Цель: познакомить учащихся с искусством батика, сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе, освоить основные приемы росписи ткани, выполнить творческую композицию
Оборудование для учителя: фотографии, оригинальные работы, выполненные в технике холодного батика, инструменты и материалы для работы в технике холодного батика.
Оборудование для учеников: рамки (можно заменить пяльцами для вышивания), с натянутой тканью (шелк, капрон, ситец и т.д.)., инструменты и краски для работы в технике холодного батика (можно заменить на акварельные краски).
Литературный ряд: стихи о цветах
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский “Вальс цветов”.
Ход урока
:1. Организационный момент
.2. Вступительное слово учителя.
Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности.
Народные мастера, работают в традиции и сохраняют в своем творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки. Современному художнику-прикладнику предоставлен огромный выбор различных материалов, он свободен в осуществлении творческих замыслов. Можно экспериментировать с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
Одним из интересных направлений декоративно-прикладного искусства является работа с тканью – роспись по шелку.
Просмотр видеофильма по теме урока. (если имеется подобный)
Батик- - искусство росписи по ткани. (сообщение ученика, дополнения учителя). Это искусство пришло к нам из Индонезии: мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, и на ткани оставался белый узор.
Современные художники работают в разных техниках батика. Одна из них – горячий батик. Растопленный воск наносится на ткань точно по рисунку, и постепенно им покрывают все цвета в соответствии с рисунком – художник работает по принципу “от светлого к темному”.
Существует и менее трудоемкий способ – холодный батик. (Рисунок 4,5.)
Здесь рисунок выполняется по ткани специальным составом (резервом) при помощи стеклянных трубочек. (Рисунок 1.)
Резерв, проникая в ткань, создает как бы перегородку, которая не пропускает краску. Именно поэтому линии рисунка должны быть замкнуты, чтобы краска не смогла растечься.
Художник использует в росписи специальные краски для тканей, которые подобно акварели, мягко перетекают одна в другую, создают чудесные цветовые разводы. Ему необходим специальный набор инструментов, которым он пользует во время работы. (Рисунок 2, 3)
Словарная работа:
ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ — способ расположения на плоскости декоративных элементов, их взаимосвязь.
ВОСК, ВОСКОВАЯ МАССА — специальный резервирующий состав для “горячего” батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве одного из компонентов. Восковая резервирующая масса для краткости часто называется воском.
ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА — желтый, синий, красный и зеленый; главными называются потому, что все остальные цвета цветового круга являются их производными.
ЗАРИСОВКА — стилизованное изображение природной или иной формы в целях дальнейшего использования в создании композиции.
КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные на противоположных концах диаметров цветового круга.
ТРУБОЧКИ — стеклянные трубочки с загнутым концом и резервуаром в нижней трети — инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика.
БАТИК — способ украшения ткани с помощью расплавленного воска. Родиной его считается Индонезия. В настоящее время словом батик обозначают практически все виды ручной росписи ткани
УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК — способ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор.
ЭСКИЗ — предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы все детали. В окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину.
3. Объяснение задания для практической части.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс цветов”. Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную композицию на тему “вальс цветов”. Почему именно мы ее так назовем? Цветы создают хорошее настроение. Цветы сопровождают нас в праздники. Вокруг нас много цветов, они очень красивые и хочет собрать в большой красивый букет, хочется танцевать и петь. Для выполнения работы мы с вами выбрали способ холодного батика. (второй вариант работы – выполнение работы акварельными красками “по-сырому”; в результате тоже получаются очень оригинальные работы)
Перед работой просмотр слайдов презентации с комментариями учителя (фотографии работ, выполненных в технике холодного батика, на тему “цветы”).
4. Практическая часть
1 урок: разработка эскиза работы, переведение данного изображения до размеров рамки, перенос изображения на ткань резервирующим составом.
2 урок: выполнение работы в цвете. Необходимо хорошо продумать как распределить цвета и их переходы, что нужно выделить. Если этого не сделать, то работа может оказаться раздробленной, что нельзя будет понять, что же вы хотели изобразить.
Можно сделать батик в определенной цветовой гамме, например, только в теплых тонах (холодных тонах), как акцент, бросив кое-где холодный (теплый). (Рисунок 6,7)
Кроме того, художник должен понять красоту материала, максимально использовав ее, показать людям. Помните, как говорил мастер Данила в “Каменном цветке” писателя Бажова: “Вижу, поди-ка, какой у нас камень, а мы что с ним делаем? Точим, да режем, да колер наводим и вовсе ни к чему. Вот мне и припало желание так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать”.
5. Итог урока.
Работы современных художников – это произведения искусства, которые можно увидеть на выставках, в художественных галереях.
Выставочная деятельность – это своеобразная творческая лаборатория художника.
Она связана с поиском новых художественных идей, нового пластического языка, которым художник выражает свои мысли, чувства, представления о красоте, свое отношение к миру.
Современный художник, используя язык художественного материала, создает свои новые формы, наполненные смыслом. Увиденные работы заставляют нас мыслить. Создавать свои произведения. Сегодня мы с вами попробовали создать свои оригинальные работы способом холодного батика. Но расписанный вашими руками кусочек ткани с его неподражаемым блеском, мягкостью драпировки приобретает поистине уникальную ценность.
6. Домашнее задание:
После первого урока: подобрать цветовое решение эскиза декоративной композиции, составленной на уроке.