Урок истории и культуры в 5-м классе "Петербург XIX - начала XX века"

Разделы: История и обществознание


Цели:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о Петербурге ХIХ – начала ХХ века.

Развивающие:

  • Продолжать развивать понятийное мышление, отрабатывать умение анализировать, делать выводы, работать по алгоритму.

Воспитательные:

  • Способствовать осознанию учащимися значимости Петербурга и его памятников для каждого горожанина.
  • Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Ход урока

I.

Сегодня мы с вами совершим очередное путешествие во времени.

Посмотрите на слайды и постарайтесь определить, в какую эпоху нам предстоит попасть сегодня. Назвав эпоху, вы назовете тему урока. Внимание на экран.

(Видеоряд – картины, гравюры, фотографии 19 – нач. 20 века.)

Тема: Петербург ХIХ – начала ХХ века.

Мы закончили очередную петербургскую тетрадь, посвященную страницам жизни нашего города. Сегодня мы вспомним, каким был наш город в 19 веке, какое значение он имел для России, подведем итоги и подумаем, какое наследие оставил нам, петербуржцам 21 века, город века 19.

Итак, план урока:

  1. Разминка. Игра “Третий лишний”
  2. Петербург ХIХ – начала ХХ века, какой он?
  3. Кто создавал петербургское наследие?
  4. Каково значение Петербурга ХIХ – начала ХХ века для России?
  5. Из века ХIХ – в век ХХI.

Сегодня на уроке мы продолжим учиться работать в группах, будем отрабатывать умения слушать друг друга, делать выводы, а также будем тренироваться работать по алгоритму. А в конце урока ответим на вопрос:

Что оставил Петербург ХIХ – начала ХХ века современному городу?

II.

1. Игра “Третий лишний” (работа в тройках). Работаем со словами из словаря.

Ученый – интеллигенция – предприниматель

Доходный дом – чиновник – частная собственность.

Конка – трамвай – омнибус

2. Петербург ХIХ – начала ХХ века – какой он? (работа в группах)

Каждая группа получает комплект карточек со стихотворным отрывком.

Задание:

  1. Прочитайте стихи.
  2. Обсудите в группе: Каким вы увидели Петербург, прочитав стихотворение?
  3. Выберите представителей от группы:
  • кто выразительно прочитает классу стихотворение;
  • кто будет отвечать на вопрос.
  1. Помните, выступающего готовит группа!

Карточки:

  1. Два века роста, пышного цветенья,
    - Архитектуры праздник над Невой,
    Расцвет искусств, науки, просвещенья,
    Поэзии и чести боевой!
    Василий Сумбатов
  2. Здесь центр. Обмен вещей и соты самых знатных.
    Там рынки жирные и грязных улиц сеть.
    Там лес фабричных труб, дымящих, черных, статных,
    Глотающих дрова, железо, уголь, медь...

У города есть рот. У города есть ноги.
Как войско с копьями, видны суда в порту,
От города бегут железные дороги,
Полоски белые уходят в широту.
И всюду, всюду труд...
Алексей Лозина-Лозинский

  1. Давно проснулася столица,
    По улицам и гул, и звон,
    И смех, и сумрачные лица;
    Плетется нищий, и вдовица,
    И горемычный, бедный люд
    Спешит на свой поденный труд.
    Клубится дым из труб огромных,
    Среди машин неугомонных
    Работа жаркая идет.
    Спиридон Дрожжин
  2. Театры и дворцы, Нева и корабли,
    Несущие туда со всех концов земли
    Затеи роскоши; музеи просвещенья,
    Музеи древностей - "все признаки ученья"
    В том городе найдешь…

    Николай Некрасов
  3. По оживленным берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся;
    В гранит оделася Нева;
    Мосты повисли над водами;
    Темно-зелеными садами
    Ее покрылись острова…
    Александр Сергеевич Пушкин
  4. А Невский в этот день, как и в другие дни,
    Кипел прохожими на солнце и в тени,
    И так же, в две реки, тянулись экипажи
    Меж стекол, блещущих соблазнами продажи,
    И разноцветные, но бледные дома
    Под Небом высились, как ровная кайма
    Сергей Андреевский

После обсуждения делается вывод: Петербург ХIХ века – многоликий город.

3. Кто создавал петербургское наследие?

Давайте вспомним, благодаря кому город стал таким, каким мы его увидели на картинах и фотографиях, таким, каким его видели поэты. (Ученики перечисляют: архитекторы, ученые, писатели, предприниматели, рабочие и т.д.)

Давайте вспомним тех петербуржцев, чьи имена остались в истории, благодаря тому, что они сделали для нашего города и для России. (Слайд)

Вывод: Благодаря этим людям, а также тысячам других петербуржцев, чьи имена история не сохранила, Петербург приобрел особое значение для России.

4. Каково значение Петербурга ХIХ – начала ХХ века для России?

(У каждой группы – конверт с карточками, где изображены или названы объекты, отражающие то или иное значение Петербурга)

Задание:

  1. Рассмотрите карточки.
  2. Обсудите в группе, о каком значении Петербурга рассказывают эти объекты?
  3. Выберите представителя от группы, который будет отвечать на вопрос.

В ходе обсуждения составляется кластер, раскрывающий значение Петербурга.

Карточки по группам:

  • Зимний дворец, Сенат и Синод, памятники императорам: Николаю I, Александру III, Адмиралтейство, Здание Главного Штаба - столица России;
  • Николаевский вокзал, Царскосельский вокзал, Путиловский завод, Обуховский завод, порт - экономический центр;
  • Елисеевский магазин, Пассаж, банк, Биржа - центр торговли;
  • Русский музей, Эрмитаж, Мариинский театр, Александринский театр, Консерватория -культурная столица;
  • Университет, Лицей, Публичная библиотека, гимназии, реальные и коммерческие училища - центр образования;
  • Академия Наук, первая водонапорная станция, первая электростанция, автомобиль, радио – центр научно-технических достижений.

5. Из века ХIХ – в век ХХI.

Внимание на экран. (Слайды – современные фотографии).

О чем рассказывают фотографии? – Век 19 оставил нам, петербуржцам 21 века, богатое наследие. Многое из того, что есть в нашем городе, особенно в центре, сегодня, было создано более 100 лет назад. Благодаря нескольким поколениям петербуржцев, сохранявшим наш город в течение этих 100 лет, мы пользуемся этим наследием и сегодня.

А теперь давайте посмотрим, сохранил ли Петербург начала 21 века то значение для России, какое он имел в 19 веке? (кластер)

Вывод: Сегодня Петербург утратил лишь столичную функцию, остальные функции есть и сегодня.

Что оставил Петербург ХIХ – начала ХХ века современному городу? (функции города, памятники городской среды)

Подводя итог нашему разговору о значении Петербурга для России, я хочу сказать, что именно от вас, сегодняшних школьников, зависит, сохранит ли наш город это значение, облик, памятники и в 21 веке.

III. Рефлексия.

Что повторили на уроке? Какие виды работы понравились?

Как вы думаете, какая была самая главная мысль на уроке?

Самооценка: Оцените степень участия каждого ученика в работе вашей группы (от 0 до 3)

Какую оценку вы бы поставили себе за работу на уроке? Кто 5,4,3 ?

IV. Оценивание работы класса учителем. Выставление отметок.

Университет

Лицей

Публичная библиотека

Гимназии

реальные и коммерческие училища

Академия Наук

первая водонапорная станция

первая электростанция

автомобиль

радио

Русский музей

Эрмитаж

Мариинский театр

Александринский театр

Консерватория

Елисеевский магазин

Пассаж

Банк

Биржа

Николаевский вокзал

Царскосельский вокзал

Путиловский завод

Обуховский завод

Порт

Зимний дворец

Сенат и Синод

памятники императорам: Николаю I, Александру III

Адмиралтейство

Здание Главного Штаба

Презентация