Цель: формирование здорового образа жизни
Задачи:
- способствовать развитию активного позитивного досуга учащихся и родителей;
- развивать экологическую культуру учащихся через усвоение основных правил поведения на природе;
- создание благоприятной обстановки для воспитания чувства коллективизма, ответственности, доброты и отзывчивости.
Организация
- Дети вместе с учителем и группой родителей собираются возле школы.
- Сказочные герои встречают детей по намеченному маршруту в условленном месте.
Действующие лица:
Ведущий (учитель.)
Водяной.
Баба-Яга.
Соловей-Разбойник.
Леший и Кикимора.
Царь Берендей.
Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычный поход. К нам из леса пришло письмо.
Горе случилось в лесу. Заболел Царь Берендей, ни заговоры, ни снадобья ему не помогают. Вот что он пишет: [1]
"Друзья мои! Рад бы я вас в гостях потчевать, да одолела меня хворь внезапная, вот уж какой день мне недужится, и нету лекарства от моей хвори, окромя яблока молодильного. Да завладела им нечисть лесная, поделила на части, да никак мне его не собрать. Одна надежда на вас, смелые, добрые, умные мои. Не покиньте меня в такой беде, выручайте!
Ваш царь Берендей"
Ведущий: Ну что, ребята, выручим царя? Но только знайте, нечисть лесная просто так кусочки яблока не отдаст. Согласны в дорогу отправиться? (Отправляемся в путь, доходим до входа в парк. На дереве висит надпись).
- "Направо идти - себе смерть найти"
- "В кусты проберешься - страху не оберешься"
- "Налево пойдешь - к Берендею путь найдешь"
- "Прямо пойдешь - пути не найдешь" [1].
(Дети выбирают маршрут и подходят к пруду)
Водяной: (Поднимаясь по лесенке, Водяной поёт песню на мелодию песни М. Дунаевского)
Я Водяной, я Водяной,
Я пруда стерегу покой,
Мои друзья - подружки,
И рыбки, и лягушки.
Ах, какая прелесть!
Эх, жили не тужили.
Все было просто, ясно.
Все нашу воду пили,
А вот теперь, а вот теперь,
А вот теперь - опасно!
(Водяной подходит к ребятам)
Что за шум в моих пределах,
Что тут ходите без дела?
Здесь шалить не разрешаю,
Мутить воду, травку мять,
Мусор тут и там бросать.
Здесь можно только отдыхать,
Обозревать у пруда гладь.
Его красою любоваться:
Здесь лебеди живут на диво!
Ну, разве это некрасиво!?
Эх, даже их не пощадили,
Всю воду люди загрязнили:
То банку кинут - им забава,
То из трубы нальют отраву.
Ведь этот пруд погибель ждет,
И чахнет все, что в нем живет [2].
Ведущий:
Наш славный, добрый Водяной,
Готовы мы дружить с тобой.
Ты только подскажи ребятам,
Что сделать им такого надо?
Водяной:
Чтобы пруд остался чистым,
Полноводным и лучистым,
Нужно правила всем знать
И всегда их соблюдать.
Хором мне ответьте, что на водоемах разрешается, а что запрещается:
- Вырубка леса:
- Мойка машин:
- Стиральный порошок выливать:
- Закрывать воду в кране:
- Консервные банки оставлять:
- Разбитые бутылки в водоемы бросать:
- Катание на лодке:
- Ловля рыбы:
- Купание:
- Ловля лягушек:
Ну что я все про пруд, про пруд?
Скажите, что вам нужно тут?
Ведущий:
Позвал нас в гости Берендей,
Спешим помочь ему скорей.
В глуши, у нечисти лесной,
Есть жизни плод - он дорогой.
Разбитый нечистью на части,
Не может принести он счастья.
Ты помоги нам, Водяной,
Направь тропинкою лесной.
Водяной:
Нелегка ваша задача:
Далека дорожка:
По тропинке, вдоль моста,
В старенькой сторожке,
Часть того, что нужно вам,
Есть у Бабки-Ёжки.
(Все идут к избушке Бабы - Яги).
Баба - Яга:
Что опять за тара - рам?!
Старые знакомые!
Вижу, вижу по глазам,
Что-то снова нужно вам.
Ведущий:
Ты права, Ягуся.
Знаем мы, что у тебя
Есть лекарство для царя.
Баба - Яга:
Есть, есть, не скрою, есть,
Только не про вашу честь.
Чтобы дольку получить,
Вы должны мне угодить.
Спойте про меня песенку.
(Все поют песню "И не дождь, и не пурга")
Баба - Яга:
Ну, немножко угодили,
И чуть-чуть развеселили.
Но узнать хочу сейчас,
Кто проворнее из вас?!
(Игра: "Метла Бабы - Яги")
Баба - Яга:
Ну, вы просто молодцы!
Угодили, сорванцы!
Дольку вам вручаю,
А дальше - провожаю.
Ваш путь лежит к Соловушке.
Ой, держитесь за головушки!
Если в лес войдете смело,
Будет сделано полдела.
(Дети с героями заходят в лес)
Соловей-Разбойник (Свистит и спрыгивает с дерева.)
Это кто же здесь идет?
Кто покоя не даёт?
Вы зачем сюда пришли?
Больше места не нашли?
Ненавижу шум и смех.
Вон! Не то раздую всех.
Уходите все отсюда,
А иначе будет худо!
Ведущий:
Соловей, бандит лесной,
Отчего такой ты злой?
Не гони нас. Может быть,
Нам тебя развеселить?
Соловей-Разбойник:
Что, что, что, не может быть!
Вы? Меня развеселить?
Ну, попробуйте, ребята.
Рожи скорчить - слабовато?
(Конкурс на самую смешную рожицу)
Соловей-Разбойник:
Ну и рожи!
От души похохотал,
Словно в цирке побывал!
Говорите, ребятня,
Что вам надо от меня?
Ведущий:
Надо нам спасти скорее
От болезни Берендея.
Чтоб ему с постели встать,
Надо яблоко собрать,
И от первой половинки
Мы достали четвертинку,
А другая у тебя.
Дай её нам для царя!
Соловей-Разбойник:
Как же просто все у вас!
Разогнался, прям, сейчас!
Устроим мы соревнованье -
В искусном свисте состязанье.
Ну, кто пересвистит меня?
(Соловей-Разбойник громко свистит")
Ведущий:
Неужели ты не знаешь,
Что в лесу нельзя шуметь?
Иль специально хулиганишь,
Чтобы нас всех одолеть?
Соловей-Разбойник:
Но, но, но!
Меня! Учить?
Можно крепко получить!
(Замахивается. Дети смеются)
Ну-ка, дружно говорите,
Как в лесу себя вести?
И меня вы просветите,
А то все, ха-ха, хи-хи!
(Дети перечисляют правила друзей природы)
Соловей-Разбойник:
Получите же награду.
Только вам помочь бы надо.
Есть подруга у меня - Кикимора болотная.
Знаю я её давно,
Она с Лешим заодно.
Укажу дорожку я.
Поспешим-ка, ребятня!
(Идут за Соловьём-Разбойником к поляне. Под деревом лежит Леший, он охает, стонет, потирает спину)
Леший:
Ой, погода холодна [3],
Ветер так и воет,
Кости все мои болят,
Поясница ноет.
У меня свистит в груди,
И внутри ломота,
Что ни Боже приведи -
Помереть охота.
Вот помру в глухомани
В одиночестве я,
И никто не узнает,
Где могилка моя.
(Появляется Кикимора)
Кикимора:
Эй, привет! Чего не весел?
Что чурбан - то свой повесил?
Знать, хвороба одолела?
Леший: Ты б взялась, кума, за дело.
Кикимора:
Я по лесу первый лекарь:
И знахарка, и аптекарь!
Ой, сейчас, сейчас, сердечный!
Выпьешь зелье - все пройдет.
(подаёт кружку)
Леший: (пробует) Ну и гадость!...
Кикимора:
Это зелье
От всего тебя спасет.
Леший: Из чего ты варишь зелье?
Кикимора:
Из пиявок и хвостов!
Добавляю тараканов
Из березовых листов.
А букашки и козявки
Перемешиваю с травкой.
А еще туда сушеный
Мухомор кладу толченый.
Довожу все до кипенья.
Это лучше, чем варенье:
Ох, ядрено это зелье -
От любой хандры проймет.
Потечет вся жизнь в веселье,
Снова молодость придет.
Леший:
Что тут? Мухомор толченый?
Ле - екарша: ядрена вошь!...
Вот, свяжись с такой "ученой" -
Раньше времени помрешь!
Хоть в мозгах моих кисель,
Ну-ка, дуй скорей отсель!
Кикимора:
О-ё-ёй!
Стал ты, Леший, сам не свой.
Знать, страдаешь головой [3].
Куда дел волшебный плод?
Съешь - хвороба вся пройдет.
Леший:
Куда спрятал? (чешет затылок)
Я забыл:: Где то к ветке прицепил.
Кикимора:
Ну, дружочек, ты даёшь!...
Разве щас его найдешь?
Ты ж забрал всю половинку,
Отвечай как на духу!
Леший: Тише, снова боль в боку!
Кикимора:
Ты мне нервы не трепи,
Куда спрятал? Говори!
Леший:
Ну, сказал же! Где-то здесь!
На каком суку? :. Бог весть:
Кикимора:
Ах ты, старый дуралей!
Ну, иди, ищи скорей. (толкает)
(дети подходят ближе)
Ведущий:
Не ругайтесь, подождите,
Слово молвить разрешите.
К вам пришли лесной тропинкой
За волшебной половинкой,
А другая есть у нас.
Все зависит лишь от вас.
Если яблоко мы сложим,
Берендею мы поможем.
Только целое оно
Сможет исцелить его.
Заболел лесной наш царь,
Стороны сей государь.
Помогите, лиходеи,
Не губите Берендея!
Коль её сейчас найдем,
В гости все к нему пойдем.
Кикимора: Ты слыхал? Аль мне приснилось?
Леший: Ни одна ты удивилась!
Кикимора:
Леший! А и впрямь?
Нам они к чему сдались?
Из-за них мы извелись!
Ни настойки, ни компресса -
Никакого интереса!
Слышал, плод при полной силе,
Лишь когда их все четыре.
Леший: Что, подруга, отдаем?
Кикимора: Отдаём!
Вместе: Ну тогда искать идем! (идут вместе с детьми по лесу, ищут четвертинки яблока)
Кикимора:
Глянь, висит. Да вот оно!
Ну-ка, сбейте-ка его!
(Дети сбивают шишками висящие на ветках тарелки, в одной из многих находят четвертинки яблока, складывают в целое).
Ведущий:
Поспешим, друзья, скорее
И излечим Берендея!
(Все идут к Берендею)
Берендей:
Заждался я вас, други мои!
Успешно ли было ваше путешествие?
Ведущий:
Успешно, царь-батюшка!
Вот и яблочко заветное!
Кушай на здоровье.
(Царь съедает яблоко и становится веселым и здоровым. Приглашает всех к столу)
Царь:
Спасибо вам, выручили!
Приглашаю вас за столы дубовые,
За скатерти самобраные.
Устроим честной пир на весь мир!
Дети и взрослые садятся за общий стол, приготовленный родителями.
После трапезы сказочные герои проводят подвижные игры на поляне (см. Приложение)
Используемая литература
- Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1 - 2 классы. М.: ВАКО, 2007.- 272 с. - (Мастерская учителя), с. 175.
- С.Н. Захарова. Сценарии праздников для старших дошкольников. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 262 с.: ноты.: ил., с. 170.
- В.М. Пашнина. Праздник хорошего настроения. Сценарии для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 2006.- 272 с.: ил.- (После уроков), с. 51-52.