Вид занятия: Построение живописного произведения. Тема урока: "И синий звук. И желтый отзвук…"

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятия: Построение живописного произведения.

Эпиграф к уроку:

«Один тон сам по себе есть всего лишь цвет,
два тона – это уже соотношение, это жизнь.
Цвет значим только в соотношении с соседним…
Запомните свое первое впечатление…
Это чувство – самое главное».
Анри Матисс

Цель урока: Формирование у учащихся понимания значения цвета как средства создания художественного образа.

Задачи:

  • Познакомить с такими направлениями в искусстве, как импрессионизм, фовизм, художественным объединением «Бубновый валет».
  • Научить передавать с помощью цветового контраста настроение в картине.
  • Развить навыки пейзажной живописи.
  • Воспитать любовь к окружающей природе.

Материалы и оборудование:

  • Для учителя: мультимедийный проектор, презентация слайдов по теме урока, таблицы по цветоведению.
  • Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой.

План урока:

  1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Введение в тему занятия.
  3. Восприятие произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим реалиям окружающей природы.
  4. Сообщение учебного материала.
  5. Творческая практическая деятельность учащихся.
  6. Организация выставки для обобщения и обсуждения итогов урока.
  7. Уборка рабочего места и художественных материалов.

Ход урока

На данном уроке мы построим живописное произведение по законам контраста.

В живописи контраст является одним из важных художественных выразительных средств.

По закону контраста возможно повысить цветность любого пятна, проложив вплотную рядом с ним контрастный цвет. Этим приемом пользовались в своем творчестве Э.Делакруа, Рембрандт, В.Д.Поленов, К.А.Коровин, И.И.Левитан, И.Е.Репин, Анри Матисс, В.Ван Гог, О.Ренуар, И.Машков, П.Кончаловский, Поль Сезанн, М.Ларионов, Аристарх Лентулов и многие художники.

(Начинается показ презентации).

В XIXвеке во Франции возникло художественное направление – импрессионизм(от фр.impression «впечатление»). Первая выставка в 1874 г., седьмая выставка, состоявшаяся в 1882г. была последней. История движения импрессионизма закончилась в 1886г. Импрессионисты пришли к совершенно новому методу живописи. Они отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми, яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Происходило оптическое смешение красок во время созерцания картины.

В 1905 г. во Франции зародилось новое художественное течение, фовизм (от фр.les fauves-дикие). Фовизм утверждал преобладание цвета над формой. Во главе группы стоял Анри Матисс. Матисс писал: «Фовизм был кратковременным течением. Мы придумали его для того, чтобы показать значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них». И еще: «Мы напоминали детей, стоящих лицом к лицу с природой, и дали полную волю нашему темпераменту. Я из принципа отбросил все, что было раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств».

В 1910 г. на Воздвиженке в Москве открылась выставка молодых живописцев «Бубновый валет». Она объединила несколько художников, протестовавших против закостеневшего классицизма. Они захотели соединить достижения французского авангарда с исконно русскими традициями народного творчества – и это им удалось в полной мере. Группа просуществовала почти до 1917г. В эту группу вошли: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Александр Куприн.

«В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе, как для выражения настроения, нельзя использовать», - писал Винсент Ван Гог.

Необходимо выстроить ритм в картине, проследить развитие основной мелодии – цветовой темы картины.

Контрастное сочетание теплых и холодных цветовых тонов в композиции создает сильный эмоциональный эффект. На данном уроке мы берем контраст теплого и холодного, т.е. контрастная цветовая пара образует ритм, который в свою очередь усиливает, подчеркивает настроение картины. Живописную работу надо стараться писать парно. А это значит – к основному цвету главного в композиции стремиться подбирать более контрастный цветовой тон окружения. Рядом расположенные теплые и холодные цвета

  • оранжевый – синий,
  • желтый – фиолетовый,
  • красный – зеленый,
  • красный – синий

помогают друг другу звучать ярче, громче, контраст между ними придает композиции скрытую динамику. Однако надо помнить, что в практической работе краски дополнительных (контрастных) цветов при смешивании обычно гасят друг друга, давая грязь.

В изобразительном искусстве контрастом (от итал.contraste – «резкое различие, противоположность») называется сопоставление противоположных друг другу качеств, различных характеристик, способствующее их усилению.

Основные контрасты: (показ слайдов)

  • теплые пятна – холодные пятна
  • яркие пятна – приглушенные пятна
  • крупные по площади цветовые пятна – мелкие цветовые пятна
  • темное - светлое
  • четкий контур – размытый контур
  • первый план – дальний план

В гармонических парах варьируются оттенки этих базовых контрастов за счет трех характеристик цвета (тоновой, цветовой, яркостной), в результате мы имеем необозримое количество гармонических пар.

Подобные цветовые сочетания повышают цветность друг друга.

(Показывается таблица гармонических пар).

бледно-фиолетовый

зеленый

голубой

ярко-оранжевый

голубой

коричневый

темно-синий

бело-желтый

небесно-голубой

золотисто-желтый

сине-зеленый

красный

зеленый

розовато-фиолетовый

розово-золотисто-пурпурный

голубой

светло-охристый

светло-синий

розовато-фиолетовый, вишневый

бледно-зеленый

синий, изумрудно-зеленый

оранжево-желтый

зеленый

алый

Коричневато-зеленый (табачный)

нежно-алый

Светло-зеленый (холодный или теплый)

ярко-красный

зелено-синий

золотисто-розовый

белый

красный

Задание детям: Создайте живописные работы, в которых цветом выражаются ассоциации вызванные при встрече с природой: «сосны на закате», «лунная ночь», «парусник в море», «тропики», «новогоднее настроение», «земляничная поляна», «закат в горах» и т.д.

Желательно делать их легко, быстро, не стремясь к излишней тщательности и конкретности. Важно добиться удачного колористического решения, убедительных цветовых отношений. Надо поставить перед собой задачу, чтобы каждый мазок красочного слоя был нового оттенка, в результате картина будет вибрировать цветами. Нужно обязательно продумывать, в результате чего каждый новый мазок краски будет нового цветового оттенка, т.к. на предмет в целом оказывают влияние рефлексы окружающих предметов, солнечное освещение, небесное освещение, толща воздушной среды, тень.

Дети выполняют творческую работу.

Оформляется выставка работ, проводится обсуждение.

Итог урока: Судя по работам учащихся, цвет в руках художника – удивительный инструмент, с помощью которого он может создавать неповторимые произведения искусства.

Это особый язык живописи и освоение этого языка очень увлекательное и полезное занятие. Урок научил нас наблюдать и находить в окружающей природе прекрасную музыку цвета, а также умело переносить свои впечатления на картину.

Приводятся в порядок рабочие места.