Учебный проект "Ориентирование в пространстве"

Разделы: Начальная школа


Творческое название проекта. «Готовимся к путешествию».

Аннотация.

В процессе проектной деятельности развиваются общеучебные знания и умения учащихся,  пользоваться разными источниками информации, способность анализировать информацию, выделять главное. В ходе работы над проектом дети знакомятся со способами ориентирования в пространстве, приобретают необходимые умения по каждому способу ориентирования.

Участники проекта: учитель, учащиеся 2-го класса.

Место проведения: МОУ НОШ № 1, кабинет информатики.

Учебный предмет: «Окружающий мир».

Основополагающий вопрос: как определить стороны горизонта?

Вопросы учебной темы:

  • Какие существуют природные способы ориентирования?
  • Какие народные приметы помогают в способах ориентирования?
  • С помощью, каких приборов можно определить стороны горизонта?

Цели проекта:

  • Знакомство учащихся со способами ориентирования в пространстве.
  • Развитие умения планировать свои действия, работать в группах.
  • Развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся.

Методические задачи проекта:

  • Расширить представление детей о многообразии способов ориентирования в пространстве.
  • Сформировать первоначальное представление о способах ориентирования в пространстве.
  • Развивать умения пользоваться разными источниками информации.
  • Воспитывать готовность к сотрудничеству, желание помочь товарищу.

Темы для самостоятельного изучения учащимися:

  • Ориентирование в пространстве по Солнцу
  • Определение сторон горизонта по Полярной звезде
  • Определение сторон горизонта по местным признакам
  • Определение сторон горизонта по компасу

Этапы и сроки проведения проекта:

  1. Подготовительный. (Обозначение проблемы для изучения) 35 мин
  2. Работа в группах, поиск материала. (Внеурочная работа).
  3. Информационный этап – представление результатов поиска 35 мин.
  4. Практическая работа 35 мин.
  5. Заключительный. (Обобщение, итоги, оценка.)

Результативность.

  • В результате поиска информации формируется у детей представление о способах ориентирования в пространстве.
  • Дети приобретают умения по каждому способу ориентирования.
  • Открывается перспектива к дальнейшему более глубокому изучению данного материала.
  • В ходе самостоятельной  работы развивается умение пользоваться разными источниками информации.
  • Оформление  книжки-малышки в помощь путешественнику.

1 этап. Подготовительный

Учитель: Здравствуйте дети! Кто из вас  любит путешествовать?
Чтобы отправиться в путешествие, что нужно для этого знать? Как находят путь путешественники? Как они ориентируются в степи, в лесу, в море? Наша задача сегодня познакомиться со способами ориентирования на местности. (Приложение 1. Слайд 2)

Учитель: Что такое ориентирование? В словаре С. И Ожегова Ориентирование-определение своего местоположения или местоположения предметов по отношению к известному предмету по сторонам горизонта (Приложение 1. Слайд 3)
Сейчас мы это проверим.

Практическое задание.

  1. Помогите машинам добраться до своего гаража. Объясните движение машины, называя объекты, которые встретятся на их пути. (Приложение 1. Слайд 4)
  2. Попробуйте объяснить свой путь до школы, называя объекты, которые встречаются  на вашем  пути.

Учитель: Представьте себя в степи, в море. Нет там известных примет. Как вы будете там ориентироваться? (Дети предлагают свои варианты.) (Приложение 1. Слайд 5)

Учитель: Чтобы правильно ориентироваться нужно знать  стороны горизонта. Как определить стороны горизонта?
Почти в любой местности ежедневно видны восход утром, самое высокое Солнце в полдень, закат вечером и Полярная звезда ночью. Эти ориентиры дают четыре точки на четырех разных сторонах горизонта. Их назвали восток-сторона восхода Солнца, юг-сторона полуденного солнца, запад-закат Солнца, север-сторона Полярной звезды. (Приложение 1. Слайд 6)
Кроме основных сторон горизонта есть и промежуточные географические направления. (Приложение 1. Слайд 7)

Практическое задание. Детям предлагается выполнить задание:

  • Встаньте лицом к воображаемому северу.
  •  Раздвиньте руки, покажите, где запад и восток.
  • Повернитесь лицом к западу и укажите все стороны горизонта.

(Ученики отрабатывают определения сторон горизонта)

Учитель:

  • Существуют ли другие способы  определения сторон горизонта? (По Солнцу, по Полярной звезде).
  • Какие народные приметы ориентирования помогут определить стороны горизонта? (По местным признакам: муравейник, снежный покров, ствол дерева).
  • С помощью, каких приборов можно определить стороны горизонта? (По компасу)

(Учащиеся анализируют проблему, выдвигают свои гипотезы).

Практическое задание. На дом каждой группе дается задание, как определить стороны горизонта:

Группа 1 – по Солнцу.
Группа 2 – по Полярной звезде.
Группа 3 – по местным признакам.

Группы готовят сообщения, рисунки, иллюстрации для оформления книжки-малышки.
Учитель всем учащимся выдает жетоны, 3 разных цветов, по однородному цвету формирует группы.

2 этап. Поиск материала (Внеурочная работа)

3 этап. Информационный этап – представление результатов поиска.
Выступление учащихся по группам по результатам самостоятельного поиска материалов

Группа 1. Определение сторон горизонта по Солнцу.

Издавна люди заметили, что в полдень Солнце находится на юге, а полуденная тень направлена на север.
Если в полдень встать лицом по направлению полуденной тени, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток, слева – запад. Однако определить стороны горизонта по Солнцу можно только днем и только в ясную погоду. Вот и готова первая страничка нашей книжки-малышки.

Группа 2. Определение сторон горизонта по Полярной звезде.

Ночью стороны горизонта определяем по Полярной звезде. Направление на Полярную звезду – всегда направление на север. За спиной – юг, справа – восток, слева – запад. Готова вторая страничка нашей книжки-малышки.

Группа 3. Определение сторон горизонта по местным признакам.

Наблюдательный человек может определить стороны горизонта по местным признакам на отдельно стоящем дереве ветки с южной стороны гуще и мощнее.
Ранней весной снег быстрее тает на склоне, обращенных к югу там же быстрее созревают ягоды. С северной стороны стволы деревьев сильнее зарастают мхом. Муравейники всегда находятся с южной стороны от ближайшего дерева. готова первая страничка нашей книжки-малышки. Готова третья страничка нашей книжки-малышки.

Учитель: Если небо затянуто тучами, ориентироваться по Солнцу или по Полярной звезде невозможно. Как быть в этом случае? Какой прибор поможет нам в этом? (Компас)

4 этап. Заключительный

Подведение итогов:

1. Оценивание работы детей в группах.
2. Задание на дом: странички нашей книжки-малышки готовы. Дома вы должны оформить страницы книжки.