Опыт психологической работы с тревожными детьми в МОУ Гимназии № 91 г. Железногорска

Разделы: Школьная психологическая служба


Здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Как известно, психологическое здоровье выступает как одна из важнейших характеристик личности. Оно отражает особенности ее генезиса и психического развития. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих [5]:

  • гармонию как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом;
  • возможность полноценного функционирования и развития индивида в процессе жизнедеятельности.

Ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, – это гармония человека, как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Каковы же критерии психологического здоровья личности?

  1. Понимание себя.
  2. Позитивное самовосприятие.
  3. Способность к самоуправлению.
  4. Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
  5. Способность к сопереживанию и принятию других.
  6. Сформированность жизненных ценностей и планов.
  7. Стремление к гуманистическим ценностям.

Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать развитию общества. Норма - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения [5].

Понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями.

Для эффективной организации психологической поддержки надо определить факторы риска нарушения психологического здоровья детей.

Нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутришкольного конфликта. Общеизвестно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологического стресса.

Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешенном конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувство беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще больше усиливает психологический конфликт. Таким образом, тревожность ребенка, является показателем наличия деструктивного внутреннего конфликта, а в итоге показателем нарушения психологического здоровья [5].

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия с различными компонентами школьной образовательной среды [5].

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание - это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Однако интенсивность переживания тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние [5].

Именно интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревоги рассматривается как системообразующий признак школьной дезадаптации. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы) [5].

Так как наша гимназия заботится о сохранении и укреплении психофизиологического здоровья учащихся, авторы статьи при сотрудничестве с кафедрой классных руководителей решили исследовать школьную тревожность учащихся 1 – 6 классов.

Нами был выработан следующий план работы на 2008 – 2009 учебный год:

СЕНТЯБРЬ: Проведение тестирования по классам.

ОКТЯБРЬ: Анализ результатов тестирования.

НОЯБРЬ:

Выработка конкретных рекомендаций на основании анализа тестов тревожности классов:

  • классным воспитателям по работе с учащимися (индивидуально), с родителями
  • родителям тревожных учеников
  • учителю, по организации урока и поведение в различных ситуациях с тревожными детьми

ДЕКАБРЬ:

  • Организация работы с тревожными учениками по группам и индивидуально и их родителями
  • Формирование групп тревожных учеников
  • Составление плана работы с каждой группой
  • Тематические беседы по школьной тревожности на родительских собраниях
  • Планирование индивидуальной работы с семьёй тревожного ребенка

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ:

  • Проведение групповых занятий по снижению школьной тревожности
  • Проведение индивидуальных консультаций с родителями и детьми
  • Анализ психологического состояния учащихся по результатам работы:
    - беседа с классными руководителями
    - обратная связь учащихся по снижению школьной тревожности

АПРЕЛЬ, МАЙ

  • Проведение повторного тестирования 1–6-х классов и анализ результатов
  • Опрос родителей тревожных детей для получения обратной связи
  • Предварительное планирование на следующий учебный год с учетом анализа повторного тестирования.

В сентябре 2008 г. в нашей гимназии было проведено исследование школьной тревожности. При анализе психологического состояния учеников 1 – 6 классов были использованы тесты:

  1. Тест психического состояния младшего школьника (Прохоров – Геннинг) для учащихся 1 – 4 классов, смотри приложение 1 [1].
  2. Тест тревожности Филипса для учащихся 2 - 6 классов, смотри приложение 2 [2].
  3. ЦТО – цветовой тест отношений (Эткинд) для учащихся 5 – 6 классов, смотри приложение 3 [4].
  4. Анкета для родителей на выявление тревожного ребенка для учащихся 1 класса, смотри приложение 4 [4].

В октябре 2008г. был сделан анализ проведенных психодиагностических методик. Рассмотрим результаты анализа в порядке приведения методик.

  1. Анализ результатов теста психического состояния младших школьников Прохорова - Геннинг. Этот тест проводился с целью выяснения актуального эмоционального состояния учащихся начальных классов, переживаемого ими в школе.

Класс

Позитивное эмоциональное состояние (радость, интерес, вдохновленность, дружелюбие), %

Негативное эмоциональное состояние (усталость, неудовлетворенность, грусть, печаль, разочарование), %

Нейтральное эмоциональное состояние (спокойствие, сосредоточенность, внимательность), %

1

78%

6%

16%

2

72%

4%

22%

3

70%

6%

24%

4

65%

6%

18%

Как видно из сводной таблицы, учащиеся, находясь в школе, испытывают, по большей части, позитивные чувства (радость, умиротворение, дружелюбие), реже – нейтральные чувства (спокойствие, сосредоточение, внимательность). Но есть процент учащихся, которые испытывают в школе негативные чувства (в основном это усталость или неудовлетворенность собой или окружающими).

  1. Анализ результатов теста школьной тревожности Филипса. Данная методика проводилась нами с целью выявления наличия у учащихся школьной тревожности, а также характера школьной тревожности. Анализ этого теста можно увидеть в сводной таблице.

Факторы тревожности в %

1

2

3

4

5

6

7

8

2-е классы

24,0

32,0

4,0

40,0

60,0

32,0

16,0

32,0

54,4

22,7

18,1

72,6

81,7

63,6

36,3

59,0

52,3

42,8

28,5

71,4

90,5

66,6

28,5

57,1

3-е классы

48,0

44,0

32,0

64,0

64,0

56,0

24,0

44,0

52,0

48,0

36,0

72,0

60,0

48,0

32,0

53,0

50,0

25,0

25,0

50,0

75,0

55,0

40,0

60,0

4-е классы

62,9

44,4

33,3

74

96,2

51,8

33,3

59,2

44,6

25,9

3,7

44,4

70,3

40,7

18,5

40,7

28,0

28,0

4,0

68,0

60,0

36,0

24,0

36,0

5-е классы

0

46,2

19,2

42,3

69,2

38,5

15,4

76,9

25,9

33,3

14,8

59,2

44,4

37,0

11,1

51,8

33,3

18,5

14,8

66,6

48,4

40,7

18,8

48,1

6-е классы

18,5

3,7

14,8

51,8

44,4

18,5

7,4

37,0

43,4

17,4

21,7

60,7

65,1

39,0

34,7

43,4

60,0

60,0

60,0

60,0

56,0

32,0

68,0

48,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из сводной таблицы:

  • Повышенный уровень общей школьной тревожности в классах на каждой параллели.
  • У группы шестиклассников повышен уровень тревожности по 6 из 8 факторов теста. Эта группа требует к себе особого внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны психолога и родителей. С этой группой составлен индивидуальный план психологического сопровождения.
  • Повышенный уровень страха самовыражения и страха проверки знаний в классах на каждой параллели.
  • В некоторых 2х классах и у группы 4классников повышен уровень страха несоответствия ожиданиям окружающих.
  • В некоторых классах повышен уровень тревожности по 8 факторы (проблемы и страхи в отношениях с учителями). Данный факт проанализирован психологом с классными воспитателями, разработана система рекомендаций (см. приложение 5)

Т.о. проанализировав данную методику, мы пришли к выводу, что необходима работа по снижению школьной тревожности и повышению уровня психологического здоровья и благополучия, учащихся с учениками индивидуально, в группах и с классом, с учителем и родителями.

  1. Анализ результатов цветового теста отношений (ЦТО) Эткинда. Данная методика проводилась с целью выяснения эмоционального отношения учащихся к школе и школьной жизни, а также отношения к себе и окружающим (см. Приложение 3). Анализ результатов теста показал следующее:
  • На категорию «урок» многие учащиеся пятых классов пятых классов выбирали серый и черный цвета (серый – до 18.5%, черный – до 26% на класс), что может означать отвергающее, враждебное, либо вялое, безразличное отношение к данной категории. Такое отношение может указывать на сложность адаптации пятиклассников в среднем звене.
  •  В то же время, на категорию «перемена», пятиклассники выбирают желтый и красный цвета (красный – до 26%, желтый – до 38% на класс), что указывает на активное, позитивное, радостное отношение к провождению времени на перемене.
  • На категорию «учитель» пятиклассники выбирают, в основном, синий, красный цвета (синий – до 22%, красный – до 23% на класс), но есть классы, в которых ребята предпочитают серый и черный цвета (оба цвета – до 23%). Это может говорить о некоторой напряженности в отношении с учителями, связанной с трудностью адаптации учащихся в среднем звене.
  • На категорию «одноклассники» пятиклассники выбирают зеленый и желтый цвета (зеленый – до 23%, желтый – до 19% на класс). Одноклассники воспринимаются как дружелюбные уверенные, активные и доброжелательные.
  • Учащиеся шестых классов на категорию «урок» выбирают синий цвет (до 22% на класс), урок воспринимается ими спокойно, по-деловому.
  • На категорию «учитель» шестиклассники выбирают желтый цвет (до 39% на класс), что указывает на доброжелательность, активность и интерес по отношению к учителям.
  • Категория «перемена» в шестых классах окрашена красным цветом (до 46% на класс), что указывает на восприятие перемены как времени энергичности и активности.
  • На категорию «одноклассники» шестиклассники выбирают, также как и пятиклассники желтый и зеленый цвета (зеленый – до 28%, желтый – до 19% на класс). В отдельных классах эту категорию окрашивают в коричневый цвет (до 20%). Это может указывать на некоторый формализм и отчужденность в отношениях с одноклассниками.

Т.о. с помощью цветового теста отношений были выявлены некоторые проблемные аспекты школьной жизни, которые могут вызывать у учащихся внутреннее напряжение. Наиболее проблемными зонами у пятиклассников являются отношения к категориям «урок» и « учитель», а у шестиклассников – «одноклассники».

  1. Анализ анкеты для родителей на выявление тревожного ребенка. Данная анкета проводилась на родительских собраниях в первых классах с целью выявления учащихся с повышенной личностной тревожностью. По результатам анализа данной анкеты из общего количества первоклассников 80% обладают низким уровнем тревожности, а 20% - средним. Т.о. можно сделать вывод, что уровень тревожности среду учащихся 1х классов находится в норме.

В результате проведенных исследований (по тесту Прохорова – Геннинг, тесту школьной тревожности Филипса, тесту ЦТО, анкеты для родителей учеников 1х классов) в ноябре-декабре 2008 в классах были выделены группы особо тревожных детей. В эти группы вошли те учащиеся, которые показали высокие баллы (>50% и >75%) по нескольким факторам тревожности теста Филипса, показавшие негативное эмоциональное состояние по тесту Прохорова – Геннинг (начальная школа) и выбравшие «негативные» цвета в тесте ЦТО (5-6 классы). В дальнейшем с ними проводилась психолого-педагогическая работа по следующим направлениям:

  1. Классный воспитатель.
  • Разработаны рекомендации для классных руководителей по работе с тревожными детьми, которые включают в себя общие рекомендации по работе с детской тревожностью (см. Приложение 5) , а также конкретные рекомендации по работе с каждым фактором школьной тревожности.
  • Каждому классному руководителю было рекомендовано проведение классных часов, направленных на снижение психологического напряжения в детском коллективе и повышение психологического комфорта в классе с помощью направленных на это игровых упражнений (см. Приложение 6).
  1. Учитель.
  • Разработаны конкретные рекомендации для учителей по организации урока с учетом каждого фактора школьной тревожности
  • Проведены беседы с учителями на педконсилиумах, где учителя были ознакомлены с общими результатами исследования школьной тревожности по классам, а также с рекомендациями по организации урока
  1. Родитель.
  • Разработаны конкретные рекомендации для родителей по работе с каждым фактором школьной тревожности
  • На родительских собраниях родители ознакомлены с результатами исследования и рекомендациями по работе с факторами тревожности, которые наиболее выражены именно у их ребенка через тетради обратной связи.
  • При необходимости проводились индивидуальные психологические консультации с родителями тревожного ребенка
  1. Тревожный ученик.
  • По результатам исследования были сформированы группы тревожных детей в каждом классе
  • С учащимися 5 – 6 классов проведен комплекс занятий, направленных на снижение уровня школьной тревожности, повышения уверенности в себе, самооценки.
  • При необходимости проводились индивидуальные занятия с учащимися 1 классов, которые были направлены на снижение психологического напряжения, возникающего в первый год школьного обучения

Далее хотелось бы подробнее остановиться на занятиях в группах школьной тревожности в 5 – 6 классах, которые проводились в декабре 2008г. – январе 2009г. Как уже говорилось выше, по результатам исследования были выявлены группы наиболее тревожных детей в каждом классе. В этих группах было от 2 до 6 детей. Занятия проводились в каждом классе раз в неделю в течение месяца, всего 4 занятия.

Целью данных занятий было снижение уровня школьной тревожности и повышение психологического комфорта учащихся в школе. Данная цель реализовывалась через следующие задачи:

  1. Повышение осознанности своих эмоций, своего поведения
  2. Развитие навыков самоконтроля эмоционального состояния
  3. Формирование (закрепление) позитивного отношения к школьной действительности
  4. Повышение самооценки учащихся

Для достижения указанной цели и реализации задач использовались следующие методы:

  1. Релаксационные упражнения для снятия телесного и психологического напряжения.
  2. Образное мысленное представление, перенос позитивных чувств из одной ситуации в другую [3]
  3. Обсуждение проблемных ситуаций и их возможного решения [4]
  4. Методы арт-терапии (рисунки, сочинение рассказов) [4]
  5. Обсуждение литературных отрывков, посвященных чувству страха и внутреннего напряжения [3]

Конспект одного из таких занятий приведен в Приложении 7.

В январе, проводя анализ психологического состояния учащихся, прошедших занятия в группах по школьной тревожности мы обнаружили, что:

  • по наблюдениям классных руководителей дети стали более непринужденно и открыто общаться с одноклассниками, более социально приемлемо выражать свои чувства, не включаясь эмоционально в конфликтные ситуации;
  • ребята использовали предложенные психологические упражнения в школе и вне её, и отмечали, что эти упражнения помогают им справляться с внутренним напряжением, контролировать свои эмоции.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что по предварительному анализу (заключительный анализ будет сделан в мае 2009 года) проведенная нами работа по снижению школьной тревожности является эффективной, необходимой и дает положительные результаты. Мы считаем, что опыт данной работы можно тиражировать.

Список литературы

  1. Ефремов Н. Н. Психологическое айкидо для родителей. – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2003
  2. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2005
  3. Леви В. Л. Приручение страха. – М: Метафора, 2004
  4. Материалы психологических тренингов и семинаров
  5. http://www.boguchar13.narod.ru/images/psixzdorovie13.doc