Урок-игра "Вспоминаем и отвечаем. Повторение изученного материала по теме «Природные сообщества»

Разделы: Начальная школа


Основная цель уроков повторения изученного материала заключается в предотвращении забывания усвоения материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретённых представлений.

Уроки, специально посвящённые повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материала имеет место на каждом уроке. Однако они важны для закрепления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами.

Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала. Поэтому урок –повторения проводится в форме игры. В игре принимают участие 3 человека. Это могут быть ученики слабоуспевающие по предмету, либо ученики хорошо усвоившие материал данного раздела.

Игра состоит из двух туров, финала и супер-игры.

На первом этапе игры участники выбирают природную зону и номер ячейки В ячейках размещены загадки о животных конкретной природной зоны. Каждая загадка оценивается от 5 до 15 баллов. За каждый правильный ответ эти баллы идут в зачёт участника. Ученик, открывший игру, имеет право на следующий ход лишь в случаи правильных ответов на загадки. Если же он ошибается, то ход переходит к следующему участнику и т.д.

Природная зона 1

2

3

Во второй тур выходят все участники с определённым количеством баллов. Эти баллы и будут его стартовым отсчётом. Во втором туре оценивается не каждая ячейка, а вся природная зона . Например: леса и тугаи - 5, луг - 10, спети - 15, пустыни - 20, водоёмы - 25. Правильный ответ любой ячейки будет оцениваться по заданным критериям.

Начинает второй тур участник с наименьшим количеством баллов. Он может выбрать природную зону с наименьшими оценочным баллом и ответить на все вопросы верно, или же зону с высшим баллом, но знать, что задания там повышенной трудности.

Природная зона

1 2 3

Первый игрок продолжает игру пока не допустит ошибку. После этого в игру вступает следующий игрок. Баллы ,заработанные во втором туре, суммируются с результатом первого тура, и в финал выходят два ученика с наибольшим количеством баллов.

Финал игры. Участники торгуются за право отвечать на вопрос. Торг начинается с 4 букв до 1. Отвечает на вопрос тот, кто назвал наименьшее количество букв . После зачитывания вопроса учитель называет столько же букв отгадки, сколько выторговал участник. После этого игрок должен дать ответ. Дав правильный ответ он получает балл и продолжает игру, он если он ошибается, то очко присуждается сопернику. Финал выигрывает тот игрок, который набрал три очка. Он играет в супер-игру, но вправе отказаться от неё.

Супер-игра. В течении минуты учитель зачитывает названия семи животных, занесённых в Красную книгу, а ученик должен назвать природную зону в которой он проживает. Ученик может пропустить животное и позже вернуться к нему, но ошибаться нельзя.

Тип: урок повторения и обобщения

Вид: нестандартный

Цели:

  • систематизировать знания о животном и растительном мире природных зон
  • расширить кругозор учащихся
  • воспитать бережное отношение к животному и растительному миру.

I ТУР. НАШИ МЛАДШИЕ БРАТЬЯ (животные)

  1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
ЛЕСА и ТУГАИ

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам,
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. Белка

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. Заяц.

От по рабочему одет-
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. Дятел

ЛУГА

На большой цветной ковер
Села эскадрилья-
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. Бабочка

Под землею коридоров,
Переходов целых сто!
Там сидит хозяин в черном
Меховом своем пальто. Крот.

Это маленькая крошка
Рада даже малой крошке.
Потому что до темна
В норке прячется она. Мышь

СТЕПЬ

Позапасливее всех я,
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. Хомяк

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворенья. Жаворонок

Посмотри-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. Лиса

ПУСТЫНЯ

Длина, а не нитка,
Зла, а не ведьма,
Черна, а не ворон. Змея

Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. Черепаха

Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. Верблюд.

ВОДОЕМЫ

Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на ласты поменяла. Лягушка

Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. Сом.

Есть в речке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину-
Хоть пиши картину. Бобр.

II ТУР. НАШИ ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ (растения)

  1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
ЛЕСА и ТУГАИ Это хвойное, светолюбивое растение, неприхотливое к почве. Стволы этого растения высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующие крону. Сосна Об этом растении сложено много песен и стихов. Это дерево быстрорастущее. К 80 годам дерево может достигнуть 30 метров в высоту. В народе его называют “кудрявой”. Берёза. Название этого растения от окраски его осенних листьев, после первого заморозка его плоды утрачивают горечь. Гроздья плодов этого растения привлекают внимание не только зимующих птиц, но и людей. Рябина
ЛУГА Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадает в организм, то он действует на мозг, прекращается дыхание и наступает смерть. Вех ядовитый. Это кормовое и медоносное растение. Его опыляют не пчелы, а шмели. Считается, что молоко коровы, которая поедает это растение отличается повышенной жирностью. Клевер. Один из самых распространенных злаков. Мелкие колоски сидят пучками, на конце жестких веточек стебля, образуя метелку. Название растения происходит об сходства соцветия с видом ежа. Одна из лучших кормовых трав. Ежа сборная.
СТЕПЬ В части его стебля, погруженного в почву, образуется луковица с запасом питательных веществ. С началом засухи стебли и листья высыхают, а луковицы сохраняются. Весной это растение покрывает “алым ковром” всю степь. Тюльпан. У этого растения длинные ветвистые корни, которыми они добывают воду из глубоких слоев почвы, и узкие листья, помогающие экономнее расходовать её. Это растение цветет летом, в самое жаркое время, в его зарослях строит гнезда жаворонки и может спрятаться жеребенок. Ковыль. Весной почва в степи влажная. И в это время прорастает сочное растение, название которого произошло от водоплавающей птицы и имеет желтые цветочки. Гусиный лук.
ПУСТЫНЯ Это многолетнее травянистое растение. Его куст, вырванный и увлекаемый ветром, останавливается у какого-либо препятствия и, тут же укрепившись корнями, начинает расти. Селин. Это ценное кормовое растение. Его еще называют “сено на корню” из-за того, что он цветет дважды в год – весной и осенью. Его высохшие листья сохраняют свои питательные вещества и зимой. Илак. Встречается в пустыне. Невысокое дерево с извилистым стволом. У него вместо листьев – чешуйки. Белый саксаул.
ВОДОЁМЫ Это растение достигает 3-х метров. Стебли у него гибкие и прочные. Их используют в качестве строительного и упаковочного материала. На конце стебля находятся кисточки. Камыш. Это водное растение не имеет могучего корня. Это связано с тем, что оно впитывает растворимые в воде питательные вещества всей поверхностью, но оно имеет круглые листья и душисты цветки. Кубышка. Народ называет это растение “лягушечьей дерюжкой”, да и сами могут употреблять её в салатах. Её заросли похожи на плавающую крупу. Ряска.

ФИНАЛ

Дети отгадывают слово после торгов. Торг ведётся от 4 до 1 буквы. Право ответа предоставляется тому, кто назвал наибольшую цену

  1. Дети ещё не родились, а уже отданы на воспитание. (Кукушка)
  2. Про каких животных можно сказать, что они “вылезают из кожи вон” ? (Змеи)
  3. У какого животного лапы вывернуты врозь и наружу? (Крот)
  4. Это животное любит путешествовать на самодельном воздухоплавательном приспособлении в тёплые осенние дни. Это и стало народной приметой. (Паук)
  5. С этим животным дети любят играть, а взрослые любуются их полётом. Частично, благодаря этим животным человек изобрёл вертолёт. Но на самом деле это животное водоёмов является опасным хищником. (Стрекоза)

СУПЕР-ИГРА

Ведущий называет животных, занесённых в Красную книгу, а игрок за одну минуту должен назвать природное сообщество, в котором оно проживает.

Барс (горы), фламинго (водоём), бобр (водоём), рябок (пустыня), архар (горы), дрофа (степь), сайгак (пустыня).