1-й ведущий: Добрый день, уважаемые слушатели! Мы приветствуем наших дорогих гостей и надеемся, что наше общение будет приятным и полезным!
2-й ведущий: Кто хранит в себе искорку юмора, живого задора и доброты, приглашаем на наше представление об этике поведения!
(Каждый из участников достает лист с одним из знаков названия “Что такое - быть этичным?”)
3-й ведущий: Так что же это такое - быть этичным?
Ученики:
Что такое - быть этичным,
Аккуратным и тактичным,
Эстетичным и приличным?
(Все): Человеком быть отличным!
Уступать в трамвае место,
Быть и вежливым, и честным,
Помогать на кухне маме,
В магазин ходить утрами
Или после школы днем,
Одному или вдвоем.
Нет, живая этика
Вам не арифметика
Не сорить, обедая,
Пол не пачкать кедами,
Туфлями, кроссовками,
Сильными быть, ловкими,
Никогда не унывать,
Все и всюду успевать,
Помогать больным и бедным,
“Нет!” сказать привычкам вредным!
Дорожить мгновеньем каждым,
Быть защитником отважным,
Щедрым быть, людей любить,
И природу.
Все: Значит- жить! (Баскаков А.Г.)
Ведущий: А что можно сказать об этичном поведении на уроках?
Ученик: Правило первое: “Почитай учителя, как родителя!”
Ученик: Правило второе: “Нельзя приходить в школу с невыученными уроками!”
Ведущий: Пройдемся по коридорам нашей прекрасной школы. Заглянем на "Урок литературы".
Учительница: Ребята! Вам на дом было задано выучить стихотворение А.С. Пушкина "У лукоморья дуб зеленый". К доске пойдет Аня Иванова.
Иванова: У лукоморья дуб зеленый (зевает).
Учительница: Так, Анечка, все ясно. Два, голубушка. Спать надо ложиться вовремя, не сидеть за компьютером. Петров, слушаем тебя.
Петров (жует тайком яблоко): У лукоморья (откусывает, в это время учитель поворачивается, Петров прячет яблоко ) яблоко, нет, то есть яблоня, то есть дуб (хруп).
Учительница: Как не стыдно! Есть во время урока! Ты меня очень огорчил, Ваня. Садись, два. Сидорова пойдет к доске.
Сидорова:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том…
А, правда, я красивая? И у меня тоже цепочка золотая… роскошные волосы… лучистые глаза (поет): “Эти глаза напротив чайного цвета…”
Учительница: Не пой, красавица, при мне … Садись, два. Хомяков, к доске.
Хомяков: Стихотворение. Александра Сергеевича. А меня тоже, знаете ли, Александром зовут. Тезки мы.
О, Александр!
Ты был повесой!
Как я сегодня хулиган!
Учительница: Ну и сказал! Хулиганов мне здесь недоставало!
Хомяков: А это не я, это Сергей Есенин сказал!
Учительница: Это неважно! Садись! Два!
Хомяков (после паузы): Наталия Николаевна, не торопитесь. Мне двойку ставить нельзя.
Учительница: Это почему же?
Хомяков: Моя тетя — завуч нашей школы!
Учительница: Надо же! А я думала — однофамилица… Ну, может быть, четверочку… с минусом…
Хомяков: Пятерку. Вы еще не в курсе, что мой папа (шепчет учительнице на ухо)…
Учительница: Возможно ль?.. (падает в обморок).
Хомяков (машет возле ее лица журналом): Да не волнуйтесь Вы так, пожалуйста… Вот, послушайте лучше сказку собственного сочинения. Автор - Саня Хомяков. Так сказать, ума холодных наблюдений … (Читает): Вот изобрел Саня ковер-самолет. И принес его в школу. Сели все ребята 5-го класса на этот ковер и полетели вокруг школьного здания. А учительница как закричит: "Вы куда? Я за вас отвечаю! Правила урока нарушаете!" И как прыгнет, как уцепится за край ковра! И тоже полетела. Ребята хотели ее на ковер затащить, чтобы ей удобнее было, но она была очень тяжелая. Висела, висела на руках - и упала! А внизу как раз шел один хороший человек. Ему давно нравилась Сашина учительница, но он никак не мог с ней познакомиться. А тут смотрит - она с неба летит! Так и познакомились…
Учительница (мечтательно): Милый,… милый…(улыбается). Пять с плюсом.… Но я… другому отдана!
Хомяков: Уважаемые слушатели! А где же суть дела? Этичность поведенья - не слишком ли это устарело?
1-й ведущий:
Добро, сколь ни было оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
2-й ведущий:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
3-й ведущий:
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго добро,
От злого зло родится.
1-й ведущий:
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим
Того ,чего себе не пожелаешь.
2-й ведущий: А давайте сейчас поиграем? Согласны? Игра называется “Это я, это я, это все мои друзья”. Если вы согласны со мной, то повторяйте: “Это я, это я ,это все мои друзья!”
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?Кто из вас всегда стремится
На пятерки лишь учиться?Кто спешит убраться в классе,
Коля, Петя или Вася?Кто и сам учиться может
И другим еще поможет?Кто когда-нибудь болел,
Оттого, что переел?
3-й ведущий: Молодцы, ребята! Оказывается, вы с друзьями способны на добрые дела!
1-й ведущий: А теперь освежим в памяти,что говорили древние об этике поведения.
2-й ведущий: А что говорили древние об этике поведения?
Ученик выходит с фолиантом, на котором написан текст. Ученики читают текст по очереди:
Одним из знаменитых лириков Древней Греции был Феогнид из Мегары. Послушайте его стихотворение, обращенное к юноше по имени Кирн:
Злись про себя. А язык всегда пусть будет приятен.
Вспыльчивость- это, поверь, качество низких людей.
Разум - прекраснее всего, что только ни есть в человеке,
Глупость - из качеств людских самое худшее, Кирн.
Кто расположен к тебе, и кто настроен враждебно,
Это ты можешь узнать только в серьезных делах.
Чтобы напакостить, Кирн, труда не нужно большого,
Право же, много трудней доброе дело свершить.
Выходят ученики с плакатами:
- Хилон из Спарты: “Кто силен, тот будь и добр”.
- Пифагор: “Избегай делать врагов из друзей, старайся наоборот ”
Ученик: А сейчас послушайте еще про одну сказку, написанную мудрецом Сократом:
Ученик: В сказке о крылатой душе, рассказанной Сократом своим ученикам, говорится о том, что добро и красота связаны, что человек с крылатой душой тянется к прекрасному на этой Земле, сам становится красивым и делает красивыми других людей.
Ученик: В земной красоте отражается часть красоты небесной. Трус, обманщик, лицемер, негодяй - могут быть внешне красивыми, но они безобразны внутренне… Поступки этих людей некрасивые.
1-й ведущий: А что, если нам попытаться отворить волшебные двери сказки и своего сердца?
2-й ведущий: Ведь отворить волшебные двери своего сердца - это отворить двери добра и доверия!
Все: Давайте говорить друг другу комплименты!
- У тебя удивительно добрые глаза!
- А у тебя выдающиеся творческие способности!
- Ты удивительная и привлекательная!
- Как я рад, что мы учимся в такой прекрасной школе!
- А какие замечательные в нашей школе учителя!
В исполнении ребят звучит песня Б.Окуджавы:
Давайте восклицать
Друг другом восхищаться
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты-
Ведь это все любви
Счастливые моменты.Давайте горевать
И плакать откровенно,
То вместе, то поврозь,
А то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда
Соседствует с любовью.Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз,
Не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем
Друг другу уступая,
Тем более, что жизнь
Короткая такая.
Ведущие:
И вот настал момент прощанья,
Будет кратка наша речь:
Говорим мы “До свиданья!
До счастливых новых встреч!”
Литература:
- Основы этической культуры. А.И. Шемшурина. М.: Всероссийский центр художественного творчества, 1998 ,-136 с.
- Вопросы и задания по истории Древнего мира, 5 кл.Г.И. Старобинская, М.: АРКТИ ,2003-201 с.
- Сюжет сказки о Сашиной учительнице заимствован из публикаций журнала “Мурзилка”.
- Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Ред. Л.И. Глизерина , Л.А.Наумов. Чебоксары: Клио, 1997. с.21.