Применение слайд–шоу в ходе уроков французского языка в 9-м классе

Разделы: Иностранные языки


Рост компьютеризации школ дает учителю иностранных языков возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что, с одной стороны, активизирует внимание обучающихся и усиливает интерес к учебному предмету, с другой стороны, облегчает работу самого ученика и педагога.

Одной из самых доступных компьютерных программ является  Power point, с помощью которой можно создавать разнообразные мультимедиа презентации к различным темам и сериям уроков французского языка, вносить коррективы в последовательность изложения и автоматизации учебного материала, насыщать уроки дополнительной информацией, наглядными материалами, иллюстрировать страноведческую тематику, дозировать учебную информацию в зависимости от уровня подготовленности учащихся, формировать заинтересованность и положительную мотивацию подростков на изучение иностранного языка.

Данный вид учебной деятельности на уроке повышает  уровень учебной мотивации и помогает привлекать активных учеников к сбору материала для презентаций к последующим урокам. Обучающиеся, включившись в работу по предмету со слайд-презентациями,  используют все три уровня восприятия информации: визуальный (видеоматериалы),  аудиальный (аудиоматериалы), тактильный (письменный, работа с клавиатурой), что позволяет глубже усвоить, понять изучаемый материал.

В рамках образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, данное направление является перспективным и эффективным, развивающим кругозор и творческое отношение к процессу обучения у подростков с девиациями в поведении, педагогически и социально запущенных, с крайне низким уровнем семейного воспитания. Оно способствует формированию коммуникативных умений и навыков на уроках французского языка.

Материалы по использованию слайд-презентаций  на уроках иностранного языка разработаны педагогами  Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения  на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по иностранному языку для основной средней школы (с учетом специфики контингента обучающихся Центра). Исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной школы, мы ставим перед собой задачу создания эффективной обучающей среды,  комплексного использования технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, побуждающим к творчеству.

Работа с  данными материалами на уроках французского языка позволяет полнее реализовать принцип вариативности, что проявляется в возможности использовать различные средства обучения для решения учебных и коммуникативных задач. 

Принципы преемственности на разных этапах обучения французскому языку реализуются за счет содержания, способов подачи материала и соблюдения принципов организации учебной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка.

Учет межпредметных связей осуществляется за счет включения в работу наглядных материалов по страноведению (география, история, литература, музыка, общая культура искусство и т.д.). Информация на иностранном языке и по страноведению, получаемая при работе со слайдами, может быть использована не только для обучения иностранному языку, но для социокультурного развития ребенка и при выполнении проектов и работ по различным учебным дисциплинам.

Исходя из требований к уровню подготовки выпускников основной школы при изучении иностранного языка, при использовании слайдов на уроке французского языка мы ставим перед собой следующие задачи:

  • понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на иностранном языке в различных ситуациях;
  • понимать основное содержание аутентичных видеотекстов познавательного характера на познавательные темы, выборочно извлекать из них необходимую информацию;

Подбор видеоматериалов по французскому языку и видеоматериалов страноведческого характера ставит своей целью научить подростков использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что должно найти свое выражение:

  • в успешном  взаимодействии в различных ситуациях общения, соблюдении норм межкультурного общения;
  • в расширении возможностей в использовании новых информационных технологий на уроках;
  • в развитии процессов памяти, внимания, надпредметных способов учебной  деятельности;
  • в обогащении своего мировосприятия, осознания места и роли родного русского и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.

Дидактический материал каждой слайд-презентации строится по принципу частично программированных пособий, которые должны отвечать следующим требованиям:

  • наличие четко сформулированной, поддающейся измерению (оценке) учебной работы;
  • возможность самопроверки и взаимопроверки;
  • возможность индивидуализации обучения;
  • расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответственными дозами информации;
  • аутентичность языкового материала, его соответствие социокультурным требованиям современной жизни;

Дидактические материалы слайд-презентаций позволяют развивать следующие  компенсаторные умения обучающихся:

  • развитие языковой догадки;
  • развитие умения прогнозирования содержания по имеющимся фактам, названию текстов, основному содержанию, фотоматериала презентации и т.д.

Таким образом, использование мультимедийных средств в Power Point  на уроке принципиально по-новому позволяет построить работу над одним из важнейших видов речевой деятельности – чтением аутентичных текстов с извлечением основной, частичной или полной информации (развитие умения понимать аутентичные тексты на французском языке с использованием визуальных заданий), а также работа над упражнениями и тестовыми заданиями, направленными на проверку понимания требуемой информации.  

Работа с данными материалами на уроках французского языка предъявляет особые требования  к развитию ряда познавательных функций:

  • развитие механизмов внимания, восприятия, памяти, мышления;
  • развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
  • развитие интегративных функций – зрительно-моторных и зрительно-слуховых.

На наш взгляд, тестовая технология позволяет результативно обучать иностранному языку в условиях муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Тестирование  является одним из методов контроля усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Оно имеет ряд преимуществ перед традиционными методиками контроля:

  • обеспечивает объективность контроля (исключает субъективный фактор взаимоотношений учителя и ученика);
  • обеспечивает легкость и быстроту обработки результатов тестирования (экономия времени учителя);
  • развивает логическое мышление ребенка, внимание, память.

Разрабатывая тестовые задания к видеоматериалам, мы исходим из того, что в типовой классификации их подразделяют  по уровню сложности и по форме вариантов ответов: задания закрытого типа (вставить слово, выражение в пропуск), задания закрытого типа (варианты ответов да/нет или правильно/неправильно), задания с множественным выбором, задания на соответствие

Правила составления таких тестов следующие:

  • вопрос должен содержать только одну мысль или утверждение;
  • все варианты ответов должны быть согласованы с основной частью текста;
  • ответ не должен зависеть либо повторять, уточнять  уже имеющиеся ответы;
  • лучше использовать длинный вопрос, но короткий ответ;
  • правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.

В начале работы со слайд-презентацией учитель ставит перед обучающимися четкие задачи. Например, при просмотре задание поставлено следующим образом:

  • Внимательно посмотрите иллюстрацию, прочтите текст, постарайтесь запомнить ключевые моменты, чтобы иметь возможность ответить на вопросы по содержанию текста;
  • Внимательно прочтите каждый вопрос и найдите в тексте ответ, правильный на ваш взгляд;
  • Выполни задания упражнений, представленных на следующих слайдах;
  •  Если при прочтении текста или выполнении упражнения у вас возникнут вопросы, постарайтесь найти ответ на них с помощью словаря, самого содержания текста, опираясь на догадку, или задай вопрос учителю;
  • Внимательно прочитай задания (вопросы) теста (лексические единицы, выражения, вопросы и варианты ответов к ним и т.д.);
  • Выполни тест;
  • Проверь правильность выполнения теста.

Далее следует проверка учителем / взаимопроверка / самопроверка обучающимися выполненных тестов, обсуждение ошибок и их причин.

Таким образом, использование видеоматериалов, созданных в программе Power Point на уроке принципиально по-новому позволяет построить работу над одним из важнейших видов речевой деятельности – чтением аутентичных текстов на французском языке с использованием наглядности. Разработка данных мультимедийных материалов была направлена на дальнейшее развитие умения чтения и понимания аутентичных текстов на французском языке с использованием визуальных заданий и тестов. Использование слайд-презентаций в качестве основного материала с целью формирования умений и навыков чтения является, на наш взгляд, большим шагом вперед в обучении контингента наших обучающихся, имеющих сложности в обучении как педагогического (запущенность, пробелы в знаниях, отсутствие основ в изучении иностранного языка и проч.), так и психологического плана (несформированность процессов восприятия, памяти, внимания, неразвитость мышления и т.д.) и социального плана (неуспешность в учебе, боязнь ошибки).

Такая работа обеспечивает формирование лингвострановедческой компетенции подростков, активизирует творческую и исследовательскую деятельность учащихся, развивает их языковую догадку, чувство языка, общий кругозор и общую культуру.

Список использованной литературы

1. Пушкарёва Е. В. Эффективность использования презентаций Power Point в преподавании. Сайт http://pedsovet.org/forum/lofiversion/index.php/t57.html.

2. Сливкина И. А. Использование информационных технологий при подготовке презентаций. http://bank.orenipk.ru/Text/prezent/moduli/lekzij2.htm.

3. www.chine-informations.com/actualite/vente-re...

4. jr.skynetblogs.be/archive-month/2007-03

5. Quimper.maville.com

6. WWW.lefigaro.fr/medias

7. http://www.louvre.fr/

8. http://www.mavicanet.ru/lite/eng/20293.html

9. Fran Cité, №5, mars 2002, №6,7  mai 2005

Приложение 1

Слайд-шоу к главе  «Je visite des endroits historiques» (9 класс)

1 уровень:

Структура заданий по темам:

1. Прочтите  и переведите текст (Lisez et traduisez le  texte);

2. Прочтите текст и выполните задания к нему (Lisez le texte et faites les devoirs, Repondez aux questions suivantes);

3. Прочтите тексты и выполните тест (Lisez ces textes et faites le teste!);

4. Проверьте правильность ваших ответов (Verifiez vos reponses!)

Приложение 2

Слайд-шоу к главе  «Je visite des endroits historiques» (9 класс)

2 уровень:

Структура заданий по темам:

1. Прочтите и переведите текст (Lisez et traduisez le  texte)

2. Ответьте на вопросы по тексту (Repondez aux questions sur le contenu de ce texte);

3. Прочтите тексты и выполните тесты к ним (Lisez ces textes et faites le teste!);

4. Проверьте правильность ваших ответов (Verifiez vos reponses!)