Математический КВН

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закреплять вычислительные навыки табличных и внетабличных случаев умножения и деления, изученных действий с многозначными числами; умения решать задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника и в несколько действий; уравнения;
  2. Развивать математическую смекалку, ум, активность, интерес к предмету;
  3. Воспитывать соревновательный дух, чувство взаимовыручки, дружбы, уважение к старшим.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • Презентация урока,
  • доска,
  • таблички-названия команд “Решай. Смекай. Отгадывай”,
  • жетоны,
  • рисунки треугольника и квадрата,
  • ножницы,
  • указка,
  • герои урока: “Хоттабыч”, “квадрат” и “треугольник”, “автор-учитель” и “Коля".

Ход занятия

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня наш урок пройдет в необычной форме – математический КВН – Конкурс Веселых и Находчивых, где мы с вами будем повторять случаи табличного и внетабличного умножения и деления, изученных действий с многозначными числами решать задачи на смекалку, ребусы и еще много интересного ждет нас на уроке. Для этого разделимся на 3 команды “Решай”, “Смекай”, “Отгадывай”. Выберите капитанов команд. За каждое быстро и правильно выполненное задание команда получает жетон.

2. Встреча с “Хоттабычем”.

Стук в дверь. Входит Хоттабыч и приветствует всех по-восточному, приложив руку к сердцу, губам и ко лбу.

Учитель. К нам на математический КВН прибыл проездом из Индии еще один гость - знаменитый математик Абдурахман ибн Хоттаб.

Дети. Здравствуй, старик Хоттабыч!

Хоттабыч. Здравствуйте, уважаемые учащиеся! Всю свою жизнь посвятил я изучению наук и постиг много тайн, не известных простым смертным.

Учитель. Откройте нам хоть одну!

Хоттабыч. У меня имеется великое открытие. Я могу отгадывать числа, которые вы задумаете. Хотите в этом убедиться? Задумайте число, прибавьте к нему 2, полученную сумму умножьте на 4, от произведения отнимите 8. Сколько у тебя, ... (называет имя), получилось?

Ученик. 32.

Хоттабыч. Ты задумал число 8.

Хоттабыч спрашивает еще 3-4 учащихся.

Хоттабыч. Вы убедились в силе моих заклинаний?

Учитель. Ты, воистину, великий волшебник. Будь нашим гостем!

3. Проверка д/з. Работа с пословицами.

Учитель предлагает ребятам вспомнить пословицы, в которых встречаются числа. Перекличка команд. Дети называют. Вот некоторые из них:

  • Один за всех, все за одного.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Семеро одного не ждут.
  • Одна книга 1000 людей учит.
  • Расставшийся с другом плачет 7 лет, расставшийся с Родиной – всю жизнь.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Одного храброго и 1000 трусов не заменят.
  • Лжецу верят не более 1 раза.
  • У лодыря все 10 пальцев бездельничают.

4. Математическая эстафета

Учитель. Первый конкурс для команд - математическая эстафета.

5*6   

42:6

54:9

7*2

18:3

81:9

8*7

8*5  

28:4

32:8

21:3

6*7

8*9

63:9

6*6

56:7

24:8

8*8

35:5

9*4

27:3

Три команды учащихся выстраиваются друг за другом. Каждая команда решает свой вариант, причем первый ученик решает первый пример, второй – второй и т.д. Выигрывает команда, которая раньше и правильнее всех решила примеры.

Учитель. Молодцы, ребята! Лучше всех у нас знают таблицу умножения и деления из этой команды.

5. Кот в мешке. Разминка. Викторина. Задачи на смекалку.

Учитель. Внимание! Второе задание для команд. Викторина. Задачи на смекалку. Хитрые задачи. Каждой команде дана своя задача. Время для обсуждения полминуты. За это время вы должны найти правильный ответ. Команда, которая готова, берется за руки и поднимает их вверх.

  • Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа.)
  • Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 30 км.)
  • У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей.)
  • Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково.)
  • Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на 10 руках? (10 пальцев; 50 пальцев.)
  • Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 минуты.)
  • 5 ворохов сена и 7 ворохов сена свезли вместе. Сколько получили сена? (Стог сена.)
  • От стола отпилили угол. Сколько углов осталось? (5 углов.)
  • Кто назовет пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

Учитель. А в этом конкурсе отличились самые смекалистые. Они получают дополнительный балл за каждую решенную задачу.

6. “Это интересно”. Минутка чистописания

Учитель. Посчитайте числа от 1 до 25. Какое число пропущено?

Дети. 20.

Учитель. Какое это число? Почему?

Дети. Двузначное.

Учитель. Из каких цифр состоит?

Учитель. Четное или нечетное?

Дети записывают в тетрадь

20 февраля.

Классная работа.

20 20

7. Игры с фигурами. (Геометрический материал).

Учитель. Следующая станция “Игры с фигурами”. Давайте посмотрим инсценировку "Треугольник и Квадрат" в исполнении одноклассников.

Ученик 1.

Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный (показывает картинку),

Добродушный, приятный.
Младший – треугольный (показывает картинку),

Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат.

Ученик 2. Почему ты злишься, брат?

Ученик 1. Тот кричит ему.

Ученик 3.

Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.

Ученик 1.

Но Квадрат ответил:
– Брат! Я же старше, я – Квадрат.
И сказал еще нежней:
– Неизвестно, кто нужней!

Ученик 2.

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал...

Ученик 3.

Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был Квадратом,
А проснешься без углов!

Ученик 1.

Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата...
Онемел... стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Учитель. Какая перемена произошла с квадратом? (Ответы детей.)

Учитель. Правильно ли поступил младший брат по отношению к младшему? (Ответы детей.)

Учитель. Квадрат и треугольник приготовили задание для команд: Какая фигура "лишняя"? Почему?

Дети. "Лишняя" первая, так как у фигуры непрямые углы. Команде – жетон.

Учитель. Треугольник понял свою ошибку. Он извинился перед старшим братом и подарил ему открытку с извинениями.

Учитель. Какая из этих фигур будет являться открыткой, если известно, что ширина его 9 см, а длина ее на 5 см больше ширины.

Дети. Прямоугольник. (Появляется изображение открытки.)

Учитель. Найдите ее площадь и периметр. Выигрывает та команда, чей первый игрок раньше и правильнее справится с заданиями.

Дети решают задачу. Проверка возле доски. Дети проверяют в тетради.

Учитель. Как найти площадь? Как найти периметр? (Ответы детей.)

8. Физкультминутка

9. Конкурс капитанов. Решение уравнений.

Далее дети разыгрывают интермедию "Найди х".

Автор. Коля, ты можешь решать уравнения?

КоляДа, могу. Кто их не может решать!

Автор. Вот я сейчас напишу уравнение, а ты попытайся его решить.

КоляЗачем сейчас, я лучше дома...

АвторИспугался?!

КоляЯ и здесь могу!

На доске:

320:х=93-85

210:х=41-38

720:х= 61-53

Коля. (думает, потом обращается к А.). А... что нужно сделать?

АвторРешить, найти х.

Коля.  Гм... гм... Так это нам запросто. Гм... Вот он! (Указывает на букву х.)

Учитель. Давайте объясним Коле, что значит найти х. (Ответы детей).

Учитель. Понял ли ты, Коля, что значит решить уравнения, найти х.

Учитель. Пусть выйдут капитаны команд и помогут Коле решить уравнения. Выигрывает та команда, чей капитан раньше справится с заданиями.

Остальные ученики записывают решение уравнений в тетрадь.

Учитель. Понял ли ты, Коля, как решить уравнения, как найти х? Скажи спасибо ребятам. Видишь, как хорошо иметь друзей, которые тебе всегда помогут и подскажут. Поработали, а теперь и можно отдохнуть.

10. Крепкий орешек. Решение задачи.

Учитель. Ребята, у Коли, оказывается, есть увлечение – он собирает марки. И приготовил задачу для вас. А справитесь ли вы с ней?

Дети читают задачу:

Из 240 марок, имеющихся у Коли, 7 наборов по 10 штук в каждом о спорте. Их на 40 меньше, чем о космосе. Остальные марки с животными. Сколько марок с животными у Коли?

Учитель. Что известно? Что надо узнать? Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Что надо найти сначала? Какой “секрет”, “крепкий орешек” притаился в этой задаче?

Что потом? (Ответы детей).

Учитель. Составьте краткую запись и решите задачу.

Дети составляют краткую запись и решают задачу. Балл игроку команды, кто быстрее и правильнее составит краткую запись и игроку команды, кто быстрее и правильнее решит ее.

11. Конкурс “Отгадай ребус”. 1 балл угадавшей команде.

12. Игра “Кто быстрее?”. Самостоятельная работа.

3224:8

392:7

252000:40  

207*9

650*300

496*8

3018:6

592:8

25200:700  

309*6

720*400

627*7

3036:6

254:4

252000:30

106*7

270*300

936*2

Закончившим первым ученикам работу – балл команде. Они записывает ответы у доски. Остальные ученики проверяют.

13. Подведение итогов. Награждение команды. Дом. задание.

Учитель. Закончить наш Математический КВН хотелось бы, как и в начале урока, пословицами:

  • Быть сильным хорошо, быть умным вдвое лучше.
  • Один за всех и все за одного.
  • Одна голова – хорошо, а две лучше.

Учитель. Как вы думаете, какая из них подходит больше всего к нашему уроку?

Учитель. Понравился ли вам Математический КВН? Хотели бы вы еще проводить такие уроки? Что нового и интересного было сегодня?

Учитель. Лучшая команда, занявшая 1 место, награждается памятными дипломами “Самый умный” и оценками “5” в журнал. За 2 место команда получает звание “Сообразительных”, за 3 место – “Находчивых”.

Учитель. Домашним заданием у вас тоже будет необычным. Взять обычную открытку. Измерить ее стороны. Найти ее периметр и площадь.

Учитель. В завершении хотелось бы поблагодарить ребят, учителя и гостей урока. Спасибо за внимание.