Урок обучения грамоте в 1-м классе по программе В.Г. Горецкого и др. с использованием учебника "Русская азбука"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. формировать навык слогового чтения, работать над осознанностью чтения;
  2. развивать речь детей, фонематический слух, память, внимание, творческие способности;
  3. воспитывать чувство коллективизма, любовь к чтению.

Оборудование: изображение поезда с буквами, схематическое изображение железной дороги (карты путешествия), схемы слов, маски-овощи, иллюстрации с изображением героев сказок, сюжетные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Целеполагание и мотивация.

У. С какой новой буквой вы познакомились вчера на уроке?

Д. Мы познакомились с буквой «в».

У. Чему бы вы хотели поучиться сегодня?

(Дети отвечают).

III. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

У. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся путешествовать. Перед нами карта.

Рис. 1

У. Прочитайте, как называется страна, в которую мы отправимся.

Д. Страна Читалия.

У. Это волшебная страна. И туда может поехать только тот, кто хоть немного умеет читать. Кто готов путешествовать, поднимите руки. Все готовы! Проверим, знаете ли вы звуки и буквы. Нас поджидает волшебный поезд. А в вагонах пассажиры – буквы. Расскажите, что вы о них знаете?

(Дети выходят, берут букву и дают характеристику звуков, которые она обозначает). Например:

Д. Это буква «Р». Она обозначает согласный звук. Звук может быть твёрдым - [р], а может быть мягким - [р'].

У. Я вижу, что вы подготовились к путешествию. Чтобы отправиться в путь, мы должны произнести волшебные слова. Прочитайте их.

На доске:

Паровоз.

Загудел паровоз
И вагончики повёз:
Чу – чу – чу,
Далеко я укачу.

(Дети читают про себя, слабые читают отдельные слова под руководством учителя, чтение вслух).

У. Поехали!

(Дети хором повторяют стихотворение, имитируют руками вращение колес).

У. Остановка «Схемная». Здесь нас встречают Маша и Медведь. С ними случилась беда. Они заблудились в стране Читалии. Чтобы попасть домой, им надо выполнить задание: соотнести слова и схемы. Поможем? Что вы видите на картинках?

Д. Мы видим волка, вишню, вагон.

У. Что общего у этих слов?

Д. Они начинаются с буквы «в».

У. Соедините схему с картинкой и докажите, что эта схема соответствует слову.

На доске:

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Д. Первая схема соответствует слову «вишня». В слове «вишня» два слога (виш-ня). Ударение падает на первый слог. Первый слог «виш». В нем три звука. Первые два звука слились, образовав слияние «ви». Звук [в'] – согласный, мягкий, так как его мягкость показывает гласный звук [и]. Третий звук [ш] находится за пределами слияния. Он согласный, всегда твердый. Второй слог-слияние «ня». Согласный звук [н'] – мягкий, так как после него стоит буква «я». Она обозначает мягкость предшествующего согласного. В слиянии она обозначает звук [а].

(Далее дети доказывают соответствие других схем и слов).

У. Молодцы, теперь Маша и Медведь доберутся до дома! А нам пора в путь.

(Повтор стихотворения «Паровоз» хором).

IV. Развитие мышления, внимания.

У. Остановка «Загадочная». Весёлый Петрушка решил над нами подшутить. Он спрятал слова в ребусы. Попробуйте расшифровать их.

На доске:

Рис. 5

У. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки.

У. Молодцы, вы выполнили очень сложное задание. Можем снова отправляться в путь.

(Хором повторяют стихотворение «Паровоз»).

V. Развитие речи.

У. Остановка «Рассказово». Нас встречает добрый кот Леопольд. Он хочет, чтобы вы придумали рассказ по картинкам.

На доске: (использованы сюжетные картинки из набора В.В. Гербовой «Картинки по развитию речи», издательство «Просвещение», 1985 г.)

Рис. 6

Рис. 7

У. Рассмотрите их внимательно и составьте рассказ. Подумайте, чем закончилась история.

(Дети составляют рассказ по серии картинок «Кораблекрушение»).

У. Кот Леопольд доволен вашими рассказами. А мы отправляемся дальше в путь.

VI. Физкультминутка.

У. Станция «Зарядкино». Бурундук Чип приглашает нас вместе с ним сделать зарядку.

Физминутка «Бурундук»:

Я – силач-бурундучок –
Полосатенький бочок.
Я на зорьке встаю,
Щечки мою, шейку тру.
Подметаю чисто хатку,
Выхожу я на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять –
Чипка хочет сильным стать!

У. Снова нас ждет дорога.

VII. Работа с учебником.

У. Станция «Читалкино». Нас встречает Кот в сапогах. Он очень любит читать и желает, чтобы вы тоже полюбили книги. Откройте учебники на странице 75. Прочитаем текст.

(Дети читают про себя. Чтение вслух по предложениям. Чтение хором.)

У. Где растут лук, салат, тыква, о которых мы прочитали?

Д. На огороде.

У. Как можно назвать эти растения одним словом?

Д. Овощи.

У. Какие ещё овощи вы знаете?

VIII. Развитие творческих способностей детей.

У. Я приглашаю вас в огород. Где тут у нас овощи?

(Подготовленные дети показывают сценку «Почему помидор стал красным»)

См. приложение 1.

IX. Итог урока (рефлексия).

У. Наше путешествие подошло к концу.

Чему вы научились на уроке?

Что понравилось?

Какое задание вызвало затруднение?

Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы. Урок окончен.