"Все до подробностей — бесценно…". 60-летие Победы

Разделы: Внеклассная работа


Оформление: на задней стене сцены, там, где группа узников концлагерей и жителей оккупированных территорий – изображение мотков колючей проволоки, там, где группа солдаток – остов печей, фронтовые треугольники. Все это закрыто легкой тканью, по ходу сценария они открываются.

Костюмы: солдаты – зеленые рубашки, плащ палатки, у одного забинтована рука; медсестра – сумки с красным крестом; партизаны – плащ – палатки, кепка, у одного перебинтована голова; узники – во всем черном, на груди - номер, солдатки в цветных юбках, блузках.

Музыка: классика – Бах, Бетховен, Шостакович и др.

Зал украшен. Звучит классическая музыка

– У времени есть своя память – история. Прошло 60 лет с того времени, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.

– Да, у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех, кто погиб ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить…

– 60-летию Великой Победы посвящается…

На сцене танцевальная группа исполняет “Довоенный вальс”, мл. гр. - играет в куклы. После танца все подходят к краю сцены. В зале полумрак

На фоне музыки.

– Вот мы и закончили школу. Все когда-нибудь заканчивается, но это и не плохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

– Я на учителя пойду, зачем нам в мирное время военные профессии

– А я буду врачом, у меня и начальная подготовка есть, а ещё я хочу приносить людям добро… Замирают

Мать и дочь.

Дочь: Мама, а в летчики примут меня?

Мать:

Примут, куда они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!

Дочь:

Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти.

Гаснет свет. Грохот взрывов, гул самолетов. Огни прожекторов.

– Что это?

– Война!

– Война? Ой, мамочка! Замирают

В зале полумрак.

Фашистские тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался в дали.
Так началась война.

Собираются вокруг читающего из газеты заявление Советского Правительства

“…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. … Правительство призывает вас, граждане и гражданки, еще теснее сплотить свои ряды... Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”

Звучит песня “Священная война”. Участники спускаются в зал и встают рядом со сценой. В это время в зал строем входят солдаты, медсестра, партизаны, узники концлагерей, жители оккупированных территорий и поднимаются на сцену, встают рядами. Музыка умолкает. В зале полумрак. Под музыку.

Солдат:

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Мать:

Мой сын, тебя я провожая,
Хочу наказ свой материнский дать.
Идя Отчизну защищая,
Люби её как собственную мать.
На ратный подвиг я благословляю,
Не страшно жизнь за Родину отдать.
И ты, идя к своей заветной цели,
Чтоб мир царил на всей Земле
Молю тебя, мой сын любимый,
Пожалуйста, вернись живым ко мне.
Я буду ждать тебя с Победой…
А если свидеться не суждено судьбой,
Я буду верить, жить надеждой,
Что мы когда-то встретимся с тобой…
А если нет…
Я буду знать, что в том бою неравном,
Ты головы не опустил.
И жизненный экзамен самый главный
Ты на “отлично” защитил.
И память о тебе пройдет года и бури…
Не только в сердце у меня, у всей Земли.
Ты тот солдат, что не боялся пули.
И принял смерть, чтоб враг не смог пройти.
Ты был убит, чтоб стать живым навеки.
Ты встал живой, живой над всей Землей.
И жизнь на этой маленькой планете
Ты спас от смерти, заслонив собой.
Писарева И.А.

Песня “Священная война” (продолжение). Все расходятся по своим местам. Отрывают завешанные плакаты. Музыка стихает.

Танцевальная группа: До свидания. Постарайтесь вернуться назад! Машут рукой и уходят в зал.

В зале полумрак. Лицо каждого говорящего освещается лучом света.

Солдат 1-й: После жестокого боя в западно-украинский город Сокаль ворвались фашисты… С грохотом танк приближался к разрушенному зданию пограничной комендатуры, в подвале которой были укрыты женщины и дети.

И вот навстречу бронированному чудовищу выбежал объятый пламенем человек. Сорвав с себя смоченный бензином халат, кинул на решетку моторного люка, а сам пылающим факелом бросился под танк. Раздался взрыв. Гитлеровцы повернули назад… Это произошло в первый день войны, около девяти часов утра 22 июня.

Ведущий: Почти 25 лет оставалось неизвестным имя этого героя. Подвиг совершил старший военфельдшер 4-й комендатуры 90-го Владимир-Волынского пограничного отряда Владимир Прохорович Карпенчук.

Так началась война.

Солдат 2-й: Начальнику заставы капитану Соловьеву доложили, что в его квартире немцы. Взяв с собой двух человек, он отправился на выручку семье.

Под прикрытием автоматного огня мы вбежали в дом. И здесь, впервые в жизни, увидели страшную картину. Наш капитан лежал у порога весь окровавленный и изрешеченный пулями. У окна на полу его жена. Под кроваткой расстрелянная 4 летняя дочь, а в другой комнате увидели годовалого малыша. Он тоже был убит. Рядом с капитаном лежали два мертвых немца.

Мы поклялись отмстить за это фашистам.

1-й партизан: Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей – шум. Спать хочется. Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Гибнут друзья – рой могилу, стреляй в небо 3 раза. Я многому научился.

2-й партизан: Я всё пройду. До самого конца. Я буду стараться стрелять по фашистам, как снайпер, буду бороться с танками, не спать, мучиться.

Луч гаснет. Делается музыка громче. Затем опять стихает.

Ведущий: Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать и вырастают во что-то большое, значительное.

Луч прожектора.

1-я медсестра: Однажды я ездила за хлебом для части. Как раз в это время произошел воздушный бой. Пули пахали землю. Невозможно описать, какое унижение чувствуешь, когда распростерт, прилип к земле, беспощаден перед смертью, когда молишься: “Господи! Помоги! Хоть бы не попало!”. И я плакала здесь впервые в жизни: ведь мне было только восемнадцать лет. Плакала от ужаса и радости, что не погибла.

2-я медсестра: В Никополе… Был тяжелый танковый бой. Помогали перевязывать, переносить раненых. Помню: “Сестричка, помоги!” Вылез из танка танкист, а за ним все кишки волочатся. Ничем уже не поможешь. На всю жизнь запомнила это молодое лицо.

Гаснут прожектора. Музыка становится громче.

Ведущий (на фоне приглушенной музыки): Заключив в августе 1939 года пакт о не нападении на Советский Союз, тайная государственная полиция фашистской Германии приступила к разработке генерального плана “ОСТ” - это план массового уничтожения и порабощения народов Восточной Европы, включая народы Советского Союза. За 5 дней до начала войны, 17 июня 1945 года Гитлер издал приказ, в котором утверждалось право немецких солдат грабить советское население и истреблять его.

…Везде, где ступала нога фашистского солдата, совершались неслыханные по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные люди – женщины, дети, старики.

Свет выхватывает фигуру жителя оккупированной территории.

1: Прощай, мамочка! Я погибаю… Не плачь обо мне. Мама, милая! Ёще раз прощай, ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю…

А так хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза… Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуту на минуту смерти. Они кричат нам: “Выходите”, - идут к нашей камере, это… Ой, мама! Прощай!

2: Вокруг все горело, жгли деревни вместе с людьми… Девять деревень сожгли в нашем районе…

Я сама огарки собирала, собирала подруге семью. Косточки находили и где остался кусочек одежды, хоть окраечек какой, узнавали, кто это. Подняла я один кусочек, она говорит: “Мамина кофта…” И упала… Кто в простынку, кто в наволочку косточки собирал… Что у кого чистое было. И в могилку общую клали. Только косточки белые…

Свет гаснет. Музыка делается громче (1-2 сек.). Затем стихает. Луч света.

Ведущий:  Война шла не только на передовой, но и здесь, на захваченных врагом землях. В партизаны уходили семьями, уходили старики, дети, женщины. Они были свидетелями зверств фашистов.

Луч прожектора направлен на говорящего.

1-й партизан: У немцев мы появлялись внезапно, выполняли задачу и быстро уходили. На наши действия они отвечали карательными мерами.

Фашисты обрекали людей на муки медленной смерти. Людей вешали так, что они умирали долго и в мучениях! На заостренные жерди из заборов, которыми обычно обносят крестьянские дома, гитлеровцы насаживали маленьких детей! Вы слышите, маленьких детей!… Один из наших партизан нашел свою семью утопленной в реке: мать и двое детей были привязаны друг к другу.

2-й партизан: Слишком много было убитых вокруг. Они уже не пугали… Один только раз мне стало страшно… Мы зашли в деревню, её недавно сожгли. Часа четыре-пять прошло. Я увидел обгоревшую женщину… Она лежала вся черная, а руки белые, живые женские руки… И вот тогда мне стало страшно.

Мы должны были отмстить за все это. Мы не могли иначе.

Гаснет свет. Полумрак. Звучит песня из к/ф “Батальоны просят огня”. После песни.

Ведущий:  В минуты тишины писали письма домой. Собираем письма у солдат, партизан, медсестер. Письма с фронта. Маленький треугольник с номером полевой почты. Живой привет с войны.

Подхожу к группе солдаток. Разворачиваем письмо. Они выходят на середину. На сцене полный свет.

– Письмо?

– Да, письмо. Ну, читай скорее.

1: “Здравствуйте, мои дорогие! Пишу вам из госпиталя. Не пугайтесь, рана не тяжелая, мне повезло. Вот рядом лежит танкист, так ему действительно плохо… Здесь над нами взяли шефство школьники, говорят завтра приедут к нам с концертом. Подлечусь и обратно на фронт, бить фашистских гадов… Ждите с Победой. Всем большой привет!”

– Живой, вот и хорошо.

Мать: Прочти-ка письмо, а то я что-то почерк не разберу.

Читают ей письмо.

“Уважаемая Анна Федоровна! Дорогая мама нашего незабвенного друга Игоря! Ваш сын был храбрым солдатом и настоящим героем. Он погиб в бою. Ценой собственной жизни он спас нас от гибели. Низкий Вам поклон за вашего сына. С глубоким уважением к вам однополчане Игоря”.

В зале полумрак. Под музыку матери на голову надевают черный платок. Луч света освещает ей лицо.

Мать:Родные мои! По праву седин своих я называю вас своими детьми. Мой единственный сын погиб в боях за Родину. Для матери нет тяжелее утраты, как потерять единственного сына. Сердце мое разрывалось от боли, а ярость все больше и больше закипала в груди.

Гоните фашистов до Берлина. Бейте гитлеровскую нечисть! Благословляю вас на этот путь.

Свет притушен. Звучит музыка. Все встают. Над сценой свет.

1-й солдат: И мы шли дальше, на Запад, освобождая города и страны: Чехословакию,

2-й солдат: Болгарию

1-й партизан: Польшу

2-й партизан: Венгрию

1-я медсестра: Югославию

2-я медсестра: Румынию, Австрию и другие страны.

Все стоят, в зале полумрак

1-й солдат: Гибли не только на полях сражений, самым страшным, что увидели мы на освобожденных территориях, были “фабрики смерти” - концентрационные лагеря.

Все садятся. Музыка. Прожектор выхватывает лицо узника.

1-й узник: Однажды сотрудник гестапо с руководителями лагеря поспорил, что одним ударом секиры разрубит ребенка. В доказательство он поймал в лагере 10 летнего мальчика, поставил его на колени, заставил сложить руки ладонями вместе и пригнуть к ним голову, примерился и ударом секиры разрубил мальчика вдоль туловища.

2-й узник: Мужчин зимой замораживали в бочках с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти, протыкали тело заключенных куском железа, плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по “движущейся мишени”.

Ведущий: Только на территории фашистской Германии было 1100 концентрационных лагерей.

В лагерях смерти было уничтожено свыше 11 млн. граждан СССР, Польши, Франции, Бельгии, Венгрии и других стран.

Музыка становится громче. Свет гаснет. Зажигается свет над сценой. Все стоят в центре полукругом. В центре читают в газете.

“Берлин окружен советскими войсками. Поход к Берлину венчает золотой список побед советского оружия… Берлинский гарнизон обречен, никакая сила не сможет пробить стальное кольцо советских войск. Окружение Берлина наносит германской армии страшный удар. Советские войска схватили фашистскую Германию за горло”.

Встают по очереди и остаются стоять.

Солдат 1-й: Рейхстаг будет взят! Во имя этого мы не пожалеем ни сил, ни крови, ни самой жизни!

Ведущий: И Рейхстаг был взят! К рассвету 1 мая знамя было на куполе рейхстага. Оно встречало первые лучи солнца гордо рея над фашистской столицей.

Солдат 2-й: Наша мечта сбылась мы в Берлине и на здании парламента – знамя, ставшее Знаменем ПОБЕДЫ!

Ведущий: 9 мая в 0 часов 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. А 24 июня – состоялся парад Победы в Москве на Красной площади.

“Звучит” салют, затем все расходятся по местам. В зале полумрак. Луч света.

1-я медсестра: Но не в каждый дом пришла радость, радость возвращения с войны близких. Много тех, кто пал в смертельном бою, погиб, не успев домечтать, дожить, долюбить.

Освещаются лица матери и погибшего сына.

Мать (под музыку):

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уже на стол собрала,
Я жду тебя, а тебя все нету.
Слетела давно вся пыль с черемух.
Мой мальчик, где ты потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.

Сын:

Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.

Мать:

Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой умрет в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.

Сын:

Ах, мама, другой – ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!

Гаснет свет. Громко звучит музыка. Все строятся по трапеции. Свет над сценой. На фоне приглушенной музыки

1-й партизан: Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги…

2-й партизан: Не стояли холодными ночами за хлебом…

1-я медсестра: Мы не знали, что такое похоронки…

2-я медсестра: Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля…

1-й солдат: Пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень…

1-й узник: Запах смерти – не символический, а реальный.

1-я молодая женщина: Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами.

Ведущий: 27 млн. наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия.

2-й солдат: Но мы должны о них помнить!

2-й узник: И мы помним о них!

Каждая группа зажигает свечу.

Ведущий: И память эта идет по всей Земле..

… Она идет,
Переступая рвы,
Не требуя ни визы, ни прописки.
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Её шаги неслышны и легки,
Как ветерки
На травах полусонных.
На голове меняются платки-
Знамена стран, войною потрясенных.

Под музыку свечи ставятся в центре сцены, символизируя Вечный Огонь.

Под музыку. По очереди.

  • Память павших на фронтах Великой Отечественной войны, оставшихся навечно молодыми…
  • Память замученных в гестаповских застенках и концлагерях…
  • Память заживо сожженных…
  • Память всех погибших почтим МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ!

Минута молчания. И песня “День Победы”.

На этом наша литературная композиция, посвященная Великой Победе и памяти всех погибших и участников Великой Отечественной войны окончена. Спасибо всем!