Интегрированный урок в 6-м классе "Физическая культура и «Родной край + Хакасия» (национально-региональный компонент)"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Социальные задачи по воспитанию всесторонне развитого ребенка, задачи по сохранению здоровья могут решаться на основе интеграции физической культуры и национальной культуры. Актуальность данного урока в том, что дети, играя в различные игры, узнают национальные корни, обычаи народов той местности, где они проживают. Подвижные народные игры с древних времен были отражением культурного уклада и быта жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, поэтому во многих современных подвижных играх присутствуют элементы народной игры.

Спортивно – литературный урок.

Тема: «Далекому прошлому верность храня»

Цели урока:

  • знакомство с играми и традициями хакасского народа,
  • знакомство с легендами хакасского народа,
  • воспитание чувства коллективизма,
  • совершенствование силы и ловкости.

Задачи урока:

  • разучить правила игр,
  • развивать силу и ловкость в процессе обучения хакасским играм,
  • прививать уважение к традициям и культуре хакасского народа,
  • развивать монологическую речь.

Инвентарь: мячи теннисные, свисток, гантели, мячи-попрыгуны, гимнастические палки, маты, обручи, музыкальный центр с записью национальных мелодий хакасов, элементы хакасских национальных костюмов, таблички с названиями игр на хакасском и русском языках.

Место проведения: спортивный зал.

Ход урока.

Вводная часть.

  1. Построение, приветствие. Сказание 1. Рассказывает ученик., одетый в национальный костюм (см. приложение 1). Звучит музыка народов Хакасии.
  2. Игра «Отбери кость» («Пыласпах»). На площадке появляется табличка с названием игры на русском и хакасском языках.

    Класс делится на 2 команды. На площадке наносятся две точки меета (-финиша) в разных концах. Набивной мяч ставится в центре на равном расстоянии от меетов. По сигналу обе команды устремляются к мячу, стараясь захватить его и принести его к своему мету, чему препятствует команда соперников.
    Победителем становится команда, сумевшая большее число раз принести мяч.
    Разрешается захватывать соперника выше пояса, вырывать мяч из рук.
    Запрещается бросать мяч вперед, бить ногой мяч, а также не трогать соперника за шею руками, за одежду, ставить подножки, применять подсечки.
    Продолжительность игры – 4 мин. по два тайма.

  3. Комплекс общеразвивающих упражнений в движении для подготовки работы на станциях.

Основная часть.

На площадке находятся таблички с названиями игр на русском и хакасском языках.

  1. Соревнования - конные бега («Аттар чарызы»).
  2. Те же команды. Учащиеся прыгают на мяче-попрыгуне до отметки и назад. Выигрывает команда, первой завершившая эстафету.
    Сказание 2. (см. приложение 1) Звучит музыка народов Хакасии. Рассказывает ученик в национальном костюме.
  3. Стрельба в цель («Мергене атыс»).
    Команды бросают теннисные мячи в обруч. Выигрывает команда, у которой больше попаданий в обруч.
  4. Состязания по станциям: (индивидуальные состязания):
    • поднятие камня («Тас хапканы») – поднимают гантели способом «жим одной рукой»;
    • перетягивание палкой («Агаснан тартыс») – двое садятся на мат, упершись в ступни друг друга, и захватывают обеими руками палку. По сигналу они начинают тянуть палку к себе, стараясь перетянуть соперника на свою сторону. Победителем считается участник, сумевший перетянуть соперника. Поражение засчитывается участнику, отпустившему палку.
    • перетягивание ремнем («Хурнан тартызары») - соперники становятся на четвереньки друг против друга на равном расстоянии от линии. Хур - ремень надевается на головы обоих. Каждый участник, отступая назад, старается перетянуть соперника за черту. Победителем становится участник, сумевший перетянуть соперника за линию. Это фиксируется по коленям соперника. Проигравшим считается участник, с чьей головы снялся хур.
    • рукоборье («Холл пазыс») - руки ставятся локтями на мат, участники ложатся лицом друг к другу. Соперники стремятся прижать руки друг друга на мат тыльной стороной. Победителем считается спортсмен, прижавший руку соперника.

Заключительная часть.

  1. Построение. Сказание 3.(см. приложение 1). Звучит музыка народов Хакасии. Рассказывает ученик в национальном костюме.
  2. Подведение итогов урока.