Программа элективного курса "Духовно–нравственные ценности моей малой родины"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Именно село является основой
нравственных и духовных сил России…
О.В.Марков

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа .
Д.Локк

Чем выше человек по  умственному и
 нравственному развитию, тем он свободнее,
 тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
А.П.Чехов

Пояснительная записка

Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.  

Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себе семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования.  

Становление и формирование личности процесс трудоемкий, выходящий,как правило, за рамки школьного урока.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. На протяжении десятилетий школа была лишена возможности воспитывать учащихся на подлинных духовных ценностях. При этом наиболее уязвимой сферой педагогической деятельности оказалось нравственное воспитание. Сегодня первостепенной задачей нашего общества стала проблема поиска нравственного идеала.

В связи с этим совершенно закономерно и естественно стал усиливаться интерес к нравственным ценностям христианства, к духовным ценностям нашей культуры.

Одним из показателей религиозной православной культуры является строительство церквей. Так на территории современного Зонального района появились церковные приходы.

Особое отношение к храму, забота населения о том, чтобы в каждом населенном пункте был свой храм свидетельствует об особом отношении верующих к церкви. Храм в православной крестьянской традиции, способствующий приближению человека к Богу, это не только место совершения основных православных обрядов, но и духовный центр верующего православного населения. Христианские ценности играют огромную роль в духовно-нравственном воспитании человека.

Данный элективный курс  непосредственно связан с культурой и историей родного края. Он предназначен для учащихся, проявляющих интерес к истокам становления села, к знакомству с интересными и талантливыми людьми своей малой Родины.  Изучая историко-культурное наследие своего села, необходимо подчеркнуть ее важнейшую роль в формировании нравственных истин личности ученика, его культурного багажа, духовного развития человека, показать, что культура села является частичкой культуры России в целом.

Одним из аспектов  программы курса является знакомство с литературно-художественным  богатством родного села, с основами христианской  нравственности и морали.    Именно это поможет сформировать  у школьников чувство гордости за родной уголок, за ту землю, где  родились и за тех людей, среди которых они живут. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни,  научить его видеть  корни, знать историю своего села, своей страны, показать, что христианство является идеалом нравственности, духовности и совершенства.

Произведения писателей-земляков помогут открыть многие нравственные истины, духовно обогатят, тем самым помогут становлению и формированию личности.

Разнообразие форм подачи материала повышают  эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса.

Программа рассчитана на18 часов (из расчета) час в неделю в  течение одного полугодия).

Цель элективного курса – создать условия для:

  • формирования нравственных качеств у учащихся при изучении историко-культурного наследия села.
  • воспитания у школьников любви к родному краю, чувства гордости за свою Родину;
  • привлечения учащихся к активной работе по изучению истории и литературы своего села;
  • сохранения культурно – духовные богатства наших предков;
  • укрепления преемственности поколений;
  • воздействия  культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств  молодежи (на примере своей малой Родины)
  • познакомить с основами христианской нравственности и морали.

Учебно-тематический план

№темы

№ урока

Тема урока

Тип урока

1

1

Введение. Цели и задачи курса.

Лекция с элементами беседы

2

2

Вехи истории Зонального района

Урок-семинар

3

3

 «У войны не женское лицо»

 Поисково-исследовательская деятельность

4

 4

«Памяти павших…»

Литературная гостиная

5

5

«Зональное – ковал победу»

Творческий проект

6

6

«Салют, Победа!»

Встреча с ветеранами

7

7

Пережитое - незабытое

Пресс - конференция

8

8

«Памятники села Зонального»

Урок-путешествие

9

9

Православные ценности христианства.

Урок-открытие

10

10

Поэты и писатели – гордость села

Обзорная лекция

11

11

Бояринов Николай Семенович. Личность писателя. Обзор творчества.

Урок-знакомство

12

12

Шакалов Михаил Трофимович. Жизнь и творчество. Стихи о природе , о Родине, о родном крае.

Урок-исследование

13

13

Суриков Павел Петрович. Биография писателя.

Очерки и рассказы«Первая похоронка», «Домовой», «Чужие письма» и другие.

Чтение и обсуждение

14

14

Камардина Вера Александровна. Тема одиночества в творчестве.

Урок-знакомство

15

15

Поэты  –композиторы:МарковОлег Валентинович,Есин Сергей Петрович.

Интегрированный урок.

 

 

 

 

16

16

Культурные объекты села. (музей, библиотека, РДК, школа)

Урок - экскурсия

17

17

Вредные привычки. Здоровый образ жизни.

Круглый стол

18

18

Защита итоговой презентации на тему: «Духовно- нравственные ценности моей малой Родины»

Зачет

Содержание программы элективного курса «Духовно-нравственные ценности моей малой Родины»

Введение

Цели и задачи курса ««Духовно-нравственные ценности моей малой Родины». Факторы формирования духовно-нравственных качеств. Историко-культурное наследие  малой Родины. (с. Зональное, Зонального района, Алтайского края).

Вехи истории Зонального района

Образование с. Зональное

Урок-семинар

«Памяти павших…»

Литературная гостиная

Целью является формирование у учащихся знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах, развитие у детей представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека. Воспитание великого уважения к борцам за свободу, чувства гордости за своих земляков, отстоявших свободу и независимость Отчизны в суровые год.

«У войны не женское лицо»

Поисково – исследовательская деятельность

Формировать чувство верности своему Отечеству

«Зональный – ковал победу»

Творческий проект

Показать роль Зонального в Отечественной войне

«Салют, Победа!»

Встреча с ветеранами

Познакомить с зональновцами – участниками ВОВ

Посмотреть на историю через призму литературы, музыки, искусства

Пережитое – незабытое

Учащиеся узнают о своих земляках ,служивших в Афганистане и Чечне, послушают их рассказы о том ,что в жизни всегда есть место подвигу, послушают стихи и песни написанные об этом времени.

Памятники села Зонального

Знакомство с мемориальным комплексом.

Православные ценности христианства

Церковные приходы. Храм -  духовный центр верующего православного населения.

Поэты и писатели-гордость села

Художественно-литературное наследие села Зональное. 

Бояринов Николай Семенович 

Личность писателя. Обзор творчества

Основные темы творчества.  Любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам  («Благо земли» и «Лес-богатство общее»).

Шакалов Михаил Трофимович

Жизнь и творчество. Основные темы творчества.

Образ матери в стихотворении «Спасибо маме». Тема любви к своей малой Родине. Анализ стихотворения «Я вырос на Алтае».

Суриков Павел Петрович

Биография писателя .Очерки и рассказы. «Первая похоронка», «Домовой», «Чужие письма» и другие.  Литературное осмысление жизни людей Советской эпохи.

Кучин Владимир

О  писателе. Тема детства в творчестве писателя

Камардина Вера Александровна

Жизнь и творчество. Лирические стихи. «Белокуриха»,   «Бессонница» .Тема одиночества в творчестве.

Марков Олег Валентинович

Поэт-музыкант. Тема земли, деревенская тема - главные темы в творчестве поэта.

«Я, часто расставаясь с суетой»,  « Кони - рыжие бока» и другие. Народный колорит в песнях.

Культурные объекты  моего села

Посещение музея с. Зональное.

Знакомство с историей села и экспонатами, представленными в музее.

Воспитание патриотизма и любви к своей малой родине.

Библиотека- центр досуга на селе.

РДК, как доминанта развития личности в юношеском возрасте.

Вредные привычки. Здоровый образ жизни

Развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;

воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.

Урок-зачет

Представление и защита презентаций на тему:  «Духовно-нравственное развитие моей малой Родины»

Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни, - источник силы и утешения в его собственной душе.

Надо воспитать в его душе победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения.

Приложения

  1. Презентация «Мое село» (Приложение 1).
  2. Урок Памяти павших (Приложение 2).
  3. Презентацию «Моя малая родина» и урок Вехи истории Зонального района можно получить у автора (обращайтесь в оргкомитет фестиваля)