Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности. Для этого руководитель ДОУ внимательно изучает личность педагогов, их отношение к методическим проблемам, определяет совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, кто из педагогов окажется в авангарде, в инициативной группе, а кто может войти в “группу сопротивления” - новым идеям.

Заведующая ДОУ активно управляет системой непрерывного образования через систему стимулирования и поощрения.

Процесс управления ДОУ представляет собой замкнутую цепочку управленческих шагов, где в обязательном порядке присутствуют шесть составляющих: анализ состояния, прогноз, проектирование, моделирование, реализация, контроль, анализ результатов.

Если соединить процесс управления ДОУ и систему непрерывного образования педагогов, то в нашем детском саду это выглядит следующим образом:

Где: (ОП – образовательная программа), (ПР – программа развития), (ГП - годовой план), (НО –непрерывное образование), (СНО – система непрерывного образования)

Направления деятельности заведующей ДОУ.

Анализирует, диагностирует Прогнозирует Планирует, организует Руководит Контролирует
  • Проблемы жизнидеятельности ДОУ
  • Потребности функционирования и развития
  • Ход и развитие воспитательно-образовательного процесса
  • Стратегические документы (Образовательная программа, программа развития, планы)
  • Последствия планируемых процессов функционирования и развития
  • Тенденции изменений ситуаций в обществе и социуме
  • Воспитательно-образовательную работу, сетку занятий, учебный план, разработку и реализацию образовательной программы, программы развития, и других планов.
  • Разработку общих требований к процессам и результатам деятельности ДОУ, критериев их оценки.
  • Изучение, обобщение передового опыта педагогов.
  • Является председателем Совета педагогов.
  • Аттестацию работников ДОУ.
  • Работу с родителями.
  • Медицинское обслуживание детей, ОЖЗД, психо-физическое благополучие.
  • Систему контроля.
  • Слаженную работу всех сотрудников
  • Работой Совета педагогов
  • Системой стимулирования сотрудников
  • Обеспечивает условия для эффективного функционирования и развития ДОУ
  • Выполнение планов работы.
  • Реализацию стратегии развития учреждения.
  • Соответствие хода инновационных процессов и их результатов.
  • Ресурсное обеспечение.
  • Выполнение принятых решений.
  • Соблюдение прав и социальных гарантий.
  • Соответствие учебной нагрузки воспитанников требованиям СанПиНа.

Вывод: в каждом направлении есть моменты, где затрагивается СНО (система непрерывного образования). Управление системой непрерывного образования - одна из ведущих задач в деятельности руководителя образовательного учреждения.

Всем известно, что управление, как любой процесс, выполняет следующие основные функции:

  • Информационно-аналитическую
  • Мотивационно-целевую
  • Планово-прогностическую
  • Организационно-исполнительскую
  • Контрольно-диагностическую
  • Регулятивно-коррекционную

Рассмотрим содержание работы заместителя заведующего по воспитательно-методической работе в СНО при исполнении этих функций и определим формы и виды контроля руководителя за деятельностью заместителя заведующего по ВМР при выполнении этих видов работ:

Заместитель заведующего по ВМР(содержание работы) Заведующий (формы, виды контроля) Место применения
Информационно-аналитическая Формирует банк данных по СНО Оперативный контроль за ведением делопроизводства заместителя заведующего по ВМР:
  • собеседование
  • отчеты о проделанной работе
  • производственное совещание со службами
В аналитической деятельности руководителя
Мотивационно-целевая Определяет пути развития СНО (цели, задачи, формы, методы).
  • аттестация педагогов
  • анализ документации
  • собеседование
  • анализ диагностических карт профмастерства
  • анализ планов работы заместителя заведующего по ВМР (месячный, годовой)
  • Концептуальная идея СНО
  • Образовательная программа ДОУ
  • СНО
  • Программа развития ДОУ
Планово-прогностическая Выявление профессиональных особенностей членов коллектива, потребности в организации методической помощи.

Прогнозирует развитие профессионального мастерства

  • анализ готовности педагогов к аттестации
  • результат педагогической аттестации
  • оперативный контроль за своевременным прохождение педагогами курсов переподготовки
  • утверждение проектов, концепции, планов образовательных программ СНО
  • Годовой план
  • Образовательная программа ДОУ
  • Программа развития ДОУ
  • Образовательная программа СНО
  • Внешний контроль аттестация ДОУ
Организационно-исполнительская
  • Организует:
  1. исполнение планов повышения профмастерства
  2. организацию образовательной программы СНО
  • Обобщение опыта работы
  • Исполнение планов курсов переподготовки
  • Оперативный контроль
  • Тематический контроль
  • Фронтальный контроль
  • Совещание с руководителями служб
  • Собеседование
  • Анализ годового плана
  • Аттестация ДОУ
  • Аттестация педагогов
  • Анализ реализации задач программы развития
  • Анализ образовательной программы СНО
Контрольно-диагностическая
  • Осуществление контроля за самообразованием педагогов
  • ОМП в самообразовании педагогов
  • Отчет заместителя заведующего по ВМР
  • Собеседование
Регулятивно-коррекционная Обеспечение своевременного устранения нежелательных отклонений в работе по СНО
  • Оперативный контроль
  • Собеседование с заместителем заведующего по ВМР
  • Совещание с руководителями служб
  • Творческий отчет заместителя заведующего по ВМР

Таким образом, контроль за качеством непрерывного образования педагогов в ДОУ занимает большое место в деятельности руководителя. При этом используются практически все виды и все формы контроля и огромное разнообразие методов проведения контроля. Но для проведения контроля необходима программа его реализации.

Программа изучения (анализа) СНО внутри ДОУ

Мы заложили сюда следующие параметры:

  • Уровень адаптации нового работника к условиям работы ДОУ
  • Уровень профессиональной компетентности (молодых педагогов и стажистов)
  • Рост профессионального мастерства педагогов (который можно проверить по сравнительной характеристике профессиограм и диагностических карт профессионального мастерства)
  • Владение педагогами новыми теоретическими знаниями, профессиональными умениями, педагогическими технологиями (общего характера и специфичными для нашего образовательного учреждения)
  • Качество методического сопровождения процесса обучения педагогов
  • Передовой педагогический опыт, его количественные и самое главное качественный показатель - это востребованность этого опыта на уровне ДС, города, области, края
  • Влияние передового педагогического опыта на рост профессионального мастерства
  • Уровень и качество самообразования педагогов, влияние работы по самообразованию на рост профмастерства
  • Дифференциация форм и методов работы с педагогами: (Вновь прибывшие; перемещенные на новые должности; участниками инновационных процессов; имеющими замечания по результатам контроля)
  • Степень активности (пассивности) педагогов на занятиях
  • Полнота информации преподносимая педагогам в СНО
  • Соблюдение требований к организации работы по обучению педагогов в рамках СНО
  • Активность применения педагогами знаний полученных на занятиях СНО
  • Результативность СНО за контрольный период

Однако для того, чтобы качественно провести анализ работы СНО необходимо знать параметры оценки качества управления.

Параметры оценки качества управления СНО педагогов ДОУ.

1 блок. Ресурсное обеспечение деятельности

  1. Наличие нормативно-правовой базы по вопросу непрерывного образования педагогов
  • Приказы, положения, методические рекомендации федерального, регионального и муниципального уровня
  • Заявки на ОМП, диагностические карты профмастерства, перспективные планы курсовой переподготовки и аттестации педагогов и другие локальные документы
  • Методические письма, рекомендации по организации непрерывного образования педагогов
  • Концепция НО, образовательные программы непрерывного образования
  1. Кадровое обеспечение
  • Количественный и качественный анализ кадров ДОУ
  • План повышения компетентности педагогов внутри ДОУ
  • Принятие управленческих решений по обеспечению роста профессионального мастерства педагогов
  1. Материально-технические условия
  • Достаточность методического оснащения
  • Наличие условий саморазвития и самореализации педагогов

2 блок. Отражение вопросов управления СНО в нормативно-правовых актах ДОУ

  1. Образовательная программа
  2. Программа развития
  3. Годовой план разделы: (методическая работа, контроль, работа с кадрами, административная деятельность)

3 блок. Содержание непрерывного образования

  1. Соответствие содержания СНО приоритетным направлениям работы ДОУ (потребности ДОУ в дополнительных образовательных услугах; потребности педагогов; профессиональному уровню педагогов)
  2. Наличие работы по самообразованию педагогов
  3. Организация медико-психологического сопровождения обучения педагогов на рабочих местах
  4. Наличие методического банка

4 блок. Управление и контроль

  1. Соблюдение санитарных норм, правил ОТ и ТБ при организации обучения педагогов ДОУ
  2. Учет индивидуальных возрастных и психофизических возможностей педагогов
  3. Рациональность временных затрат
  4. Учет принципов НОТ при организации обучения взрослых
  5. Соблюдение сбалансированности форм и методов работы в СНО
  6. Наличие обратной связи

Перспективы в развитии системы непрерывного образования

Когда мы проанализировали, все что происходит с системой непрерывного образования на сегодняшний день, и о чем нам говорят последние научные публикации, концепции непрерывного образования, установки различных органов управления образования, то мы поняли, что перспективы прячутся в следующем:

  • это в работе с будущим. (Мы постоянно изучаем социальный запрос наших родителей, школы, то каким они хотят видеть наших детей)
  • в программирование системы непрерывного образования. (Формы методической работы по способу организации с учетом уровня профессионального мастерства: “школа исследователя”; “годичные команды педагогов”; “школа профессионального мастерства”; “школа высшего педагогического мастерства”; “школа передового опыта”; “педагогическая мастерская”; “мастер — класс”; “творческие микрогруппы”; “кружки качества”; “временные творческие коллективы”; “временные научно исследовательские коллективы”; “творческие лаборатории”; “кафедра”.
  • в совершенствовании профессиональной компетентности, т. е. в использовании компетентностного подхода; (необходимо формировать не только профессиональную компетентность, но и рассматривать вопросы, которые относятся к блоку личностной компетентности, т.е. формировать коммуникативную компетентность, социальную)
  • в вариативности и дифференцированности содержания форм, методов непрерывного образования. (На сегодняшний день мы используем дифференцированные формы работы по повышению профессионального мастерства педагогов. И начата работа по персонификации)
  • в диагностичности;
  • в усилении методического сопровождения. (Переходя на персонификацию разработать индивидуальные программы непрерывного образования)
  • в проектировочных формах и методах работы. (Их надо более активно использовать, потому что в системе непрерывного образования, они на сегодняшний день и нами используются недостаточно активно)
  • в здоровьесбережении. (Очень серьезно надо подумать, над здоровьесбережением самих педагогов, потому что думая о здоровьесбережении детей, мы забываем о том, что называется на сегодняшний день педагогическим выгоранием, педагогическим стрессом, затяжным стрессовым состоянием)