Урок "Самооценка"

Разделы: Школьная психологическая служба


У каждого человека есть свои представления о себе, о других, о том, что “хорошо” и “правильно”, о том, что “плохо” и “неправильно”. Складывающиеся в течение жизни представления о себе часто не совпадают с совокупностью реальных качеств человека. Кроме того, способы самопроявления производят на окружающих определенное впечатление, которое часто не совпадает с тем, что человек на самом деле переживает или хотел бы выразить.

Таким образом, происходит четырехгранный взгляд на нас самих: окно Джогари (приложение 1):

  1. Открытая область – содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.
  2. Слепая область – состоит из того, что человек сам не замечает, но другие замечают это, но считают не уместным говорить об этом (чаще всего – особенность поведения и реакции).
  3. Скрытая область – содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (интимные моменты жизни, страхи, нерешенные личностные проблемы и т.д.).
  4. Неизвестная область – это то, что находится за пределами сознания самого индивида и окружающих, тем не менее это “нечто” в человеке может оказывать существенное влияние на его жизнь (например, ранние травматические переживания, неосознанный конфликт потребностей и страхов и т.п.).

Теперь мы знаем, что существуют наше мнение и мнение других о нас и т.д. Теперь создадим только положительное мнение о самих себе, создадим свой звездный внутренний мир (приложение 2). Произнесем их вслух все вместе.

Но ведь есть те качества, которых у нас нет, и нам хотелось бы их приобрести. Есть выход – эти качества есть на “Волшебной ярмарке”.

Цель игры: “инвентаризация” личностных желаемых качеств.

Инструкция: купить необходимые Вам личностные качества, не затратив много материальных средств, проявив доброжелательность, уважение, хитрость, не конфликтность, настойчивость, уговорить кого-либо в необходимости качества, объяснив необходимость покупки и т.д.

Всем выдается одинаковое количество финансов. На доске в таблице (или на ватмане) фиксируется начальная сумма и сумма, получившаяся в конце торгов. С помощью таблицы четко видно, кто из ребят экономично использовал свой финансовый ресурс.

Фамилия, имя Начальная сумма Остаток
     
     
     

Также, выдается карточка с личностными характеристиками (одна карточка одну человеку). С этой карточкой учащийся подходит к другим ребят и торгуется на приобретение качеств, имеющихся в карточках у ребят. Важно продать те качества, которые нравятся учащемуся, и купить желаемые качества, таким образом, человек формирует свой желаемый личностный образ. Если в карточке учащегося все устраивает, то карточку необходимо поменять. С помощью таблицы, также, возможно проследить, какие качества изначально присутствовали у человека и какие были приобретены.

Фамилия, имя Исходные качества Приобретенные качества
     
     
     

На завершающем этапе урока, ребята обмениваются мнениями, высказывают, что было интересным, что было трудным, что было открытием и т.д.

Инвентарь: бумажные деньги, ножницы, бумага, фломастеры, клей, скотч – для присвоения имени своей торговой лавки, списки качеств (приложение 3).

В конце урока подводятся итоги: кто какие качества себе купил, сколько было затрачено финансовых средств, сколько денег осталось