Учебно–методический комплекс по математике–информатике для 1-го класса

Разделы: Информатика, Начальная школа


Описание проблемы и её актуальность

Преподавание курса информатики, чаще всего, начинается со 2-го класса или позже. Но в связи с экономическим, культурным развитием города, его компьютеризацией, к 7 годам ребята уже имеют начальное представление о компьютере и правилах работы с ним.

Для того, чтобы реализовать непрерывность образования мы используем курс “Информационной культуры”, в который органично вписывается разработанный нами курс “Математика и информатика”. В “Информационной культуре” каждому направлению (урокам математики, обучения грамоте, рисования с компьютерной поддержкой) отведена примерно треть всего учебного времени.

Апробация нашего курса, использование рабочей тетради показывают результативность обучения первоклассников. Дети понимают происхождение и значимость математических понятий. Сложение и вычитание изучается с рассмотрения конкретных операций объединения конечных совокупностей и удаления части совокупности. Это намного интереснее и доступнее детям, чем операции над числами.

Полноценное обучение математике невозможно без понимания детьми происхождения и значимости математических понятий. Поэтому задача курса – раскрытие перед учащимися всех трех этапов формирования математических знаний:

  • этап математизации, т.е. построение математической модели некоторого фрагмента реальной действительности;
  • этап изучения математической модели, т.е. построения математической теории, описывающей свойства построенной модели;
  • этап практического применения полученных результатов к реальному миру.

Краткая аннотация

Курс “Математика-информатика” представляет собой модификацию курса “Информационная культура” и предназначен для начального образования. Он может использоваться как отдельный курс развития мышления.

Курс “Математика-информатика” может преподаваться в сочетании с программой математики, обеспечивая развитие современных математических основ мышления и коммуникации.

Для более эффективного усвоения материала мы разработали тетрадь по информатике и математике для 1 класса, которая помогает школьнику овладеть такими математическими понятиями, как равенство, неравенство, порядок, следование, закономерность, математические действия и компоненты, которые изучаются в 1 классе.

В основу рабочей тетради положены принципы:

  • доступные “правила игры”, одинаково понимаемые учителем и учеником;
  • опора на графические и материальные объекты учебной деятельности;
  • освоение языка как средства общения и как одного из компонентов математических конструкций;
  • введение основных понятий современной компьютерной математики на графических примерах, а не в виде формальных определений для заучивания.

В тетради имеются приложения для предметных действий, решения геометрических задач.

Пояснительная записка

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства.

Источниками полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества, за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают многие разные задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то новым умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Смысл предложения состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи.

В последние годы во всем мире новые информационные технологии стали интенсивно использоваться в начальной школе. Академик Ю.А. Первин отмечает, что начальная школа – важное звено “- без которого смысл обучения информатике теряется. Ведь главная цель школьной информатики – это не обучение ремеслу написания простых или сложных программ, а формирование стиля мышления многих поколений, живущих в информационном веке.” Без информатизации начального образования невозможно создать единое поле информатизации школьного образования. “Место, так скажем, “информатического образования” – это начальная школа”.

Информатика – междисциплинарная наука и место пропедевтического курса информатики должно рассматриваться с позиции его интегрированности в систему начального обучения, т. е. с точки зрения его одновременности и взаимообусловленности с другими сквозными линиями начального обучения. Предмет, введенный в учебный план 1-го класса, прямо нацелен на активизацию межпредметных связей. Уроки информатики знакомят первоклассников с наиболее близкими им применениями компьютеров: на уроках по родному языку, математике, природоведению. Программа изучения информатики в начальной школе учитывает программу по основным предметам. Тем самым она становится полезной и ученику, и учителю. Ученику помогает изучать основные дисциплины, учителю разнообразить примеры и задания по изучаемой теме, вести контроль знаний. Для этого используются программы, которые не только учат работе с компьютером, но и помогают овладеть общеучебными умениями.

Компьютеризация общества привела к переоценке важности многих умений и навыков, особое значение приобрело умение составлять план действий и осуществлять его, умение перебирать варианты решения, оценивать правдоподобность полученного ответа, умение строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

В настоящем методическом комплексе представлен систематический курс занятий по математике – информатике. Принципиальной задачей предлагаемого курса выступает развитие интеллектуальных способностей, наряду с усвоением конкретных знаний и умений, где компьютер служит в первую очередь средством развития, а уж потом – тренажером учебных умений.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому методу у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет о выполняемых шагах при решении задач.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, т. к. для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Организация учебного процесса

Обучение ведется в "зоне ближайшего развития ребенка", то есть на высоком уровне трудности. Ребенок с самых первых уроков помещается в ситуацию, требующую от него интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Вместе с тем, высокий уровень подачи материала должен сочетаться с созданием в классе атмосферы доверия, доброжелательности, увлеченности, позволяющей по-настоящему "раскрыться" и поверить в свои силы каждому ученику.

При формировании понятий подключаются все виды памяти – не только зрительная и слуховая, но и двигательная, образная, тактильная и др. Так, с помощью движений в ритмических играх уже в 1 классе дети осваивают счет через 2, 3, подготовив тем самым прочную базу для дальнейшего изучения таблицы умножения.

Материал тетради предусматривает возможность работы по ней детей разного уровня подготовки – сильных, средних и слабых. Поэтому выполнение всех заданий из тетради не является обязательным для каждого ребенка.

Виды работ на уроке необходимо разнообразить. Урок должен включать и устные упражнения, и работу в тетрадях в клетку, и дидактические игры. Работа с тетрадью не должна превышать, как правило 15-20 минут. Она предполагает, в основном, самостоятельное выполнение учащимися заданий, подготовленных предварительно во фронтальной работе с аналогичными, но другими заданиями. Время выполнения задания обычно ограничивается (1-2 минуты, иногда 5). Затем задание повторяется с помощью документкамеры или интерактивной доски. Дети сравнивают свое решение с образцом и выставляют себе соответственно "+" или "-". Таким образом, у ребенка формируется способность к самоконтролю, необходимая для его включения в учебную деятельность.

При проверке тетрадей на печатной основе надо прежде всего обращать внимание на сформированность навыков самоконтроля. На первых этапах обучения важнее не то, что задание сразу выполнено верно, а то, что в нем верно исправлены все допущенные ошибки.