке”, кадр 6)

  1. По свидетельствам Галицко-Волынской летописи русские дружины впервые столкнулись с монголо-татарскими войсками в 1223 г. на реке Калке, оказывая помощь половцам. Работая с документом в паре, ответьте на поставленные вопросы к документу.

Битва на Калке (По Галицко-Волынской летописи)

Вопросы к документу:

  • Кто возглавлял татарские и русские войска?
  • Почему русские войска в сражении на реке Калке потерпели поражение?

- Мы видим, чем закончилось сражение на реке Калке для наших воинов. Это сражение было на чужой территории. Но прошло не так много времени и русские люди испытали весь ужас нападения на свои земли.

  1. Поход Батыя и начало монголо-татарского ига.

(Мультимедиа, раздел “Поход Батыя и начало монголо-татарского ига”, кадр 7)

Эпиграф:

“Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя, внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день, по степи голой
Топча сухие ковыли.” (Наталья Кончаловская, “Наша древняя столица”)

- По историческим документам вам сегодня предстоит восстановить хронологию событий нашествия Батыя на Русь, в ходе работы группами над вопросами к документам. Также необходимо ответить: как вели себя завоеватели в русских городах по отношению к мирному населению и что могли противопоставить мирные горожане завоевателям?

Группы 1, 5 - Повесть о разорении Рязани Батыем. Вопросы к документу:

  1. Опишите героическую оборону Рязани, проанализировав весь текст. Какое впечатление произвел на вас рассказ о жителях города?
  2. Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Докажите свое мнение.
  3. Что стало с Рязанью после пятидневной героической осады? (Жители погибли. Город был сожжен и разграблен. Разрушенную Рязань не удалось восстановить.)

Группы 2, 4 - Извлечения из Лаврентьевской летописи. Вопросы к документу:

  • Куда двинулись войска Батыя после взятия Рязани? Восстановите путь их продвижения, используя документ и карту. Покажите на карте продвижение войск монголо-татар.
  • Как вели себя завоеватели в русских городах по отношению к мирному населению?
  • Что могли противопоставить мирные горожане завоевателям? (Коломна>Москва>Владимир>Суздаль>Ростов>Ярославль>Переяславль>Юрьев> Галич >Дмитров >Тверь и т.д.)

Группы 3, 6 - Нашествие Батыя на Русь. (Извлечения из Ипатьевской летописи). Вопросы к документу:

  • Опишите героическую оборону Козельска, проанализировав весь текст.
  • Как вели себя жители города?
  • Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Докажите свое мнение.
  • Почему русские войска терпели поражение?

(Мультимедиа, раздел “Походы хана Батыя на Русь”, кадр 8)

Заслушиваются результаты работы групп. (Мультимедиа, раздел “Проблемный вопрос”, кадр 9)

Проблемный вопрос: Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо - татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоеванных ими стран.

Таким образом, главными причинами поражения Руси в борьбе с монголами являются:

  • Раздробленность и отсутствие единства в русских землях.
  • Высокое воинское мастерство монгольского войска.
  • Столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации общества: (Русь - оседло-земледельческий, Монголия - кочевой, ориентированный на военные завоевания).
  1. Отражение угрозы с Запада.

(Мультимедиа, раздел “Отражение угрозы с Запада”, кадр 10)

- В конце XII – первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с запада – с наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика (покажите на карте). Возглавлял наши войска в двух ключевых сражениях князь Александр Невский. Но он был не только полководцем, но и политическим деятелем. Прослушайте сообщение “Александр Невский – политик и полководец” и ответьте на вопрос: Какие личные качества помогали А. Невскому в военной и политической деятельности.

(Выступление студентов с презентацией мини-проекта “Александр Невский – политик и великий полководец”)

- В 1237 г. объединение двух Орденов осложнило обстановку. Главной их целью была экспансия и полное включение земель в состав государства с другой конфессией. Население северо-западной Руси, а особенно Прибалтики столкнулось с угрозой новой агрессии. Прослушав сообщение, мы выяснили, что противник Руси в этом сражении потерпел поражение. Эта победа надолго остановила продвижение шведов, способствовала она и укреплению авторитета самого молодого двадцатилетнего князя, придав ему силы и уверенность.

- Летом 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари захватили города Изборск, позже Псков. В ответ в 1241 г. Александр Невский захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г. стремительным броском освободил от крестоносцев Псков. Затем княжеская владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение двинулось к Чудскому озеру, на льду которого 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение, известное как Ледовое побоище. (Демонстрация интерактивной карты с озвученным пояснением)

- В итоге немецкие рыцари были вынуждены отправить посольство в Новгород, и, отказавшись от своих завоеваний, заключить мирный договор. Не менее важно моральное значение победы, которая была одержана в самые горькие времена, когда города Руси лежали в развалинах после нашествия Батыя.

Проблемный вопрос: Почему Александр Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал подобного отпора монголо-татарским войскам? (Александр Невский был дальновидным политиком и осознавал невозможность противостоять монголо-татарам военным путем, поэтому единственной возможностью сохранения русских сил и спасения от полного уничтожения было сотрудничество с ними.)

(Мультимедиа, раздел “Проблемный вопрос”, кадр 11)

Проблемный вопрос: Почему в борьбе с шведскими феодалами и немецкими рыцарями Русь смогла выстоять, а устоять перед монголо-татарами не удалось? (Выполнение проблемного задания в группах (мозговой штурм) в ходе заполнения сравнительной таблицы)

Таблица 2.

Причины поражения Руси в столкновении с татаро-монгольскими завоевателями Главные причины эффективности отпора на Западе
Невозможность сопротивления татаро-монголам в связи с их воинской организацией.

Разобщенность русских войск и сил.

Структура и организация монгольского конного войска и умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Оборону и отпор западным захватчикам организовало Новгородское княжество – одно из богатейших на Руси.

Ополчение состояло не из необученных в военном отношении крестьян, а из лучше тренированных и вооруженных горожан во главе с боярами.

Полководческий талант Александра Невского.

  1. Ордынское владычество на Руси.

Общий итог противоборства с татарами – Русь стала завоеванной территорией, частью Золотоордынской империи – улусом (в пер. с монгольского – владение). На территории Руси было установлено иго. На прошлом занятии одна из групп получила задание в творческой форме представить ваши ассоциации со словом иго (выступление с творческим мини-проектом).

(Мультимедиа, раздел “Иго”, коллаж, кадр 12)

- А теперь посмотрим, как представил свое понимание данного события наш соотечественник и современник, художник Илья Глазунов на своем полотне “Иго” (комментарии педагога).

(Мультимедиа, картина “Иго” И. Глазунова, кадр 13)

- Так что же такое иго? (Мультимедиа, раздел “Ордынское владычество на Руси”, схема, кадр 14)

- Иго – это политическая и экономическая зависимость Руси от Орды. Татаро-монгольское иго представляло собой сложную систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани татарам или, как называли ее на Руси, “ордынский выход”. Сборщиками дани были баскаки, которые после специальной переписи собирали дань с дома-хозяйства. Политическая зависимость выражалось в изменении положения князей. Князья должны были ездить в Орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. Хан, таким образом, становился источником княжеской власти.

- Запишем основные особенности ига:

  • Монголо-татары не поселились на русских землях (леса и лесостепь не их ландшафт, он им чужой).
  • Веротерпимость татар-язычников: Русь сохранила свою религиозную независимость. Единственное требование к русской православной церкви – молитвы за здоровье великого хана.
  • Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия Руси).

Таким образом, монголо-татарское иго наложило неизгладимый отпечаток на историю Руси, поделив ее на две эпохи – до “Батыева нашествия” и после него, домонголскую Русь и Русь после нашествия монголов.

“России определено было высокое предназначение: её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощённую Русь, и возвратились на степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией”. (А.С. Пушкин)

- Ответьте, пожалуйста, на четыре основных вопроса:

(Мультимедиа, рефлексия, кадр 15)

В результате урока “Нашествие” мне открылись:

  • Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами……………………………………………………………………………
  • Два самых важных имени: …………………………………………………………………..
  • Два самых важных события (даты):…………………………………………………………
  • Два самых важных качества личности правителя (человека): ……………………………

(Мультимедиа, “Домашнее задание”, кадр 16)

Домашнее задание:

  1. определите основные экономические, политические, социальные и культурные последствия ига для Руси;
  2. подготовиться к контролю знаний по разделу.

Учебно-методическая литература

Основная:

  1. Артемов В.В. Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.

Дополнительная:

  1. Кацва Л.А. История России с древнейших времен до середины XIX в.: пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ””, 1999.
  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.
  3. Короткова М.В., М.Т. Студеникин. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Платонова Т.И. Электронная презентация на школьном уроке и вузовской лекции.- Тверь: Тверской государственный университет, 2007.
  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  6. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2008.
  7. Отечественная история в схемах и таблицах: / В.В. Кириллов – М.: Эксмо, 2005.
  8. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в.: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  9. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006.
  10. CD диск “Энциклопедия России 862 – 1917 гг.”

Интернет ресурсы:

  • www.istorya.ru
  • http://schoolart.ru
  • http://lesson-history.narod.ru
  • www.edu-zone.net
  • www.websip.ru
  • http://a-nevskiy.narod.ru
  • http://www.pravoslavie.ru
  • http://www.sgu.ru/rus_hist/people
  • www.sovmusic.ru
  • http://nkozlov.ru

Презентация