Урок окружающего мира по теме "Художники XIX века"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для освоения детьми жанров изобразительного искусства через деятельность классификации, воспитывая при этом умение планировать свою работу и осуществлять самоконтроль.

Задачи урока:

  • актуализировать знания о художниках – портретистах XVIII века;
  • провести классификацию, выделив признаки того или иного жанра (в группах).

Ход урока

1. Актуализация полученных ранее знаний о жанрах изобразительного искусства.

Перед детьми вывешены картины разных жанров.

Ставится задача: Разделить картины на группы. Озаглавить каждую группу.

2. Постановка учебной задачи.

- Чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей).

- Основная наша задача: узнать, что такое портрет, пейзаж, натюрморт и научиться определять особенности этих жанров изобразительного искусства

Или: - Нам надо узнать жанры, а потом определить их особенности.

- Хотите побывать исследователями? Где вы можете получить эти новые знания? (ответы детей)

А можно попытаться самостоятельно (дети заранее разделены учителем на 5 групп, сидят в кругу за отдельными столами).

3. Самостоятельная работа (в группах).

Задание для 1-3 группы: - Рассмотреть репродукции и сказать, чем они похожи, почему вы так решили?

1 группа: 3 натюрморта.

2 группа: 3 пейзажа.

3 группа: 3 портрета.

Задание для 4-5группы: Подготовить краткий пересказ прочитанного.

4 группа: работа с учебником. Вопросы: определите, какие картины были написаны художниками 19 века; объясните причины, по которым изменились сюжеты? Каких произведений стало больше? (бытовые портреты, пейзажи, смешанные жанры). Докажите примерами.

5 группа: дополнительная литература. Задание: подготовить пересказ об истории создания Третьяковской галереи.

  • у учителя на столе находятся карточки – подсказки для учащихся 1-3 групп;
  • ребятам 4-5 групп предлагается алгоритм подготовки пересказа нового текста:

Алгоритм краткого пересказа:

  1. Внимательно прочитай;
  2. Выдели главные моменты текста;
  3. Если есть даты – соотнеси их с событиями и перескажи;
  4. Повтори подготовленный материал.

4. Отчет групп

Проверка самостоятельной работы групп сопровождается презентацией. <Приложение1>

Проверка выполнения работы 1-3 групп (Слайд 1).

- Рассмотреть репродукции и сказать, чем они похожи, почему вы так решили?

Вопросы для 4 группы: (даны репродукции картин 19 века и 2- лишние иллюстрации), определите, какие картины были написаны художниками 19 века; объясните причины, по которым изменились сюжеты? Каких произведений стало больше? Докажите примерами.

Вывод:

- Какой была наша задача? (узнать жанры, а потом определить их особенности.)

- Как мы её решили? (практическим методом.) (Слайд 2).

5. Физпауза

Правила поведения в музее

- Давайте сыграем в игру “Можно – нельзя”.

Если вы согласны с утверждением – то встаньте, а если нет – сидя, поднимите руку.

  • В музее внимательно слушай экскурсовода.
  • Как только у тебя возник вопрос – сразу задавай его экскурсоводу.
  • Все произведения искусства в музее можно трогать руками.
  • Обращай внимание на детали картины, о которой рассказывает экскурсовод.
  • Если что-то хочешь спросить у экскурсовода, поднимай руку после того, как он закончит рассказ.
  • Во время экскурсии делай замечания своим одноклассникам.
  • Разговаривать в музее нужно в полголоса.

– Я рада, что вы знаете как надо вести себя в музее.

6. Отчет групп (продолжение).

- А сейчас мы совершим с вами виртуальное путешествие по залам художественного музея, который называется – “Третьяковская галерея”. Музей этот известен во всем мире?

- А вы, знаете почему так назван музей?

Об этом нам расскажет 5-я группа.

Выслушиваются сообщения 5 группы о музее Третьяковке.

– Да, когда-то здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. (Слайд 3)

В далеком 1856 году в Москве молодой купец Павел Третьяков купил две картины, написанные малоизвестными художниками. (Слайд 4)

Купил просто потому, что интересовался живописью. Тогда никто не мог предположить, что это положит начало выдающейся коллекции – предшественнице самого знаменитого музея России.

Вскоре Третьяков познакомился со многими художниками, стал внимательно изучать современную ему живопись и приобретать “свежие”, только что написанные картины.

Третьяков был талантливым коллекционером. Среди сотен полотен, которые ему попадались, он умел выбрать самые лучшие, самые интересные. Он собрал большую коллекцию работ талантливых русских художников.

В 1894 году Третьяков написал завещание, по которому картины, собранные им, передавались в собственность города Москвы и все желающие могли посмотреть их.

Так была создана самая знаменитая картинная галерея в России. (Картинная галерея – это музей, помещение для выставки картин). Для своего собрания картин Третьяков построил специальное здание, а художник и архитектор Виктор Васнецов придумал для галереи нарядный, красный с белым фасад.

С тех пор этот музей носит имя Павла Михайловича Третьякова.

Сегодня Третьяковская галерея – гордость России. Ее называют настоящей сокровищницей.

– А как вы думаете, почему ее считают сокровищницей? (варианты детей).

7. Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме.

7.1. Обобщение материала.

- У вас на столах есть 3 карточки: красного, синего и зелёного цветов. Задание: определить жанр изобразительного искусства. Если на слайде жанр портрет – поднимаете карточку красного цвета (Слайд 5), пейзаж – зелёного цвета (Слайд 6), натюрморт – синего цвета (Слайд 7).

- Теперь мы подведем итоги работы в группах. Возьмите в руки листочки и напишите, как оцениваете вы свою работу на уроке, затем передайте листочек соседу справа и пусть он оценит вашу работу и т.д. пока все члены группы не оценят каждого человека.

7.2. Работа в тетради.

- Выполним работу в большой тетради на странице 20.

Проверка выполнения работы: если ваша работа без ошибок – значит, вы усвоили особенности жанров изобразительного искусства.

8. Подведение итогов урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что интересного вы расскажите своим родителям?

- Как мы решили сегодняшнюю учебную задачу?

- Кто доволен работой на уроке?

- Надо ли нам продолжать работу в этом направлении?

- Где мы можем получить дополнительный материал?