Организация и осуществление профориентационной работы в ходе учебного процесса

Разделы: Администрирование школы


При планировании и осуществлении работы по  профессиональной ориентации обучающихся  в ходе учебного процесса нами учитывается роль регионального компонента содержания образования по дисциплинам инвариантной части Учебного плана. Специалистами Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения г. Новокузнецка разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс спецкурсы, курсы по выбору с использованием регионального компонента содержания образования по учебным дисциплинам.

Решение задач развития, обучения и воспитания детей с целью дальнейшей успешной их социализации планируется и осуществляется в МОУ ЦЛПДО уже на начальном этапе обучения. В региональный компонент Учебного плана Центра на I ступени общего образования включёны спецкурсы: «Природа. Человек. Предметная среда», разработанный на основе программы по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность» (основы дизайнообразования) под редакцией Н.М. Конышевой; «Культура речи», разработанный на основе типовой государственной программы научно-методического объединения «Школа 2001» по риторике под редакцией Ладыженской Т.А., учебника Ладыженской Т. А. «Детская риторика в рассказах и рисунках».

На успешную социализацию, самореализацию и выбор профессии подростками с девиантным и делинквентным поведением в течение нескольких лет в основной школе работали спецкурсы: «Человековедение», «Культура речи» и др.  Спецкурс по профилактике антисоциального поведения «Коррекция асоциального поведения», разработанный на основе программы психологического содействия социальной адаптации под редакцией Е.Г. Трошихиной (2002) реализуется в качестве программы превентивной педагогики. Курсы по выбору (электив-9): «Твоя профессиональная карьера», «Физика и металлургические и строительные технологии», «Химия и строительство», «Химические вещества в повседневной жизни», «Этикет бизнес-леди и делового человека», «Физика и жизнь» и другие помогают осуществить профессиональные пробы в различных   видах деятельности.

 Спецкурсы «Художественное конструирование» и «Художественная обработка материалов», разработанные на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Технология» 5-11 классы (2002) и авторской программы «Курс занятий по искусству складывания бумаги (оригами) для 5-7 классов общеобразовательных школ» (автор Фридрих Е. А. Издательство ИПК г. Новокузнецка, 1998) преподаются в 5-7 классах основной общеобразовательной школы. Этот спецкурс имеет своей задачей формирование у детей с девиантным поведением таких параметров мышления как конструктивность, целесообразность, вариативность, гибкость и др. Помимо этого курс становится мощным стимулом технического мышления.

Программа курса «Культура речи» помогает педагогическому коллективу через развития речевой культуры обучающихся добиться становления и укрепления социально приемлемых коммуникативных навыков, повышения общего уровня их культуры. Вместе с тем, этот курс способствует успешному усвоению других предметов, так как формирует у обучающихся коммуникативные и логические надпредметные способы деятельности. Программа курса способствует решению задач воспитания личности безопасного типа, способной адекватно общаться на родном языке в различных ситуациях, в том числе, делового характера.

Программа курса «Коррекция асоциального поведения», разработанная и внедрённая педагогом-психологом Центра, позволяет выработать у обучающихся адекватные и эффективные навыки взаимодействия, формировать ценностные ориентации и социальные навыки, которые позволят им адаптироваться в условиях коллектива; сообщить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, формировать бережное отношение к репродуктивному здоровью.

Курсы по выбору, вводимые в Учебный план нашего образовательного учреждения, направлены на профессиональное самоопределение обучающихся и ресоциализацию подростков-депривантов и, в этой связи, на воспитание гражданина-труженика, гражданина-семьянина.

Программа курса «Твоя профессиональная карьера» разработана и внедрена учителем технологии МОУ ЦЛПДО на основе программы общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера». 8-9 классы (Авторы программы С.Н. Чистякова и др.). Программа составлена на 34 часа и рассчитана на 2 года обучения.

Программа курса по выбору «Химия и строительство» разработана учителем химии МОУ ЦЛПДО, рассчитана на 9 учебных занятий в 9-ом классе.

Программа курса по выбору «Химические вещества в повседневной жизни» разработана учителем химии МОУ ЦЛПДО, рассчитана на 9 учебных занятий в 8-ом классе. Данный курс не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальное и мировое информационное пространство, культуру, историю, раскрывает материальные основы окружающего мира, его химическую картину. Богатый историко-искусствоведческий, краеведческий материал, используемый в программе, даёт возможность актуализации экологического просвещения и профессиональной ориентации школьников.

Содержание программы курса по выбору «Этикет бизнес-леди и делового человека», составленного на межпредметной основе, оказывает большое воспитывающее воздействие на обучающихся. Подбор материала создаёт возможность для воспитания у них духовности, общечеловеческих принципов, формирования навыков эффективного взаимодействия в сфере профессиональной деятельности.

При организации работы по профессиональной ориентации мы рассчитываем на накопление у воспитанников определенного личного опыта профессионального выбора, опыта осмысления и рефлексии своего отношения к будущей профессии, осознания и формулирования личностно значимых профессиональных целей, а главное – путей и способов их достижения.

Вышеуказанная деятельность осуществляется в нашем учреждении также в ходе организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

В Письме Министерства образования Российской федерации от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 отмечается, что Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, принятая правительством Российской Федерации определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого психологической службой Центра, является обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте. Ведущими принципами психолого-педагогического сопровождения являются принципы преемственности, последовательности и системности в организации образовательного процесса.

В своей деятельности психолого-педагогическая служба ориентируется на решение следующих задач:

  • профилактику нарушений психологического здоровья воспитанников, его сохранение, развитие;
  • содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (помощь в преодолении учебных трудностей, проблемы выбора профессионального маршрута, нарушениях эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.);
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) участников воспитательно-образовательного процесса.

Данные задачи решаются через следующие направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:

1. Психологическая профилактика рассматривается как предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся к условиям обучения в Центре.

Педагог-психолог ведёт также большую работу по формированию надпредметных способов деятельности на специальных индивидуально-групповых занятиях. На занятиях дети выполняют упражнения по обучению конкретным надпредметным способам деятельности. Данная работа развивает учебную компетентность школьников, создает «ситуации успеха», что в итоге способствует повышению учебной мотивации подростков.

2. Психологическая диагностика. Диагностическая работа предполагает индивидуальную и групповую формы. Педагогом-психологом исследуются сохранность психологического здоровья школьников, определяющих: уровень развития познавательной сферы (память, внимание, мышление), уровень зрелости эмоционально-волевой сферы (преобладающее эмоциональное состояние, самооценка, уровень тревожности), уровень адаптированности подростка в микросоциуме, сформированность внутренней учебной мотивации (уровень мотивации, преобладающий учебный мотив), сформированность коммуникативной компетентности (выбор адекватного ситуации стиля общения, стратегии поведения в конфликтной ситуации, умение аргументировать свою позицию, сформированность коммуникативных качеств, уровень агрессивности).

Учителя знакомятся с полученными результатами в ходе индивидуальных консультаций; психолог регулярно выступает на методических объединениях. Данные психологической диагностики учитываются при разработке рабочих программ по учебным предметам, а также при составлении Программ работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися, разработанными и внедрёнными специалистами Центра.

3. Психологическое просвещение рассматривается как формирование у родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах развития ребенка, а также собственного развития.

4. Консультативная деятельность рассматривается как оказание помощи обучающимся, родителям, педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания, обучения посредством индивидуального и группового психологического консультирования. Психологическое консультирование проводится: по итогам психологической диагностики, а также по запросам участников воспитательно-образовательного процесса.

5. Развивающая работа проводится педагогом-психологом с обучающимися 2-9 классов Центра с целью смягчения, либо полной компенсации затруднений социального становления, личностного роста, препятствий для индивидуального развития подростков. В МОУ ЦЛПДО на каждом возрастном этапе реализуется Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся. В рамках данной программы предусмотрены индивидуально-групповые развивающие занятия с детьми. Наполнение занятий меняется на каждом возрастном этапе.

Педагогом-психологом разработаны и внедрены Программы психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса на I ступени обучения в Центре:

  • «Уроки психологического развития»
  • «Уроки общения».

Для облегчения процесса адаптации школьников в среднем звене в МОУ ЦЛПДО разработана и внедрена программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся на этапе перехода из начальной школы в основную.

Для психолого-педагогического сопровождения обучающихся 6-7 классов школьным психологом разработана и внедрена Программа психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, направленная на коррекцию школьной дезадаптации и социализацию подростков.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся 8-9 классов предусматривает формирование у подростков навыков продуктивного общения со сверстниками и взрослыми в ходе занятий блока «Основы конструктивного общения». «Тренинг саморазвития» (блок №2) в 8 классе помогает подростку познать себя, увидеть свои «слабые» и «сильные» стороны, что формирует уверенность ребенка в собственных силах. В 9 классе вводится 3-ий блок – «Мои возможности в выборе будущей профессии». Занятия, проводимые в рамках данного блока, способствуют первичному профессиональному самоопределению обучающихся и дают подросткам возможность более детально соотнести выбранную им специальность со своими личностными возможностями, что помогает осознанному выбору профессии.

В настоящее время, как никогда, назрела потребность в духовном обновлении людей, в переоценке многих привычных ценностных установок и ориентаций перед комплексом вновь возникших глобальных проблем, порожденных разрушением природной среды, возникновением идеологических (политических, национальных, расовых, конфессиональных) видов конфронтации, общим нравственным оскудением людей. Очевидно, что на современном этапе развития российского общества мы наблюдаем смещение шкалы ценностей. В связи со всем вышеизложенным, мы считаем одной из важнейших составляющих профориентационной работы нравственное воспитание подростков. Образовательная функция программы курса по выбору «Светское деловое общение», разработанной специалистом МОУ ЦЛПДО, заключается  в  том,  чтобы  раскрыть обучающимся  общечеловеческие, общегражданские, а также  национальные ценностные ориентации общества, вооружить их  умениями политического  диалога  и  культурного  ведения  дискуссии,  ораторского  и организаторского искусства, четкого и ясного  изложения  мысли  в  свободной устной  речи.  Она  развивает  способность эмоционального, убедительного, аргументированного  монолога,  обращенного   к   слушателям,   формирует   у школьников  устойчивую  систему   привычного   ответственного   гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях  демократии и гласности.

Список использованной литературы

1. Взаимодействие школы и социальной среды в процессе развития личности подростка-деприванта [Текст]. – Новокузнецк : Изд-во Института повышения квалификации , 2004. – С. 57-61.

2. Роль курсов регионального компонента в системе патриотического воспитания [Текст]. – Новокузнецк : Изд-во Института повышения квалификации, 2008. – 60 с.

3. Патриотическое воспитание в учебном процессе [Текст]. – Новокузнецк : Изд-во Институт повышения квалификации, 2008. – С. 5-26.