Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности. Для этого руководитель ДОУ внимательно изучает личность педагогов, их отношение к методическим проблемам, определяет совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, кто из педагогов окажется в авангарде, в инициативной группе, а кто может войти в “группу сопротивления” - новым идеям.
Заведующая ДОУ активно управляет системой непрерывного образования через систему стимулирования и поощрения.
Процесс управления ДОУ представляет собой замкнутую цепочку управленческих шагов, где в обязательном порядке присутствуют шесть составляющих: анализ состояния, прогноз, проектирование, моделирование, реализация, контроль, анализ результатов.
Если соединить процесс управления ДОУ и систему непрерывного образования педагогов, то в нашем детском саду это выглядит следующим образом:
Где: (ОП – образовательная программа), (ПР – программа развития), (ГП - годовой план), (НО –непрерывное образование), (СНО – система непрерывного образования)
Направления деятельности заведующей ДОУ.
Анализирует, диагностирует | Прогнозирует | Планирует, организует | Руководит | Контролирует |
|
|
|
|
|
Вывод: в каждом направлении есть моменты, где затрагивается СНО (система непрерывного образования). Управление системой непрерывного образования - одна из ведущих задач в деятельности руководителя образовательного учреждения.
Всем известно, что управление, как любой процесс, выполняет следующие основные функции:
- Информационно-аналитическую
- Мотивационно-целевую
- Планово-прогностическую
- Организационно-исполнительскую
- Контрольно-диагностическую
- Регулятивно-коррекционную
Рассмотрим содержание работы заместителя заведующего по воспитательно-методической работе в СНО при исполнении этих функций и определим формы и виды контроля руководителя за деятельностью заместителя заведующего по ВМР при выполнении этих видов работ:
Заместитель заведующего по ВМР(содержание работы) | Заведующий (формы, виды контроля) | Место применения | |
Информационно-аналитическая | Формирует банк данных по СНО | Оперативный контроль за ведением делопроизводства
заместителя заведующего по ВМР:
|
В аналитической деятельности руководителя |
Мотивационно-целевая | Определяет пути развития СНО (цели, задачи, формы, методы). |
|
|
Планово-прогностическая | Выявление профессиональных особенностей членов
коллектива, потребности в организации методической помощи. Прогнозирует развитие профессионального мастерства |
|
|
Организационно-исполнительская |
|
|
|
Контрольно-диагностическая |
|
|
|
Регулятивно-коррекционная | Обеспечение своевременного устранения нежелательных отклонений в работе по СНО |
|
Таким образом, контроль за качеством непрерывного образования педагогов в ДОУ занимает большое место в деятельности руководителя. При этом используются практически все виды и все формы контроля и огромное разнообразие методов проведения контроля. Но для проведения контроля необходима программа его реализации.
Программа изучения (анализа) СНО внутри ДОУ
Мы заложили сюда следующие параметры:
- Уровень адаптации нового работника к условиям работы ДОУ
- Уровень профессиональной компетентности (молодых педагогов и стажистов)
- Рост профессионального мастерства педагогов (который можно проверить по сравнительной характеристике профессиограм и диагностических карт профессионального мастерства)
- Владение педагогами новыми теоретическими знаниями, профессиональными умениями, педагогическими технологиями (общего характера и специфичными для нашего образовательного учреждения)
- Качество методического сопровождения процесса обучения педагогов
- Передовой педагогический опыт, его количественные и самое главное качественный показатель - это востребованность этого опыта на уровне ДС, города, области, края
- Влияние передового педагогического опыта на рост профессионального мастерства
- Уровень и качество самообразования педагогов, влияние работы по самообразованию на рост профмастерства
- Дифференциация форм и методов работы с педагогами: (Вновь прибывшие; перемещенные на новые должности; участниками инновационных процессов; имеющими замечания по результатам контроля)
- Степень активности (пассивности) педагогов на занятиях
- Полнота информации преподносимая педагогам в СНО
- Соблюдение требований к организации работы по обучению педагогов в рамках СНО
- Активность применения педагогами знаний полученных на занятиях СНО
- Результативность СНО за контрольный период
Однако для того, чтобы качественно провести анализ работы СНО необходимо знать параметры оценки качества управления.
Параметры оценки качества управления СНО педагогов ДОУ.
1 блок. Ресурсное обеспечение деятельности
- Наличие нормативно-правовой базы по вопросу непрерывного образования педагогов
- Приказы, положения, методические рекомендации федерального, регионального и муниципального уровня
- Заявки на ОМП, диагностические карты профмастерства, перспективные планы курсовой переподготовки и аттестации педагогов и другие локальные документы
- Методические письма, рекомендации по организации непрерывного образования педагогов
- Концепция НО, образовательные программы непрерывного образования
- Кадровое обеспечение
- Количественный и качественный анализ кадров ДОУ
- План повышения компетентности педагогов внутри ДОУ
- Принятие управленческих решений по обеспечению роста профессионального мастерства педагогов
- Материально-технические условия
- Достаточность методического оснащения
- Наличие условий саморазвития и самореализации педагогов
2 блок. Отражение вопросов управления СНО в нормативно-правовых актах ДОУ
- Образовательная программа
- Программа развития
- Годовой план разделы: (методическая работа, контроль, работа с кадрами, административная деятельность)
3 блок. Содержание непрерывного образования
- Соответствие содержания СНО приоритетным направлениям работы ДОУ (потребности ДОУ в дополнительных образовательных услугах; потребности педагогов; профессиональному уровню педагогов)
- Наличие работы по самообразованию педагогов
- Организация медико-психологического сопровождения обучения педагогов на рабочих местах
- Наличие методического банка
4 блок. Управление и контроль
- Соблюдение санитарных норм, правил ОТ и ТБ при организации обучения педагогов ДОУ
- Учет индивидуальных возрастных и психофизических возможностей педагогов
- Рациональность временных затрат
- Учет принципов НОТ при организации обучения взрослых
- Соблюдение сбалансированности форм и методов работы в СНО
- Наличие обратной связи
Перспективы в развитии системы непрерывного образования
Когда мы проанализировали, все что происходит с системой непрерывного образования на сегодняшний день, и о чем нам говорят последние научные публикации, концепции непрерывного образования, установки различных органов управления образования, то мы поняли, что перспективы прячутся в следующем:
- это в работе с будущим. (Мы постоянно изучаем социальный запрос наших родителей, школы, то каким они хотят видеть наших детей)
- в программирование системы непрерывного образования. (Формы методической работы по способу организации с учетом уровня профессионального мастерства: “школа исследователя”; “годичные команды педагогов”; “школа профессионального мастерства”; “школа высшего педагогического мастерства”; “школа передового опыта”; “педагогическая мастерская”; “мастер — класс”; “творческие микрогруппы”; “кружки качества”; “временные творческие коллективы”; “временные научно исследовательские коллективы”; “творческие лаборатории”; “кафедра”.
- в совершенствовании профессиональной компетентности, т. е. в использовании компетентностного подхода; (необходимо формировать не только профессиональную компетентность, но и рассматривать вопросы, которые относятся к блоку личностной компетентности, т.е. формировать коммуникативную компетентность, социальную)
- в вариативности и дифференцированности содержания форм, методов непрерывного образования. (На сегодняшний день мы используем дифференцированные формы работы по повышению профессионального мастерства педагогов. И начата работа по персонификации)
- в диагностичности;
- в усилении методического сопровождения. (Переходя на персонификацию разработать индивидуальные программы непрерывного образования)
- в проектировочных формах и методах работы. (Их надо более активно использовать, потому что в системе непрерывного образования, они на сегодняшний день и нами используются недостаточно активно)
- в здоровьесбережении. (Очень серьезно надо подумать, над здоровьесбережением самих педагогов, потому что думая о здоровьесбережении детей, мы забываем о том, что называется на сегодняшний день педагогическим выгоранием, педагогическим стрессом, затяжным стрессовым состоянием)