Влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом “первоначального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться первые “механизмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

“Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний” (Д.С. Лихачев)

Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И.Тихеева, А.Н. Усова, Е.А. Флерина и другие). Сейчас, в сложный период, коллективы многих дошкольных учреждений продолжают искать возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку: программа “Приобщение детей к русской народной культуре” разработана в Нижнем Новгороде О.Князевой и М.Маханевой, программа “Наследие” разработана М.Новицкой, программа “Русский дом” разработана и апробирована в городе Барнауле, руководитель программы Н.А. Яковлева. Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной задачи – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Основные принципы, положенные в основу программы сводятся к следующему: системность, интегрированность, взаимозависимость и взаимообогащение тематике. Кроме этого постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка на занятии.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Выше перечисленные программы помогают педагогам приобщить дошкольников к истокам народной культуры, ее духовным ценностям.

Проблема нравственного воспитания тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, требующей внимания к личности ребенка во всем его своеобразии. Воспитание нравственного поведения - процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса, вариативности условий воспитания, предполагает высокий уровень организационно-педагогических усилий в дошкольном учреждении; обязательную связь семейного и общественного воспитания; единство сознания, чувств и понятий.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению.

Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что народные праздники составляют основу этой педагогики. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых), а также родителей воспитанников ДОУ. (Приложение 1)

Основной целью и средством воспитания детей в детском саду в народной педагогике является общение, реализуемое в трудовой, празднично-игровой, учебной и других видах деятельности. Общение, особенно с взрослыми, внимание и любовь близких помогают малышу усвоить определенные знания, умения и характер отношений.

Все эти задачи, как эстетического, так и нравственного воспитания нашли свое отражение в одном из компонентов народной культуры - народном празднике. Однако чтобы праздник не утратил своей новизны, яркости необходимо учитывать подготовительный период к празднику. В “Методических рекомендациях” раскрыты основные положения по подготовке и проведению народных праздников в детском саду (Приложение 2)

Великий русский педагог К.Ушинский еще в XIX веке отмечал, что западный человек ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в Иванов, не помнящих родства. Мы даже и праздников своих толком не знаем. Может быть, это связано с тем, что лет 70 были они как бы под запретом, так как имели “связь” с церковью?

А ведь вся наша культура всегда рождалась в недрах религии и тысячелетиями была с ней связана. Рождество, Масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров... Сколько существует прекрасных русских праздников! На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье ни когда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

“Наконец, праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и использованием традиционных песен” (А.Н. Зимина).

Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание нравственного поведения.

Для того чтобы выявить влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста на базе дошкольного образовательного учреждения “Рябинка” города Белокуриха была проведена опытно-экспериментальная работа. На первом этапе осуществлялась констатация состояния изучаемой проблемы в теории и практике воспитания, были выделены 4 уровня осознания нравственных норм поведения старшими дошкольниками. (Приложение 3). На втором этапе проведено исследование нравственного поведения детей в группе сверстников. Исследование проводилось с помощью метода наблюдения в ходе подготовки и проведения народного праздника Троица. Выполнение ребенком нравственных норм тесно связано с эмоциональным отношением к тому человеку, которому они адресованы. Мы наблюдали, как относятся наши испытуемые к своим сверстникам: приязненно, неприязненно, безразлично. (Приложение 4).

Формирование нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста проходило в процессе с русскими народными праздниками и участия в них.

Вначале был составлен годовой перспективный план, в котором были выделены наиболее значимые русские народные праздники, доступные пониманию детей. В плане определены цель и воспитательные задачи.

Основная цель – приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с русскими народными праздниками. В плане прослеживается взаимосвязь работы руководителей музыкальной, изобразительной, театральной деятельности, логопеда, воспитателя по физической культуре. Музыкальный, словесный, игровой материал узкие специалисты отслеживали в разных видах деятельности.

Весь процесс воспитания нравственного поведения посредством народных праздников осуществлялся в три этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), понимание (обсуждение после праздника).

  • На этапе подготовки педагогическим коллективом был восстановлен смысл празднования, в связи, с чем возник замысел и составлен сценарий праздника, учитывающий задачу приобщения детей к тематике празднования. Основная тема праздника пронизывала все занятия, в которые ребенок включен.

  • Немаловажную роль в праздниках сыграла предварительная подготовка, в которой участвовали дети, воспитатели, родители.

  • Проведение – это этап действенной реализации того замысла, где каждый участник включается исходя из своего понимания происходящего. Очень важно делать “незаорганизованным” само празднование, чтобы не лишить детей непосредственного восприятия того красочного действа, в которое они были активно включены.

  • Понимание – это заключительный этап, который является наиболее важным с точки зрения трех составляющих. Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось.

Основная идея народного праздника проходит единой нитью, предусматривая работу по воспитанию нравственного поведения.

Вся работа, осуществляемая на трех этапах взаимосвязана. Каждый этап несет в себе определенные функции и задачи. Исходя из этого мы составили таблицу, определяющую значение каждого этапа.

Народные праздники. Таблица № 1.

I этап

II этап

III этап

  1. Что должны понять дети о событии.
  2. Как сделать, чтобы они это поняли.
  3. Какие изменения надо ввести в занятия.
  4. Участие всех членов воспитательного процесса.
  1. Сценарий.
  2. Место проведения.
  3. Музыкальное сопровождение.
  4. Необходимые атрибуты.
  5. Участники.
  1. На что обратить внимание детей.
  2. Придумать, какая форма позволит вызвать у детей заинтересованность к прошедшему празднику.

В ходе эксперимента дети участвовали в подготовке и проведении 6 русских народных праздников: Троица, Иван Купала, Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица.

Рассмотрим на примере одного русского народного праздника воспитательное воздействие на формирование нравственного поведения старших дошкольников. (Приложение 5)

Для того чтобы выяснить насколько знакомство с русскими народными праздниками повлияло на развитие нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста, мы использовали ту же методику, что и на первом этапе. Овладение нравственными нормами поведения пробуждает у дошкольника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми, укрепляет эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, воспитывает самоуважение, чувство собственного достоинства. У детей экспериментальной группы снизилась агрессивность, повысилась симпатия к друг другу, уважение к окружающим.

Таким образом, осуществляя знакомство с русскими народными праздниками под руководством взрослого возможно: повысить уровень знания нравственных норм, воздействовать на воспитание нравственного поведения.

Подводя итоги контрольного эксперимента, отмечаем, что народные праздники, способствующие приобщению детей к культурным традициям своего народа, являются эффективным средством воспитания нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.

ВЫВОД: Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д.Фрезер, М.Мид).

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них.

Итак, народные праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.

ЗИМНИЕ СВЯТКИ.

Содержание: Рассказ музыкального руководителя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещение).

Муз. руководитель: В зимние Святки празднуют такие замечательные праздники, как Рождество и Новый год. Святки начинались 7 января. В этот день празднуют Рождество – День рождения Иисуса Христа. А накануне Рождества готовили ритуальное блюдо – “сочиво”, а также колядовали: обходили дома с пением рождественских колядок. Колядками называются песни, в которых славят хозяев дома, желают им богатства, многодетности, хорошего урожая и т.п.

Пришла Коляда,
Накануне Рождества!
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас господь
И житьём, и бытьём,
И богатством;
И создай вам, господи,
Ещё лучше того!
Уж лучше ты дядя доброход!
Выдай денег на проход!
Выдашь - не выдашь,
Будем ждать,
У ворот стоять!
Золотая голова,
Шёлковая борода!
Ты подай пирожка,
Ради праздника Христова.
Пирожка – то хоть пресного,
Хоть кисленького!
Да пшеничненького!
Отрежь потолще,
Подай побольше!
Сто бы тебе ковров,
Полтораста быков!
По ведру бы тебе доили
Всё сметаною!

Колядки исполнялись детьми или молодыми людьми. Хозяева одаривали всех печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами.

Не дашь пирога –
Мы корову за рога.
Не дашь кваску –
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка –
Мы хозяина в пинка.
Подавайте, не ломайте,
Не закусывайте!
Не дадите порога –
Сведём корову за рога!

Всё, что давали хозяева, собирали в мешок, а потом коллективно поедали. В рождественскую ночь, после 24 часов, ходили славить Христа.

Сейчас мы празднуем начало нового года 1 января. А раньше считалось, что новый год наступает с 14 января.

Началу нового года придавалось большое значение. Есть такое поверье: как встретишь Новый год, таков и будет предстоящий год. Поэтому все старались, чтобы на столе было много яств, чтобы все люди были весёлыми. Все желали друг другу счастья и удачи. Святки длились до крещения, которое праздновали 19 января.

Музыкальная гостиная “РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ”.

Оформление зала: В зале стоит новогодняя елка, мерцают свечи, полумрак, звучит гитара.

Муз. руководитель:

Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола.
И с ними в лад слова звучат:
“Мир на земле и счастья всем”
Я чувствовал как в этот день
Жизнь городов и деревень объединив,
Звучит призыв:
“Мир на земле и счастья всем!”
г. Лонгфелло

В исполнении взрослых звучит “Рождественская песенка” Синявского.

Муз. руководитель: В ночь на 7 января, когда на севере снег легко кружит в свете ярких, праздничных окон, мягкими хлопьями падает на землю и поскрипывает под ногами, а на юге теплый ветер колышет пышные ветви пальм, а Санта Клаусам невыносимо жарко в их красных шубах – повсюду, где преобладает христианство – празднуется Рождество. И взрослые и дети ждут этот праздник с его невероятным переплетением народных и христианских традиций: ряжеными, рождественскими гаданиями, играми, песнями.

В исполнении детей фольклорной группы звучит колядка.

Коляда, коляда, а бывает коляда, накануне Рождества.
Коляда пришла, Рождество принесла.
И желаем долгих лет!
И всегда вам жить без бед!
Славим, славим, восславляем, с Рождеством всех поздравляем!

Звучит наигрыш домры, муз. руководитель продолжает свой рассказ.

А гадания были разными: гадали на полене (в темноте берут в сарае полено, рассматривают его дома на свету. Гладкое полено – муж будет хороший, суховатое – дурной, с трещинами – сердитый), гадали на луковице (разрезали луковицу на 12 долек, посыпали солью, каждую обозначали определенными месяцами наступающего года. Наутро смотрели, какая долька сухая, а с какой бежал сок. Соответствующие месяцы ожидались сухими или дождливыми). Гадали девицы на кольце, хлебе и крючке.

Вызываются три девочки. На полу под платком лежат: кольцо, крючок, кусок хлеба.

Девицы кружат вокруг себя пять раз, а затем быстро снимают платок и тащат, кому что достанется. Та, у которой в руках будет кольцо – выйдет замуж за щеголя, у которой в руках хлеб – выйдет за богача, а той, – которой попадется крючок – всю жизнь горбиться, зарабатывать на хлеб…

Гадания.

Ни один праздник не обходился без музыкантов. Русские люди очень любят музыку. В деревнях по праздникам они издавна собирались на гуляния – пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. И сегодня мы познакомимся с некоторыми из них, а помогут нам учащиеся Д.М.Ш.

1.Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя – четырьмя струнами. (Показывает домру). Домра входит в состав оркестра народных инструментов. А сто лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не существовало в России. Ни одного инструмента не существовало в России, и даже рисунков ее не сохранилось. В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. В своих представлениях они высмеивали пороки и часто затрагивали сильные мира сего. Начались преследования скоморохов. Вместе с ними преследовали и домру. И она исчезла. Лишь в конце XIX века руководитель первого оркестра Андреев нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр.

Слушание музыкальной пьесы в звучании домры.

2. Баян – брат аккордеона. У баяна справа и слева кнопки. А родился баян в 1907 году в городе Тула, в многочисленной семье гармошек. Он состоит из особого пневматического устройства, действующего силой сжатого воздуха. Воздух нагнетается мехами, колеблет механические язычки, слышится звук….

Слушание пьесы в звучании баяна.

3. Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XYIII и IXX веках была она, пожалуй, самым распространенным инструментом. Под не. Плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный инструмент, родственница гитары. У нее деревянный, треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. В конце IXX века на балалайку обратил внимание В.В. Андреев, усовершенствовал инструмент и дал новую жизнь. Балалайка поныне является инструментом оркестра народных инструментов.

Слушание пьесы в звучании балалайки.

4. Аккордеон – сотворил искусный мастер Демиан ровно 169 лет назад в городе Праге. У аккордеона есть знаменитые родственники – рояль, пианино, баян. Как у пианино и рояля у аккордеона есть клавиши. И как у баяна – кнопки.

Слушание пьесы в звучании аккордеона.

Вот и познакомились мы с народными инструментами. Пришла пора и поиграть. Будем загадки слушать, да отгадывать. А отгадки вы найдете на нашей выставке рисунков народных инструментов.

Он по виду брат баяну,
Где веселье – там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком… (Аккордеон).

Ящик на коленях пляшет,
То поет, то горько плачет. (Баян).

Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан).

В лесу – то тяп, тяп,
Дома то ляп, ляп.
На колени возьмешь – заплачет. (Балалайка).

То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (Гармонь).

Среди народных инструментов есть и очень необычные по звучанию. Это шумовые инструменты: трещетка, прищепка, коробочка, ложки… Хотите послушать их звучание?

В исполнении фольклорной группы звучат частушки, на проигрыш дети подыгрывают на шумовых инструментах. Звучит гитара.

Накануне рождества вся семья собирается за столом. Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз: - Мороз” Мороз” Иди в хату есть кутью. Зимой ходи, а летом под колодою лежи.

Таким призывом думали задобрить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов.

Батюшка Мороз!
Душа красный нос.
Выходите, все играть,
Мороз нас будет догонять!

Игра “Мороз Васильевич”, сб. “Жаворонушки, вып. 3. После игры все рассаживаются на стульчики…. Полутьма, горят свечи, тихо играет гитара.

С детства помните сочельник,
Этот детский день из дней?
Пахнет смолкой свежий ельник,
Из незапертых сеней…..
Позабыты все заботы,
Ссоры, крики, слезы, лень.
А сейчас – прощенный день….
Иглы мелкой ели колки,
Сумрак голубой глубок,
Прилетит ли к нашей елке
Белокрылый голубок?

Взрослые и дети подходят к елке и поют “Рождественскую песенку”, Синявского.

Муз. руководитель: Вот на такой светлой, лирической ноте мне хочется закончить вечер в музыкальной гостиной. До свидания, до новых встреч!

РАЗВЛЕЧЕНИЕ “Зимние святки”

Цель: Познакомить дошкольников с обычаями и традициями народного праздника.

Оформление зала: Новогодняя елка в середине зала.

Звучит русская народная мелодия, тетушка Арина встречает гостей. Дети, свободно группируясь, заходят в зал.

Дети:

Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печки,
Зажигайте свечки.
Открывайте сундучок, вынимайте пятачок!
Нам славить некогда. Мы озябли.
Кто не подаст лепешку, у того разобьем окошки.
Кто не подаст ватрушки, расстукаем кадушки.
Кто не подаст пирога, запрем ворота.

Арина:

Коляда, коляда, не хошь пирога?
С луком, с перцем, с комариным сердцем!
Милости прошу, гости дорогие!
Кого величают, того и почитают!

Дети старших групп проходят в зал и свободно рассаживаются.

Арина:

Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, детушки малые!
В гости вы ко мне пришли,
А меня узнали вы?
Все зовут меня, детишки, тетушкой Ариной.
Не люблю сидеть скучать,
Буду вас я развлекать.
А что б было веселей,
Приглашу для вас гостей.
Ой, вы, гости дорогие, выходите поскорей,
Поприветствуйте детей!

Звучит русская народная музыка, в зал заходят дети подготовительных групп.

Арина: Здравствуйте девицы-красавицы и добры молодцы! Посмотрите-ка, сколько у нас сегодня гостей!

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Любят Зимушку все дети,
Много игр у ней, затей.
И она на праздник Святки пригласила всех гостей
Святки – это смех, веселье, игры, шутки, коляда!
Так давайте же, ребята, Зиму позовем сюда!

Зимушка Зима! Зимушка Зима!

Звучит вальс, в зал заходит Зима.

Зима: Здравствуйте, мои друзья!

А узнали ль вы меня?
Снег да снежные узоры,
В поле – вьюги, разговоры, холод, полутьма.
День – коньки, гора, салазки,
Вечер – бабушкины сказки…..
Вот она – Зима.
Приглашаю самых сильных,
Самых ловких, озорных,
В состязании сразиться,
Всем на санках прокатиться!

ИГРА “ВЕСЕЛЫЕ САНКИ”.

Слышится вой ветра.

Зима:

Слышу, слышу ветер я,
Разбегайтесь все, друзья!

В зал заходит Мороз Иванович.

Мороз:

Я Мороз молод,
Скачу, скачу в холод!
По ельничкам, по березничкам,
По сухим боркам, по веретейкам!

Зима:

Батюшка Мороз! Душа красный нос!
Становись-ка в круг играть,
Всех ты будешь догонять!

ХОРОВОДНАЯ ИГРА “МОРОЗ ИВАНОВИЧ”.

Слышится вой ветра.

Мороз:

Ох, как дружно все играли,
От мороза убегали.
Вьюга в путь меня зовет,
Ваш покину хоровод.
В путь дорогу мне пора,
До свидания, друзья!

Мороз Иванович уходит из зала.

Зима:

Принесла для вас, друзья,
Я красивый, снежный ком.
А лежат снежочки в нем
Вы снежки все разбирайте,
Да друг с другом поиграйте.

ИГРА “ СНЕЖКИ”.

Звучит русская плясовая, в зал забегает Снежная баба.

Зима:

Посмотрите-ка сюда,
Баба снежная пришла!

Снежная баба:

Знаю праздник у ребят,
Поспешила в детский сад.
Знаю много я загадок,
Их хочу вам загадать.
Если знаете ответы
Громче нужно отвечать!

Загадки:

Запорошила дорожки,
Разукрасила дома.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Закружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)

Эй вы, молодцы, девицы,
Заводите хоровод!
Со снежной бабой закружитесь,
Веселись, честной народ!

ХОРОВОД “СНЕЖНАЯ БАБА”, Можжевелова.

После хоровода дети подготовительной группы уходят за елочку и переодеваются в ряженых.

Снежная баба:

Ох, как весело у вас,
Ноги сами идут в пляс.
Эй, ребята, выходите,
Да со мною попляшите!

ОБЩАЯ ПЛЯСКА.

Зима:

Вьюга в путь меня зовет,
Ваш покину хоровод.

Снежная баба:  

Ну и мне идти пора,
До свидания, друзья!

Под вой ветра Зима и Снежная баба уходят. Выходят ряженые с шумовыми инструментами.

КОЛЯДКА:

Коляда, коляда,
А бывает коляда,
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Ряженые:

Славим, славим, восславляем,
С Рождеством всех поздравляем!
И желаем долгих лет!
И всегда вам жить без бед!
Чтоб в амбарах было густо!
На столах чтобы не пусто!
Славим, славим, восславляем!
С Рождеством всех поздравляем!
С Новым годом!

Арина:

Теперь с нами поиграйте,
Да скучать всем не давайте!
Козлик. Чур, играю первым я!
Догоните-ка меня!

ИГРА “ДОГОНЯЛКИ”.

Козлик:

Догоню теперь вас я,
Убегайте от меня!

В конце игры все разбегаются, козлик ловит Бабу Ягу.

Баба Яга:

Ты поймал меня не зря,
Дай, погадаю тебе я.

Козлик:

Не гадай ты мне совсем,
Погадай-ка лучше всем!

Баба Яга: Я сейчас раскину карты, -раскладывает карты

И скажу вам наперед,
Что вы будете здоровы
И счастливы целый год!
Вам на картах погадала
Для себя гадать черед!

Достает валенок для гадания.

Что меня здесь ожидает
Откуда суженный придет?
Куда брошу башмачок,
Там найдется мне дружок.

Баба Яга бросает валенок гостям в зале, кто его поймает, тот выходит плясать. После очередной пляски у Бабы Яги пропадает валенок.

Баба Яга:

Ой, пока мы с тобой плясали,
Валенок- то мой украли!
Кто же валенок украл?
Кто же суженным мне стал?

Баба Яга ищет валенок по залу и находит его у медведя.

Баба Яга:

Мишка-Мишенька, дружок,
Выходи со мной в кружок!

Медведь: Нет!

Баба Яга:

Раз мой валенок ты взял
Моим суженным ты стал!

Медведь:

Я тебя не выбирал,
А пока я тут дремал,
Валенок мне кто-то дал.
И не буду я плясать,
Лучше буду я играть!
Кто медведя не боится?
Кто с медведюшкой сразится?

ИГРА “БОРЬБА С МЕДВЕДЕМ”.

ИГРА “ПЕРЕТЯНИ КАНАТ”.

Мальчики: Что-то пляска не видна?

Девочки: Нет, неправда, вот она!

Мальчики: Плясуны не хороши!

Девочки: Сам пойди, да попляши!

Мальчики: Мы присядем, ногу в бок!

Девочки: А мы ногу на носок!

Мальчики: Топотушками пойдем!

Девочки: А мы сядем, отдохнем!

Мальчики: С вами мы плясать пойдем!

Девочки: Лучше после отдохнем!

Арина:

А теперь все выходите,
С ряжеными попляшите!

ОБЩАЯ ПЛЯСКА.

Арина:

А теперь скажу вам я,
Что прощаться нам пора.
Праздник веселый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришелся по нраву!

Ряженые:

Жить всем вместе лет до двести!
Большого здоровья! С Новым годом!
Со всем родом!

Арина:

Прощайте, прощайте, все счастливы будьте!
Здоровы, послушны и нас не забудьте!