Интерактивная доска "StarBoard" на уроке изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


В многочисленных статьях, посвященных ИКТ, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Так называется урок, где мультимедиа используется для демонстрации наглядности, подключения одновременно нескольких каналов представления информации, более доступного объяснения учебного материала, с помощью одного компьютера и доски с проектором. Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий и выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Они соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Одним из достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, но необходимо соблюдать определенные требования:

  • узнаваемость
  • динамика
  • алгоритм видеоряда
  • оптимальный размер
  • оптимальное количество

Использование мультимедийного оборудования позволяет сочетать голосовую, графическую, аудио- и видеоинформацию через технические средства. Наиболее оптимальным и распространённым видом ИКТ на уроке изобразительного искусства можно считать применение слайдовых презентаций. Их использование целесообразно на любом этапе урока, как с помощью компьютера и проекционного экрана, так и с помощью интерактивной доски «Starboard», например, для проведения вводной беседы, для закрепления материала или его повторения. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать классическую презентацию с возможностями высоких технологий: с демонстрацией информации из Интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры.

Применение интерактивной доски на уроке даёт мне, как учителю изобразительного искусства, ряд преимуществ:

  1. можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами (например, разгадывать всем классом кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране).
  2. всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
  3. работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу (например, выполнить анализ композиции картины, выстроив композиционную схему прямо по репродукции).
  4. благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Включенные в состав программного обеспечения интерактивной доски различные спецэффекты (например, Зум, Лупа, Шторка) позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока (например, с помощью экранной лупы можно рассмотреть отдельные детали картины с увеличением).
  5. при подготовке к уроку не обязательно использовать интерактивную доску, достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, что и для интерактивной доски. Это позволяет готовить и подбирать нужные материалы к уроку на любом компьютере (например, домашнем).
  6. можно применять свои ранее созданные презентации, без каких - либо изменений или переработать их с использованием возможностей интерактивной доски, сохранив изменения в данном программном обеспечении.

Эти преимущества позволяют сделать уроки изобразительного искусства разнообразными, динамичными и интересными. Поэтому в своей работе я использую интерактивную доску:

  • для демонстрации и анализа художественных произведений,
  • для проведения различных композиционных игр (например, для определения положения элементов пейзажа в перспективе),
  • для составления схем и таблиц по видам и жанрам искусства,
  • для проверки знаний (например, выбрать из предложенных названий картин те, которые соответствуют представленным репродукциям),
  • для изучения и закрепления нового материала организованного в презентацию.

В качестве примера использования интерактивной доски в образовательном процессе, предлагаю урок, проведённый в 3 классе. Это второй урок по теме «Обитатели моря». На первом уроке учащиеся рисовали рыб на основе геометрических форм, а на втором уроке выполняли композицию «Морское дно» с передачей подводного пространства. План урока проиллюстрирован изображениями с экрана, а также содержит подробное описание работы учащихся с инструментами доски. Создание композиции рисунка с помощью программного обеспечения, поставляемого вместе с интерактивной доской, требует немного времени: в качестве фона задается цветная поверхность, затем выбирается нужная картинка рыбки или краба из коллекции картинок доски. При необходимости, изменяется размеры картинки, ее поворот или перенос на другой участок интерактивной доски. Композиция на доске дополняется рисунками обитателей моря, выполненных самими учениками с помощью инструмента «Маркер». Если случайно была сделана ошибка, то простым прикосновением маркера «Ластик» стирается неправильная часть и выполняется заново. Ученик также более уверенно чувствует себя у интерактивной доски, потому что не боится сделать ошибку при выполнении рисунка. Более того, ему это просто интересно. Вместо "скучного" мела на доске можно рисовать цветными "чернилами". Следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Учителю отводится роль организатора и координатора познавательной деятельности учеников. Эмоциональный фон урока дополняют стихи и музыка, сопровождающая практическую работу учащихся.

При подготовке статьи использованы материалы с сайтов www.hitachi-interactive.ru., сайта компании Инфологика, SMART Technologies Inc.

Тема: "Морское дно"

Цели и задачи:

  • углубить знания о размерах, строении, цвете, пространственном положении тела рыб и других обитателей моря;
  • учить видеть общее и индивидуальное в строении тела морских животных;
  • продолжить формирование умений и навыков, учащихся в работе с интерактивной доской;
  • развивать пространственное видение и творческое воображение учащихся;
  • воспитывать аккуратность, вежливость, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование:

Зрительный ряд: слайдовая презентация, рисунки учащихся по предыдущей теме «Рыбки»

Литературный ряд: стихи о морских обитателях.

Музыкальный ряд: запись песни «Цепи якорей звенят в порту»; записи плавной, спокойной музыки из концертов Поля Мориа.

Ход урока

1. Организация класса, сообщение темы урока

1 слайд Тема урока «Морское дно»
презентация открывается в программе «StarBoard»

2. Вводная беседа.

2 слайд Беседа о бережном отношении к морю и его обитателям

Известный путешественник и исследователь морских глубин Жак –Ив Кусто сказал: «Если вы любите море - Вы спасёте его…» Скажите, ребята, а зачем спасать море?

Верно, потому что море это богатство земли, оно украшает землю, кормит людей, радует и восхищает любителей прекрасного.

3 слайд

Давайте, ребята, «наденем» морские очки и внимательно посмотрим на обитателей моря.

3. Повторение темы прошлого урока.

4 слайд Демонстрируется с применением интерактива «StarBoard»

Посмотрите, как разнообразны рыбки, обитающие в море. Чем они отличаются?

Правильно, размером, цветом, формой. Какие формы рыб вы видите?

Императорская рыба-ангел - форма треугольника.

Рыба-собака - форма круга.

Рыба-зебра - форма овала.

Мавританский идол- форма треугольника.

Ребята определяют форму и показывают её на экране, рисуя прямо по слайду специальным карандашом, выбрав инструмент «Волшебное перо» в панели инструментов «StarBoard» и установив нужную толщину линии.

На прошлом уроке вы рисовали рыб и, посмотрите на выставку, рыбки получились разные и красивые. Что вы использовали, чтобы нарисовать такое разнообразие рыбок.
Дети отвечают, что они рисовали на основе геометрических фигур.

 5 слайд Демонстрируется с применением интерактива «StarBoard»

На основе заданного овала и треугольника ребята на слайде делают варианты рисунков рыб. Подходят к доске по очереди 2-3 человека, дорисовывают плавники, жабры, глаза, чешую, стараясь не повторять ранее выполненные варианты. То, что ребята рисуют, обязательно проговаривают.

4. Беседа о разнообразии обитателей моря.

6 слайд

Рассматриваем фотографии дельфинов, медузы, кальмара, морского конька, осьминога, обсуждаем особенности их строения.

7 слайд

На самом дне живут морские звезды, кораллы, моллюски, водоросли.

Обсуждаем их внешний вид, форму.

Ребята, посмотрите на морскую звезду и скажите, а у всех морских звезд пять лучиков или бывает разное количество?

Ученики выдвигают свои версии, мнения разделяются и им предлагается просмотреть дома литературу на эту тему и рассказать о своих выводах на следующем уроке.

Как богат и разнообразен морской мир!

Сегодня мы нарисуем его частичку, выполнив рисунок «Морское дно».

5. Объяснение учебного материала, на основе повтора пройденного ранее.

8 слайд Демонстрируется с применением интерактива «StarBoard»

Композиция «Морское дно».

Что такое композиция?

Это расположение элементов рисунка на листе.

На слайде показан рисунок художника на данную тему.

С помощью экранной лупы ChottoSpot просматриваем фрагменты композиции и выясняем, как художник изобразил подводное пространство:

  • определен передний и задний план, граница дна и воды
  • главные герои рисунка на переднем плане изображаются крупно и чётко
  • элементы заднего плана изображаются мельче и обобщённее

9 слайд Демонстрируется с применением интерактива «StarBoard»

Мы с вами уже сказали, что подводный мир богат и разнообразен и весь он на рисунок не поместится, значит, что нужно для того, чтобы рисунок выглядел правильно?

Определить сюжет и персонажей рисунка.

В какой последовательности мы будем выполнять работу?

а) определим границу воды и дна

У меня на слайде это уже выполнено.

б) выберем, каких рыб и морских обитателей нарисуем

Внизу слайда есть изображение одной рыбки и морского рака.

в) выполним композицию рисунка с передачей подводного пространства

Предлагаю детям разместить рисунки рыбки и рака на слайде.

Ученик передвигает изображения на нужное место: рыбку на область воды, рака на область дна.

Достаточно ли изображений на рисунке?

Ребята говорят, что мало и им предлагается увеличить количество рыбок, путём клонирования изображений, используя команды из меню объекта.

Ученик клонирует пару рыбок и передвигает их на область воды.

А рыбки плавают только в одну сторону?

Нет, отвечают дети и им предлагается выполнить отображение одной из рыбок.

Ученик выполняет отображение и размещает рыбку на области воды.

А как, ребята, показать пространство большого водного мира?

Учащиеся вспоминают, что нужно чётко выделить передний и задний план рисунка, что на переднем плане предметы изображаются крупно и четко, а на заднем меньше и обобщеннее.

Ученик, выполняет увеличение и уменьшение нескольких рыбок и размещает их на рисунке в перспективе.

г) закончим композицию дополнительными деталями

Вспомним, кто ещё живет на дне морском, и закончим композицию рисунка.

Ребята выходят к доске и рисуют с помощью инструмента «Перо» водоросли (впереди крупнее - сзади меньше), морских звезд и моллюсков в раковинах, при необходимости дорисовывают ещё несколько рыб. При неудачной попытке ученики пользуются ластиком из панели инструментов и стирают погрешности.

Обращаю внимание ребят, что рисунок нельзя перегружать элементами.

6. Самостоятельная работа учащихся.

На альбомном листе они выполняют рисунок морского дна с его обитателями восковыми карандашами. Во время работы учащихся звучит музыка, спокойная и плавная.

Учитель в это время убирает выставку предыдущих работ, освобождая место для сегодняшних рисунков, а затем контролирует правильность выполнения задания.

Во время самостоятельной работы учащихся экран отключается, и презентация закрывается учителем.

7. Подведение итогов и обсуждение работ.

Итак, мы закончили работу по этой теме, и прошу продемонстрировать готовые рисунки учащихся сидящих на 1 ряду.

Ученики 1 ряда поднимают работы над собой и демонстрируют остальным присутствующим.

Ребята обсуждают, насколько правильно они выполнены по критериям:

  • композиция (много или мало элементов)
  • пространство (видимо пространство или нет)
  • работа цветом (яркость и бледность элементов относительно их удаления)
  • аккуратность выполнения работы

Называются авторы лучших работ, и они награждаются аплодисментами класса, оценкой учителя и размещаются на классной выставке.

Аналогично обсуждаются и оцениваются работы учащихся со 2 и 3 ряда.

Подведём итоги.

Море- это чудесное творение природы и богатой флорой и фауной.

- Как мы должны относиться к этому богатству?

Ребята отвечают, что бережно и экономно.

- Как показать на рисунке пространство и богатство морских глубин?

Ученики ещё раз повторяют правила построения перспективного изображения.

Учитель благодарит учащихся за активную и творческую работу на уроке.

8. Уборка рабочих мест.

Под песню «Цепи якорей гремят в порту» ученики прибирают рабочее место.

9. До свидания урок окончен. Спасибо.

Примечание:

  • фото для презентации с сайта «Детские развивающие игры» по адресу http://papa-vlad.narod.ru/index.html
  • стихотворение из книги А. Лопатиной, М. Скрепцовой «Сказы Матушки Земли»
  • фотография Кусто с сайта «Исследования под водой» по адресу http://waterz.nm.ru/
  • векторный рисунок морского дна Юльхен К [julah] по адресу http://www.free-lance.ru/