Урок по курсу "Мир вокруг нас". Тема "Какие бывают животные? Птицы и звери". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: расширить знания детей о животных; научить относить животных к разным категориям по их характерным признакам: (птицы, звери, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся); воспитывать заботливое отношение к природе; развивать наблюдательность, речь, процессы мышления.

Оборудование: картина с изображением леса, рисунки отдельных животных, план игры, опорные слова, тестовые задания.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с животными. Вспомним, с какими группами животных мы с вами познакомились? Давайте поиграем в игру, которая называется "Путаница". Ребята, помогите животным найти свое место, распределите их по группам (Приложение №1)

III. Новая тема

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся с группами "звери и птицы" и научимся выделять признаки этих групп. А чтобы поближе познакомиться с этими животными, давайте отправимся к ним в гости.

(Звучит музыка). Положите голову на парту. Представьте, что мы в лесу. Ясное утро, свежий бодрящий воздух, тишина. Птиц почти не слышно. Но вот на поляне собрались животные. У них проходит конкурс на звание "Царь леса". И выбрать Царя леса поможем мы с вами. У кого самая интересная жизнь из этих животных , тот и будет у нас Царь леса и получит корону Царя.( картина с изображением леса)

А вот кто участвует в конкурсе, вы должны угадать сами. Игра "Угадай животное по описанию" (Приложение №2)

Учитель: Итак, первый участник конкурса медведь. Что вы знаете о жизни медведя?

(Дети) - Летом подрастают медвежата, медведица учит детенышей искать корм. Питаются медведи ящерицами, птицами, насекомыми, лягушками и ягодами.

(Учитель) Медведь - крупное всеядное животное, в выборе еды неразборчив.

Очень любит сладкое. Лето - пора медвежьих свадеб. За самкой ходят очень много медведей, и между медведями возникают драки. С самкой остаётся самый сильный медведь. Медведи очень любят кедровые орешки. Поздней осенью разрывают кладовые бурундуков и грабят эти полосатых заготовителей орехов. При этом выкапывают большие до одного метра глубины ямы или длинные траншеи, выворачивая крупные камни и перегрызая толстые корни деревьев. Зимой появляются крошечные медвежата. Почему же зимой, подумаете вы. А потому, что только в это время года у медведя есть свой дом. Ведь летом он бродит по лесу и ночует, где придется. Но самое любопытное в биографии медвежонка, что вес новорожденного "хозяина леса" не больше пятисот граммов, и что он может свободно уместиться на ладони взрослого человека.

Ёж. Что вы знаете о жизни ежа, чем питаются ежи?

(Дети) - Ёж днём спит, а ночью охотится. У ежа лучше развито обоняние, чем зрение. Питаются ежи грибами, жуками, мышами, яйцами птиц.

(Учитель) - У ежа очень хорошо развито обоняние и слух, а зрение очень слабое. Летом рождаются ежата, от трёх до восьми слепых детёнышей. Новорождённые имеют длину 5-6 см, они белого цвета и без иголок. А вот осенью они отъедаются и строят гнёзда под корнями деревьев.

Барсук. Массивное грузное туловище, короткие ноги, белая мордочка и на ней две чёрные полоски. Узнали? Конечно же это барсуки.

(Дети) - Барсуки питаются насекомыми, лягушками, ягодами, орехами, строят норы.

(Учитель) - Барсук - самое чистоплотное животное. Около нор барсука и в норе очень чисто. Возле нор барсука есть специальные ямки для туалета, есть место, где он вместе с детёнышами принимает солнечные ванны. Осенью отъедается и делает запасы на зиму. Спит очень чутко, проснётся, поест и снова засыпает.

Белка.

Эти красивые пушистые зверьки знакомы всем. Где они живут и чем питаются?

(Учитель) - Белки строят круглые, шарообразные гнёзда, летом выращивают своих детёнышей. У белки одновременно рождается 9-12 бельчат. Белки любят полакомиться яйцами птиц и птенцами. Заготавливают корм на зиму. Длина прыжка у белки достигает по горизонтали до 5 метров в длину и 10 -15 метров по вертикали. А помогает им прыгать хвост, играющий роль руля. В октябре у белки отрастает густая пушистая шерсть и меняется окраска, на серую.

Лиса. Что вы знаете о лисе, об этом хитреньком зверьке? Чем питается лиса? ( Мышами и ежами) Лиса - хищник, мех дорогой. У лисы летом появляются 6-10 лисят. Лиса часто поселяется в норе барсука. Поджидает, когда барсук уходит на охоту, заходит в его нору, наводит там беспорядок. А барсук не любит лис, потому что они нечистоплотные животные. Барсук приходит к своей норе, фыркает, чистит нору и если это случается несколько раз, то он покидает норку. А лисе это и надо. После этого она переносит своих детёнышей.

Волк. (Дети) - Он хищник, питается зайцами, запасов на зиму не делает.

(Учитель) - живут волки стаями, семьями. Вожак стаи чаще всего волчица. В стае, сильный никогда не обидит слабого. Пары волков создаются на всю жизнь. Летом у волков подрастают детёныши. Волки также едят и растительную пищу. Очень волки любят полакомиться арбузами, если уж попадут на поле с арбузами. Любую добычу делят в стае между собой.

Заяц.

(Учитель) - Питаются зайцы растительной пищей. Когда у зайца рождаются детёныши, зайчиха кормит их молоком и убегает. Так уж у зайцев водится. А зайчонок будет сидеть где-нибудь в укромном уголке, пока не научится бегать. У зайцев главная защита - быстрые ноги, а малыши бегать не могут. Вот матери и покидают их, чтобы своим запахом не привлечь хищников. Новорожденный зайчонок запаха не имеет, сидит неподвижно, ни волк, ни лиса - не заметят, не почувствуют его. Что же касается голода, тс новорожденный его не испытывает. Желудок малыша наполнен жирным питательным молоком. Пройдет несколько дней и зайчонок выбежит из-под куста. Теперь он полноправный лесной житель.

Что нового узнали из жизни животных? К какой группе животных мы можем отнести данных участников конкурса? (Это звери) По каким признакам можно определить их в эту группу? Самый главный признак - тело покрыто шерстью.

IV. Физкультминутка

V Вдруг в лесу послышался шум. Кто ещё оказался на поляне? Чтобы узнать, отгадайте ребусы (Приложение №3)

Птицы тоже хотят принимать участие в конкурсе на звание Царя леса. Давайте послушаем о них сообщения, которые приготовили ребята.

Сообщения детей.

Клёст. Самая примечательная особенность внешности клёста - их клюв, кончики которого перекрещиваются. Такая форма клюва позволяет птицам легко раскрывать чешуйки шишек хвойных деревьев и выбирать из них семена. У птенцов клёстов клюв прямой, и родители, кормят их, пока кончики клюва не загнутся. Только тогда птенцы смогут сами вскрывать шишки хвойных деревьев. Но самое удивительное, что своих птенцов клёст: выводят чаще всего в начале зимы, т.к. к этому времени уже созреваю! семена хвойных деревьев.

Дятел - доктор леса: стучит дятел, долбит деревья - значит, вытаскивает из них вредных насекомых. И дерево будет жить. А если оно уже погибло, то вредители не переползут на другие деревья. С утра до позднего вечера работает дятел: прочно упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными ногами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом. Потом запустив в выдолбленное отверстие длинный, клейкий, с зазубринами язык, на который налипают и накалываются насекомые, он отправляет их себе в рот. В нашем лесу живёт несколько видов дятлов. Но чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Что интересного вы узнали из жизни дятлов?

Сова - хищная птица. Сова видит только в темноте, днём она слепа, поэтому совы охотятся только ночью. Ночью сова зорче других птиц во много раз. Глаза совы - уникальный инструмент. Совы - единственные птицы, у которых оба глаза расположены рядом, а не по бокам головы. Они ещё и неподвижны. Голову же сова может повернуть как угодно, даже на 270 градусов. Но вблизи сова видит плохо, а совсем близко не видит ничего. Но зрение - лишь часть уникальных способностей, которые имеются у совы. Ещё есть слух, который раз в пятьдесят острее, чем у человека. Что интересного вы узнали из жизни сов?

Вывод. Какие признаки характерны для группы птиц? Тело покрыто перьями, два крыла.

VI. Закрепление пройденного материала

  1. Итак, прежде, чем приступить к выборам Царя леса ответьте на вопросы викторины.
  2. Кто устраивает солнечные ванны для детей? (Барсук)
  3. Кто любит лакомиться арбузами? (Волк)
  4. Кто вырывает траншеи и ямы в поисках кладовых бурундуков? (Медведь)
  5. Кто имеет клюв необыкновенной формы? (Клёст)
  6. Кто занимает норы барсука? (Лиса)
  7. У кого рождаются детёныши размером 5-6 см? (Ёж)
  8. У какой птицы есть слух, который во много раз острее, чем у человека? (Сова)
  9. Кто может бросить своего малыша? (Заяц)
  10. Кто любит полакомиться яйцами птиц и птенцами? (Белка)
  11. Кто является санитаром леса? (Дятел)

VII. Голосование.

Почему выбрали именно этого победителя?

VIII. Для того, чтобы проверить усвоение сегодняшнего материала, проведём тестовое задание. Тест (Приложение №4)

IX. Итог урока. С какими группами животных мы познакомились? По каким признакам мы узнали птиц, зверей? Что нового узнали на уроке?

Я хочу поблагодарить всех за работу на этом уроке и особенно ребят, которые приготовили очень интересные сообщения.

X. Домашнее задание. Нарисуйте животного из группы птиц и зверей, о которых мы сегодня не говорили и приготовьте о них небольшое сообщение.