Разработка урока по теме "Санкт-Петербург : величие новой России"

Разделы: МХК и ИЗО


В «Омском областном колледже культуры и искусства» учатся в основном ребята, приехавшие из маленьких сибирских городков, сёл и отдалённых деревень. Многие из них именно в стенах нашего учебного заведения впервые по настоящему знакомятся с мировой сокровищницей культуры, приобщаются к богатству российской культуры и осознают всю значимость приобретаемой ими профессии: быть проводниками российской культуры, её продолжателями. И объяснить всё богатство, всю значимость культуры можно лишь на таких замечательных, поистине знаковых явлениях как пример создания и развития города Санкт-Петербург.

Город Омск и Санкт-Петербург, а раньше Ленинград – всегда были городами – побратимами. У нас есть Ленинградская площадь и Ленинградский мост, есть район города, где, как и на Васильевском острове улицы также называются линиями. В годы войны тысячи ленинградцев были эвакуированы в Омск, эта память жива и сейчас. Это близкий и любимый нам город. Сделать этот город знакомым для молодого поколения омских студентов – вот задача педагога.
А сам город – это музей, сокровищница всей российской культуры. Объяснить это – вот задача педагога.
И донести это не в форме дидактики, а понятно, образно, выразительно, используя все современные технические возможности – вот задача педагога.
Сделать так, чтобы им захотелось самим пройтись по Невскому проспекту, встретить белые ночи, побывать в Эрмитаже и Русском музее, на Мойке у А.С.Пушкина, чтобы знакомство с архитектурой, великолепием этого потрясающего города было только началом их встречи и имело уже практическое продолжение.

Тип занятия: систематизации и обобщения.

Задачи:

  • Обучающие:
    • закрепление и систематизация усвоенных знаний по теме: «Русская культура XVIII века»;
    • формирование умений применять полученные знания при анализе изучаемого материала;
    • применение знаний при решении практических творческих заданий.
  • Развивающие:
    • развитие чувства прекрасного, вкуса, творческого мышления, воображения;
    • развитие пытливости, трудолюбия, настойчивости в исследовании предлагаемого материала;
    • развитие культуры речи.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство патриотизма, любви к историческому прошлому своей страны;
    • воспитание толерантности, коммуникативности у студентов.

Оборудование урока: доска, альбомы репродукций, раздаточный материал, монографические работы, видеозаписи, видеомагнитофон, аудиозаписи, слайдфильм, компьютер, СD-диски, мультимедиа.

Методы: рассказ, беседа, видеопоказ, наглядно-иллюстративный тест, игра.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

  • Определение темы урока
  • Целевая установка
  • Мотивация изучения

2. Сообщение учебного материала преподавателем

Студенты читают стихи А.С.Пушкина о Санкт-Петербурге (из поэмы «Медный всадник»)

Люблю тебя,
Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ея гранит,

Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
блеск безлунный,
Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящия громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.

И, не пуская тьму ночную
На золотыя небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!

Просмотр слайдфильма «Санкт-Петербург», звучит Гимн города, созданный на основе музыки к балету Рейнгольда Глиэра «Медный всадник», слова: Олега Чупрова, – утвержден Законом С-Петербурга от 13 мая 2003г. N165-23, с изменениями от 1 июля 2005 года N399-39 (Приложение 1)

Державный град, возвышайся над Невою,
Как дивный храм, ты сердцам открыт!
Сияй в веках красотой живою,
Дыханье твое Медный всадник хранит.

Несокрушим – ты смог в года лихие
Преодолеть все бури и ветра!
С морской душой,
Бессмертен, как Россия,
Плыви, фрегат, под парусом Петра!

Санкт-Петербург, оставайся вечно молод!
Грядущий день озарен тобой.
Так расцветай, наш прекрасный город!
Высокая честь – жить единой судьбой!

Преподаватель: Территория, на которой расположен Санкт-Петербург, в IX–X вв. принадлежала новгородцам, с XIII в. известна под названием Ижорская земля. По Неве проходил древний торговый путь «из варяг в греки». В начале XVII в. шведам удалось захватить невские берега и поставить в устье Охты крепость Ниеншанц (Канцы). В ходе Северной войны (1700–1721) русские войска овладели 1(12*) мая 1703 этой крепостью. 16(27) мая ниже неё по Неве, на острове Заячьем, Петр I (1672–1725) заложил крепость Санкт-Питер-Бурх (позднее – Петропавловская крепость). В том же году на острове Берёзовом (Петроградском) построены порт, биржа, торговые ряды, дом Петра I. Зимой 1703–1704 на острове Котлин основана крепость Кроншлот (с 1723 – Кронштадт), а в 1704 на левом берегу Невы – Адмиралтейская крепость.

Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира, почти два века (1712–1918) был столицей императорской России. Петр основал его 16 (27) мая 1703 года, на третьем году Северной войны, которую Россия вела против Швеции за выход к Балтийскому морю.
На Заячьем острове заложили крепость Санкт-Петербург, названную так в честь Св. Петра, духовного покровителя царя. Под прикрытием стен и пушек этой крепости и стал расти город, унаследовавший ее имя; крепость же стала называться Петропавловской. Сейчас она занимает центральное место в панораме Петербурга, а колокольня Петропавловского кафедрального собора с ангелом на шпиле – один из символов-эмблем города.
Петроградская сторона, где строили первые жилые дома – самая старая часть города, где со времен его основания сохранилась единственная деревянная застройка – Домик Петра I. На левом берегу Невы дошло до наших дней и одно из первых каменных строений Петербурга – Летний дворец Петра I, возведенный в 1710–1714 годах по проекту Д. Трезини. Он расположен в северо-восточной части Летнего сада, заложенного в первые годы основания города целой плеядой архитекторов и садовых дел мастеров.
В 1715 году Петр I перенес центр города на Васильевский остров. По проектам Ж.Б. Леблона, Д. Трезини и самого царя здесь предполагалось проложить улицы-линии и прорыть вдоль них каналы подобно Амстердаму или Венеции. Эта идея не осуществилась, но повлияла на планировку района. На Васильевском острове сохранилось несколько памятников раннего петровского барокко: здание Двенадцати коллегий, построенное в 1722–1741 годах по проекту Д. Трезини для созданных Петром I в 1717 году новых центральных органов власти (с 1819 г. в нем разместился Государственный университет); Кунсткамера – здание для первого российского музея, возведенное в 1718–1734 годах по проекту Г.И. Маттарнови (ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого), а также дворец А.Д. Меншикова (1710–1721 гг.), архитекторы Д.Н. Шедель и И.Г. Фонтана), первого губернатора Санкт-Петербурга. Ныне во дворце Меншикова располагается филиал Эрмитажа.
На смену скромному петровскому барокко первых трех десятилетий XVIII века пришло пышное и зрелое елизаветинское барокко, достигшее расцвета к началу 17б0-х годов. Самыми его выдающимися мастерами были Б.-Ф. Растрелли и СИ. Чевакинский. Во второй половине XVIII века оно уступило место классицизму (И.Е. Старое, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, В. Бренна), которое сменили в первой половине XIX века поздний классицизм и эклектика (А.Н. Воронихин, Ж.-Б. Тома де Томон, АД Захаров, К.И. Росси, О. Монферран). Последним крупным стилем явился модерн (конец ХГХ – начало XX вв.). Сочетание этих стилей и определяет характер архитектуры сохранившихся исторических районов Петербурга.

3. Повторение материала прошлого урока

Фронтальный опрос по теме:

  • Этапы развития художественной культуры XVIII века
  • Характеристика этапов развития художественной культуры XVIII века

4. Сообщение учебного материала преподавателем

Преподаватель: Новая столица в мировой истории градостроительства найдется очень мало примеров создания крупных городов всего за два-три десятилетия. В Древнем Египте фараон-реформатор Эхнатон основал новую столицу государства – город Ахетатон, просуществовавший очень недолго. Другой пример из XX в. – в Бразилии в кратчайший срок построили новую столицу – город Бразилиа. И все-таки Петербург занимает особое место в этом ряду.
Масштабное строительство новой русской столицы требовало четкой организации, поэтому в 1709 г. создается "Канцелярия от строений". При ней открылась школа, где обучали основам архитектуры, позолотному, столярному, штукатурному делу, существовала и своя «живописная команда». Невозможно было обойтись и без квалифицированных зодчих, знакомых с лучшими достижениями европейской архитектуры.
В 1716 г. Петр пригласил в Россию выдающегося французского архитектора Жана-Батиста Леблона и поручил ему разработать генеральный план строительства Петербурга. Леблон составил план, по которому центр города размещался на Васильевском острове, перерезанном прямоугольной сеткой улиц и каналов. Город должен был окружить пояс бастионных укреплений. Однако этому проекту не суждено было осуществиться. Жизнь внесла свои коррективы в план Леблона. Центр города уже начал формироваться не на острове, а на материковой, Адмиралтейской стороне, а его укрепления с окончанием Северной войны оказались не нужны.
Кроме уже упомянутых швейцарца Трезини и француза Леблона на строительство города пригласили немало других архитекторов-иностранцев, в том числе создателя Меншиковского дворца немца Готфрида Шеделя. Его соотечественники Георг Маттарнови и Николай Гербель, а также итальянец Гаэтано Киавери возвели здание Кунсткамеры. Одним из строителей Летнего дворца был итальянец Николо Микетти. В качестве архитектора работал в России и скульптор Растрелли-старший, принявший участие в проектировании загородной царской резиденции в Стрельне. Целая армия иностранных зодчих трудилась над сооружением ансамбля Петергофа.
Петербург рос очень быстро: с 1711 по 1716 г. было построено свыше четырех тысяч жилых домов. Временные деревянные постройки заменили мазанковые, а затем и каменные. Стремясь упорядочить застройку Петербурга, Петр велел Трезини разработать типовые, или, как тогда говорили, "образцовые", проекты домов для трех слоев горожан.
Для "подлых" – ремесленников и мелких торговцев, не имевших чина и положения, – одноэтажный дом в три окна по фасаду, состоящий из двух комнат, сеней и кухни.
Для "зажиточных" – одноэтажный, но в четырнадцать окон по фасаду, со множеством комнат.
И, наконец, для "именитых" был спроектирован тип нарядного двухэтажного дома с высокими просторными комнатами-залами. Кстати, сохранившийся Летний дворец Петра построен наподобие "образцового" дома для "именитых". Его строителем был сам Трезини. Дворы и сады городских усадеб располагались позади домов.
Центр Петербурга застраивался домами знати. Для императора были возведены два дворца – Зимний и Летний с огромным парком – любимым местом гуляния горожан. Строили себе дворцы и другие вельможи петровского времени. Но ни один из дворцов, даже императорский, не мог сравниться размерами и роскошью с хоромами "полудержавного властелина" Меншикова. Его огромный трехэтажный дворец имел множество комнат и парадных залов. Некоторые из них были отделаны спе­циально купленной в Голландии расписной фаянсовой плиткой. Ко дворцу прилегал обширный парк с церковью, фонтанами, оранжереями, гротом, скульптурой. Парк занимал значительную часть Васильевского острова. Перед дворцом на Неве была устроена пристань. Петр, не имевший таких великолепных покоев, устраивал в Меншиковском дворце ассамблеи, принимал иностранных послов, отмечал знаменательные даты.
Недалеко от Меншиковского дворца Трезини выстроил здание Двенадцати коллегий, предназначенное для размещения главных правительственных учреждений петровского времени – Сената, Синода, коллегий. Проект здания прост: двенадцать составленных вместе одинаковых трехэтажных секций, каждая под своей крышей и с отдельным входом. Общий их фасад вытянулся почти на 400 м вглубь Васильевского острова. Позже для удобства с задней стороны здания была пристроена двухэтажная крытая галерея, по которой ежедневно сновали многочисленные чиновники, перенося документы из одного учреждения в другое. Там же, на Васильевском острове, было сооружено трехэтажное, увенчанное многоярусной башней, здание первого русского музея – Кунсткамеры.
На противоположном берегу Невы при Петре возвели первое здание Адмиралтейства с верфью для строительства судов и бастионными укреплениями вокруг. Уже тогда над Адмиралтейством была сооружена башня со шпилем, которая со временем стала одним из символов Петербурга.
Главная магистраль городаширокий и прямой Невский проспект – протянулась более чем на четыре километра и соединила Адмиралтейство с Александро-Невской лаврой.
Ее история такова: при Петре I на предполагаемом месте Невской битвы, в которой в 1240 г. новгородский князь Александр Ярославич разгромил шведов, состоялась закладка Александро-Невского монастыря. Вскоре он стал главным в России и получил почетное звание лавры. Особое значение для монастыря имело распоряжение Петра о перенесении сюда из Владимирской земли мощей канонизированного церковью князя Александра Невского. Почти сто лет спустя после этого в одном из храмов лавры был погребен Суворов.
Со временем при монастыре сложился некрополь, ставший в ХУШ–Х1Х вв., пожалуй, самым знаменитым в России. Здесь похоронены многие выдающиеся деятели русской истории и культуры: ученые Эйлер и Ломоносов, государственный деятель Сперанский, писатели Карамзин, Кры­лов, Жуковский, Достоевский, композиторы Глинка, Чайковский, Мусоргский, архитекторы Старов, Воронихин, Захаров, Росси, живописцы Боровиковский, Шишкин, Крамской, скульпторы Шубин и Мартос.
Петербург был возведен на болотистых почвах за рекордно короткое время – к концу правления Петра в новом городе жило более 70 тыс. жителей. Можно считать это настоящим подвигом, но и оплачен он был невероятно высокой ценой: от болезней, лишений, голо­да и холода погибло около 100 тыс. строителей новой столицы Российской Империи.

5. Совершенствование и закрепление знаний и умений

Студенты, на основании выполненного домашнего задания по теме: «Архитекторы, работавшие в России в XVIII веке», заполняют предложенную таблицу. (Каждый из студентов подготовил небольшой рассказ об архитекторе изучаемого периода, задание индивидуальное.). Называют годы жизни архитекторов, и сооружения, созданные ими в Петербурге.
Педагог в ходе заполнения таблицы даёт краткую характеристику каждому из этапов развития архитектуры, соотнося их с этапами развития всей культуры XVIII века.

Ф.И.О.
архитектора

Годы жизни

Здания, сооружения, созданные архитектором

6. Упражнения по совершенствованию и закреплению знаний и умений

Просмотр видеоматериала по изучаемой теме. Студентам предлагается просмотр видеоматериала «А.Ринальди. Мраморный дворец». После просмотра необходимо ответить на предложенные вопросы.

Вопросы к видеоматериалу по теме: «Искусство XVIII века. Мраморный дворец. Архитектор Антонио Ринальди»

1. Что сей находится в здании Мраморного дворца?
2. Кому посвящён памятник в дворике Мраморного дворца? Кто его автор?
3. Что должно было быть начертано на фасаде Мраморного дворца, построенного для Григория Орлова?
4. Чей барельеф установлен в вестибюле Мраморного дворца. Кто его автор?
5. Назовите последнего хозяина дворца. Расскажите о нём.
6. Под каким псевдонимом публиковался в печати последний хозяин дворца?
7. Назовите друзей (деятелей культуры) последнего хозяина дворца
8. Как автор сюжета характеризует город Санкт-Петербург?

Студенты отвечают на предложенные вопросы

7. Сообщение учебного материала

Преподаватель: Центр города переместился на левый берег Невы. Еще в петровское время здесь было заложено здание Адмиралтейства – судостроительной верфи. Нынешнее здание, третье по счету, перестроенное АД Захаровым в 1806–1823 годах, – архитектурный шедевр и выдающийся памятник промышленного строительства.
В 1711 году поблизости от него по проекту Д. Трезини построили первый Зимний дворец Петра I (на его месте в 1783–1787 г. Дж Кваренги возвел Эрмитажный театр). Сейчас здесь раскинулся огромный архитектурно-музейный комплекс Эрмитажа, все здания которого соединены переходами в виде арок и крытых мостиков, а в прошлом располагалась главная резиденция императорской династии. Помимо Зимнего дворца, пятого по счету, построенного в 1754–1762 годах Б.Ф. Растрелли, в него входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот, 1764–1775), Большой, или Старый, Эрмитаж (архитектор Ю.М. Фельтен, 1770–1787), Эрмитажный театр, а также Новый Эрмитаж – здание, специально возведенное зодчим Л. фон Кленце в 1842–1851 годах для музея, основанного императрицей Екатериной II. Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда у берлинского купца И.Э. Гоцковского была приобретена коллекция живописи из 225 картин.
В 1819–1829 годы К.И. Росси, выдающийся мастер ансамблей, создал здесь грандиозные фасады Главного штаба и Министерства иностранных дел с Триумфальной аркой и в полном согласии с шедеврами Б.-Ф. Растрелли и АД Захарова завершил ансамбль центральной Дворцовой площади. Он же создал великолепную, ориентированную на Неву и Невский проспект, композицию архитектурных ансамблей в историческом центре Петербурга. В нее, помимо Дворцовой, вошли площади: Манежная, Декабристов, Островского, Ломоносова, Искусств и другие.
Определив «строгий стройный вид» Северной столицы, ее парадный, величественный облик главным, завершающим, аккордом в этой архитектурной симфонии явился ансамбль Стрелки Васильевского острова – один из лучших в городе. Он обрел окончательный вид в 1830-х годах, когда башня Таможни на берегу Малой Невы уравновесила башню Кунсткамеры на берегу Большой Невы. С 1727 года до середины XIX века на Стрелке работал торговый флот, в память о котором горделиво возвышаются Ростральные колонны-маяки – один из символов города. В облике этих ансамблей воплотились градостроительные идеи, неразрывно связанные с понятием «петербургская архитектура».

Преподаватель: В годы Великой Отечественной войны этот город, его жители показал пример стойкости и героизма. Долгих 900 дней длилась блокада. Посмотрите, что осталось после захватчиков. Мы восхищаемся мужеством людей, отстоявших Ленинград, но мы с вами должны также удивляться беспримерному мужеству людей восстановивших этот город и его пригороды из руин.

Демонстрация слайдфильма о городе Пушкин о разрушениях в годы Великой Отечественной войны и восстановлении Екатерининского дворца. (Приложение 2)

8. Обобщающее повторение и систематизация знаний

Просмотр слайд-фильма «Санкт-Петербург» (Приложение 3)

Проведение игры со студентами «Посмотри и запомни», на основании просмотренного слайд-фильма. Им предлагается просмотрев слайд-фильм, назвать те архитектурные сооружения, которые они узнали. Назвать фамилии архитекторов их создавших.

9. Домашнее задание

Педагог подводит итог урока, анализирует работу студентов и выдаёт домашнее задание, которое связано с темой урока. Подготовить рассказ о музеях города на Неве: художественных, исторических, литературных.

_____________________________________________________________________________________________

Приметание редактора: из-за размеров, превышающих допустимые, ссылка на Приложение 2 не дается.