Урок математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 9"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9, закрепить навыки счета в пределах 9, обучение написанию цифры 9;
  • развивать умение сравнивать числа, выражения, умение находить взаимосвязь между целым и частью, культуру математической речи, логическое мышление, память, внимание, речь, творческие способности детей;
  • воспитание самоконтроля, познавательной активности учащихся, чувства дружбы и взаимовыручки.

Оборудование:

  • карточки с цифрами от 1до 9;
  • иллюстрации с героями сказки (муравей, бабочка, воробей, заяц, лиса);
  • плакат к сказке Сутеева “Грибок”
  1. Организационное начало.

Начинается урок.
Рот закрыли на замок,
Тихо сели, ноги вместе.
Книги, ручки – все на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!

Урок математики у нас сегодня необычный.
Мы в сказку за знаниями вместе пойдем,
Смекалку фантазию нашу возьмем,
И вместе с пути никуда не свернем!

  1. Актуализация знаний

Постановка проблемы.

  1. Счет в пределах 30 (прямой и обратный).
  2. Ориентирование по числовому ряду:
  • назовите предыдущее число 6,5
  • насколько предыдущее меньше последующего
  • какое число стоит между 1 и 3? 6 и 8?
  • назовите последующее число 3,7
  • насколько последующее больше предыдущего
  1. Найдите значения выражений:
  • Сколько ушей у трех мышей?
  • Вот задумал еж друзей
    Пригласить на юбилей.
    Пригласил двух медвежат,
    Трех зайчат и трех бельчат
    Посчитайте поскорей,
    Сколько у ежа гостей?
  • Ежик по лесу шел,
    На обед грибы нашел
    Два – под березой,
    Один – у осины
    Сколько их будет
    В плетеной корзине?
  • Шесть веселых медвежат
    За малиной в лес спешат
    Но один малыш устал,
    От товарищей отстал.
    А теперь ответ найди:
    Сколько мишек впереди?
  1. “Открытие” нового.
  • Полученные результаты расставьте в порядке возрастания
  • Попробуйте найти закономерность
  • Продолжи ряд на три числа

3 5 6 8 (9 11 12)

  • Найдите пару чисел, сумма которой равна 9
  • Ребята, а мы знакомы с этой цифрой и числом?
  • Чему же мы должны научиться на уроке?

Мы познакомимся с числом 9, научимся писать цифру 9, узнаем, как можно получить число 9.

Число и цифра 9.

- Молодцы. Мы готовы к путешествию. В путь! Вместе с нами по лесной тропинке шел муравей. Вдруг набежала туча, и хлынул дождь. Муравей спрятался под грибок и нашел там домино. Решил муравьишко скоротать время и немного поиграть. Давайте и мы с вами присоединимся к нему.

  • Что объединяет все эти косточки домино?
  • Число 9 можно записать цифрой 9. Кто пойдет, найдет и покажет эту цифру?
  • На что похожа цифра 9?

Вот как увидел цифру 9 поэт:

Я важнее всех потому,
Что запутать всех могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.

  • О какой особенности, цифры 9 пишет поэт? (Одну палочку, переставьте и какая будет цифра?)
  • Работа в тетради стр.19.
  • 2 раза написали в воздухе и продолжили самостоятельно.

Состав числа.

- Пока мы писали, дождь становился все сильней и сильней. Вдруг видит муравей – упала рядом бабочка с намокшими крылышками и просится под грибок. Пустил ее Муравей, а чтобы бабочка не скучала, дал ей интересное задание.

  • Рассмотри внимательно демонстрационное табло
  • По ряду чисел определите место числа 9 (следует за числом 8)
  • Какие варианты образования числа 9 подсказывает нам учебник?
  1. Первичное закрепление. Состав числа 9.

- Молодцы. Помогли бабочке. А тут мокрый воробей скачет: "Чик-чирик, друзья, пустите под гриб, крылышки намокли." Ладно, потеснимся и пустим тебя под грибок, а ты помоги справиться с заданием. Стр.18 №2

  • Составляем равенства. Повторить компоненты сложения и вычитания. (По рядам взаимопроверка).

- Только справились друзья с помощью воробья с заданием, как увидели, что к ним из леса бежит зайчик: "Спрячьте меня под грибок, а то меня лиса сцапает!" И его друзья пустили и стали вместе с зайкой выполнять задание. Стр. 18.№1

  • Рассмотри внимательно образец. Объясните, что нужно сделать?
  • Что мы можем еще здесь повторить?

Физминутка.

“Бабочка”

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

- А тут из леса уже выбежала лиса: "Я носом чую, что заяц у вас спрятался. Где он?" Но друзья замолчали. Лиса и говорит: "Если вы справитесь с моим заданием и поможете определить «Доктору Айболиту» кому из зверюшек, нужна помощь, то я уйду и никого не трону. Стр.19 №3"

- Молодцы, справились со всеми заданиями. Лиса убежала в лес. Дождь прекратился, выглянуло солнышко. Вышли друзья из-под гриба и удивились… Чему?

  1. Итог:
  • Чему вы научились сегодня на уроке?
  • Что нового узнали? Как можно получить число 9?