Урок–экскурсия в творческую мастерскую писателя "Сага о Великом Севере"

Разделы: География


Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма проведения: урок – экскурсия в творческую мастерскую писателя.

Цель урока: формирование образа территории средствами художественной литературы. (Презентация, слайд 1)

Задачи урока:

  1. Образовательные: Обеспечить усвоение знаний об основных особенностях природы зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.
  2. Развивающие:
  • Развитие навыков описательной речи, овладение приёмами образного мышления и выразительными средствами литературного языка.
  • Развитие умений отбирать необходимый материал, рассуждать, делать выводы.
  1. Воспитательные:
  • Воспитание у школьников потребности читать, знакомиться с художественными и научно- популярными произведениями
  • Воспитание любви к Родине, чувства гордости и восхищения её красотой, необходимости бережного отношения к природе. (Презентация, слайд 2)

Средства обучения: карта “Природные зоны России”, таблицы – картины из серии “Природа нашей Родины”- “Арктическая пустыня”, “Тундра”, “Животный мир Арктики”, “Животный мир тундры”, значки на магнитах - объекты Севера России, животные и растения Севера, магнитная доска с контурной картой России, аудиозаписи “Звуки природы”, учебник И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. (Презентация)

Оформление доски: слова - ассоциации, словарные слова, девиз урока, экран, проектор.

Раздаточный материал: тексты из произведений В.Бианки “На Оби”, Е.Марысаева “Северные новеллы”, лото №1, №2.

Оформление кабинета: Выставка книг о природе Севера: В.Бианки, Е.Марысаева, И.А. Зотикова “Саги полярных морей, Л.Лапцуй “Наше стойбище”

Межпредметные связи: русский язык, литература

Внутрипредметные связи: география материков и океанов, тема “Природные зоны Евразии”.

“Описательный рассказ, книга, повествование часто помогают найти ту необходимую деталь вокруг которой можно выстроить урок…” В. Сухомлинский. Избранные произведения Киев,1980, -т.5 – с. 604.

  1. Организационный момент.

Презентация

Звучит стихотворение на фоне шума моря, прибоя и криков чаек (аудиозаписи из серии “Звуки природы"). (Слайд 3)

Летит Земля с восхода до восхода,
Из года в год со скоростью мгновенной.
Великая! В ногах у пешехода
И капельная точка во Вселенной.
Единая! С шестью материками
И выводками разных островов.
Спеленатая мягко облаками
Овеянная тысячью ветров…..
Ей колыбельную поют метели
И солнце на рогах несут олени…

  1. Актуализация знаний
Деятельность учителя Деятельность учащихся
  • Как Вы думаете, ребята, куда приведут нас дороги путешествий сегодня? Попробуйте догадаться по началу нашего урока.
  • А почему вы так думаете?
  • Какие природные зоны мы можем отнести к Северу?
  • Найдите их на картах атласа и нанесите границы названных природных зон в контурных картах.
  • Работая с картой, вы обратили внимание на слова “арктический”, “тундра”. Каково их происхождение?

Поможет нам в этом рубрика “Почему мы так говорим” нашего учебного стенда “Учись учиться”.

  • Отвечают на вопросы учителя.

На север, к океану, в тундру….и т.д.
(Возможные ответы)
Слышно шум прибоя, плеск волн, крики чаек, в стихотворении упоминаются олени, метель.
Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

  • Работают с контурными картами. Один ученик работает у доски, выполняя такую же работу на контурной магнитной карте доски.
  • Один из учеников объясняет происхождение слов и их значение, остальные учащиеся слушают и делают записи в словаре.
  • Арктический - (от греческого) - северный (слайд 4)
  • Тундра - (с языка лопари (саами)) – безлесная, плоская вершина. Название “тундра” является не только наименованием природной зоны, но и географических объектов.
  • Лопари (саами) – малый народ Севера, проживающий в Малоземельской и Большеземельской тундре (слайд 5)
  • Сага (с языка саами) прозаическое повествование о значительном и важном.
  1. Восприятие учебного материала
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Если дороги наших учебных путешествий привели нас на Север. Мы попробуем сегодня написать и рассказать свою Сагу о Великом Севере.

На доске представлен ряд ассоциаций, которые вызвало у вас понятие “север” при изучении темы “Растительный и животный мир России” (слайд 6).

Задание: Составьте словосочетания, используя предложенные слова. Если необходимо употребите их во множественном числе.

  • Слушают учителя, записывают тему урока в тетрадь.
  • Составляют словосочетания, работая индивидуально.
  • Делятся результатами работы, оценивая наиболее удачные и яркие словосочетания, характеризующие облик Севера.

Слова - ассоциации для словосочетаний

Прилагательные: неприступный, могучий, неоглядный, неохватный, необозримый, сказочный, потрясающий, причудливый, удивительный, таинственный, загадочный, бесконечный, грандиозный, впечатляющий, непостижимый.

Существительные: территория, простор, мир, пейзаж, даль, ширь, простор, облик, океан, вид, картина, путь, уголок, место, окраина.

Примеры: неоглядная даль, удивительный облик, причудливый вид, сказочный пейзаж и т.д.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Отправляясь в путешествие, мы должны взять с собой не только хорошее настроение, но и наши знания, ведь мы не можем обойтись без общения в пути.
  • Задание 1. Обратимся к нашему лото и повторим основные понятия темы.
  • Задание 2. Наш маршрут будет проходить по разным объектам Севера. Используя магнитные значки с названиями объектов, правильно расставьте их на нашей контурной магнитной карте доски (слайд 7).
  • Учащиеся работают с лото № 1.

(На лист 1 с определениями накладывают соответствующие понятия из 2 листа)

  • Взаимопроверка. Работа в парах.
  • Два ученика работают на контурной магнитной карте доски. Один расставляет объекты - номенклатуру

Полуострова: Кольский, Таймыр, Чукотка, Ямал.

Моря: Белое, Берингово, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Карское, Чукотское

Острова: Новая земля, Новосибирские, Врангеля, Северная земля…

  • Второй ученик расставляет магнитные фигурки животных севера для зоны ледяных арктических пустынь и зоны тундры.
  • Учащиеся класса работают на местах, в атласах.

Ф.Нансен, побывавший на Севере, писал о нём “страна льда и тьмы”, С.Цвейг “страна белой смерти”. Такой была их встреча с Севером (слайд 8).

- А что знаете о Севере Вы? (Беседа с обучающимися)

Сегодня мы с Вами побываем в творческой мастерской писателей В. Бианки и Е. Марысаева (слайд 9). В своих произведениях “На Оби” В.Бианки и “Северные новеллы” Е.Марысаев описали неповторимые уголки Севера. Есть в них могучая сила притяжения, которая звала сюда этих замечательных людей. Их неудержимо влекли айсберги и торосы Арктики, зигзагообразные, словно молнии хребты Камчатки, завораживающие всполохи северного сияния, бескрайние болота Западной Сибири, синеокие озёра Кольского полуострова и Якутии (слайд 10). Сегодня мы узнаем, какие краски и слова нашли они для описания своих встреч с Севером (слайд 11).

  1. Формирование ЗУН.

Работа с текстами из произведений (приложение 2.)

  • Как Евгений Марысаев повествует о встрече солнца и льда, о встрече ветра и скал? Подберите из текста эпитеты, какими описаны встречи. /Отрывок образ Арктики/ (Слайд 12)
  • Какими чувствами окрашена встреча человека и солнца в тундре, описанная В. Бианки? /Отрывок полярный лес/ (Слайд 13)
  • Знакомясь с образом тундры и лесотундры, описанным В. Бианки, подберите слова к сражению леса и севера. /Отрывок лесотундра /
  • Встреча человека и медведя в арктическом посёлке. Какие слова найдены Е.Марысаевым для создания образа хозяина северных просторов? /Отрывок хозяин Арктики/ (Слайд 14)
  • Знакомясь с образом тундры и лесотундры, описанными В.Бианки, подберите метафоры к сражению леса и севера. /Отрывки лесотундра и ... светло в мире/
  • Встреча, с какими обитателями тундры доставляет огорчения? /Отрывок образ тундры/
  • Какие трудности несёт Север человеку? /Выберите ответы из предложенных текстов/
  • Что значит запутаться в полярном лесу? Что дает человеку ерник- полярный лес? (Слайд 15-16)
  • С кем сравнивает В. Бианки оленей? (Слайд17)
  • Какие ещё встречи описаны в сагах. (Слайд 18)
  1. Рефлексия
  1. Какие места в данных отрывках о природе Севера были наиболее интересными для Вас? Отметьте их!
  2. Какие описания заставили задуматься, переживать? Подчеркните.
  1. Закрепление

Работа с карточками лото 2.

  • Задание 1. Работая в парах, отберите карточки лото с признаками зоны арктических пустынь и зоны тундры.
  • Задание 2. На контурных картах пометьте значком WWF территории, взятые под охрану Всемирным фондом дикой природы. Это тундры Кольского полуострова, Таймыра и Чукотки (слайд 19).

Подошла к концу наша экскурсия в творческую мастерскую писателей В.Бианки и Е.Марысаева. Я думаю, что Вы самостоятельно продолжите знакомство с творчеством этих и других авторов, которые слагают о Великом Севере свои саги, посетив нашу сельскую библиотеку. Север до сих пор таит бездну проблем, массу загадок, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов, увлекательных загадок.

 Приложение №1