Урок по математике на тему "Прибавить и вычесть число 3"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для ознакомления с приёмами сложения и вычитания числа 3.

Задачи:

  • Образовательная: ознакомится с приёмами сложения и вычитания числа 3; учить детей применять полученные теоретические знания на практике;
  • совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10; формировать умение составлять задачи по рисунку и выражению, решать их.
  • Развивающая: развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, умение доказать, аргументировать своё мнение.
  • Воспитательная: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.

Оборудование:

  • Таблички: хотим всё знать, хочу знать больше, всё понятно, пока испытываю трудности.
  • Карточки: 7 – 2, 5 + 1, 6 – 2, 4 – 1, индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
  • Диск с записью музыки.
  • Фигуры человека в виде девочки и мальчика.
  • Геометрические фигуры: круг, треугольник, четырёхугольник.
  • Сигнальные карточки.
  • Математический веер (разрезанные карточки с цифрами).

Ход урока

Этапы Содержание Примечание
I. Организационный момент. Мобилизующий этап. 1. Приветствие.

2. Мозговая гимнастика.

а) Качание головой: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону;

б) Перекрёстные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога и наоборот (вперёд, в сторону, назад)

Звучит музыка
3. Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
“Хотим всё знать!”

Учитель читает.
– Эти слова будут девизом нашего урока. На доске карточка “Хотим всё знать!” (чтение хором).
II. Актуализация знаний Повторение материала 1. Два ученика работают на доске.
6 = 8

– 2 = 7

4 = 2

5 = 7

7 = 7

8 = 10

 
2. Взяли математический веер.

Игры: “Угадай число”

– 2 = 4

+ 1 = 8

+ = 5

3 – = 1

3. Проверяем работу мальчиков.

Взяли сигналы:

Правильный ответ – зелёный кружок

Неправильный ответ – красный кружок.

На доске запись
4. Найдите и скажите сумму ответов для второго столбца (24)

5. – Какие геометрические фигуры вы видите на доске?

(круг, треугольник, четырёхугольник)

– Какая фигура лишняя и почему? (круг, т.к. круг не многоугольник)

– В каждом многоугольнике проведите один отрезок так, чтобы получилось 2 треугольника.

– Покажите, как это можно сделать?

Показ на доске
6. Игра: “Круговые примеры”

– Из карточек, которые расположены на стенах нашего класса, составим поезд.

карточки.
7. В первом вагоне подружки сидели, занимая места со второго по шестое. Сколько было мальчиков?

– Исправьте вопрос задачи.

(Сколько было подружек?) – 5 подружек.

задача-ловушка
III. Работа над новым материалом. – Встали. Хорошо справились с заданием и можно отправляться в путешествие на этом поезде.

Загудел паровоз ду-ду-ду.

И вагончики повёз.

Чок-чок, чу-чу.

Далеко я укачу.

– Мы прибыли на первую станцию. “Новый материал”

картинка с изображением поезда
1. – Назовите лишнее выражение. Объясните свой ответ.

6 + 2

5 + 1

7 + 3

8 + 2

– Какая, значит, тема урока?

– Прибавить и вычесть число 3.

Основная цель урока: узнать, как можно прибавить и вычесть число 3

7 + 3
2. Представьте число 3.
3

3

3

на доске запись
3.Кто объяснит, как к 6 прибавить 3

6 + 3      
6 + 1 + 2

(к 6 сначала прибавить 1, а потом ещё 2)

на доске запись
– А как ещё можно?

6 + 3      
6 + 2 + 1

(сначала к 6 прибавить 2,а потом 1)

на доске запись
– А как по-другому можно прибавить к шести три?

6 + 3            
6 + 1 + 1 + 1

на доске запись
– Прибавлять по одному долго, в математике говорят нерационально. Поэтому мы не будем использовать этот приём.

Сделаем вывод: как можно прибавить 3?

(прибавляем по частям: либо сначала 2, а потом 1 или 1, а потом 2)

стираю с доски
4. Как из 9 вычесть 3?

9 – 3    
9 – 2 – 1

на доске запись
– А как по другому можно из 9 вычесть 3?

9 – 3      
9 – 1 – 2

Вывод: – Итак, как можно из 9 вычесть 3? (По частям…)

на доске запись
  1. Прилетела бабочка,
    Села на указку,
    Попытайтесь вслед за ней
    Пробежаться глазками (по прямоугольнику, по диагоналям прямоугольника, по спирали).
Микро-пауза для глаз (указка, на конце котором прикрепляется бабочка).
IV Первичное закрепление. 1. Откройте учебник по закладке с. 92 №1

– Объясните, как будете прибавлять и вычитать число 3

7 + 3     
7 + 2 + 1;

8 – 3         
8 – 1 –

  1. Загудел паровоз ду-ду-ду
    И вагончики повёз
    Чок-чок, чу-чу
    Далеко я укачу

– Мы прибыли на вторую станцию: “Задачи”

Встали. Дети имитируют движение паровоза.
3. Составьте по первому рисунку задачу, чтобы она решалась сложением. Работа по учебнику с. 92

2 уч-ся спрашиваю

4. А по второму рисунку составьте задачу, чтобы она решалась вычитанием. 1-2 уч-ся спрашиваю.
5. Восстанови записи.

I вариант – составляет записи из разрезанных карточек с цифрами к первому рисунку.

II вариант – составляем записи по второму рисунку.

Учебник с. 93

5 + 3 = 8; 8 – 3 = 5;

6 + 3 = 9; 9 – 3 = 6;

Прохожу и проверяю

6. Прочитай пример на сложение по-разному.

I вариант – 5 + 3 = 8

II вариант – 6 + 3 = 9

Работа в парах
7. Тигр очень боится воды.

( Брызгаем в тигра, имитируя).

Микропауза для снятия психологич. напряжения.
8. Читаем задачу № 5 на с. 97

а) про себя;

б) вслух;

– О чём говорится в задаче?

– Что известно в задаче?

– Что неизвестно?

– Какими действиями будем решать задачу? Почему?

– Что значит на 3 меньше?

– Решите задачу, записав решение из разрезанных карточек с цифрами.

– Прочитайте запись.

– Скажите ответ.

7 – 4 = 3
9. – Прочитайте задачу №6

а) про себя;

б) вслух;

– О чём говорится в задаче?

– Из каких составных частей состоит задача?

– Решаем задачу “по цепочке”

1 ученик читает условие.

2 уч. – вопрос

3 уч. – решение

4 уч. – ответ

V. Самостоятельная работа
  1. Загудел паровоз ду-ду-ду
    И вагончики повёз
    Чок-чок, чу-чу
    Далеко я укачу
Микропауза
2. I вариант II вариант

8=5+? 9=6+?

7+?=10 5+?=8

9-?=6 7-?=4

Индивидуальные карточки
3. Проверяем

– Какое число пропущено?

I вариант – 3

II вариант – 3

Хором отвечают
VI. Итог урока. Назовите тему нашего урока.

– Как вы считаете, выполнили ли мы поставленную цель урока?

– Давайте проверим?

Как можно прибавить и вычесть число 3?

– Наш урок подошёл к концу.

– Был ли он интересен? Полезен?

– На доске изображены ступеньки лестницы знаний.

  • 1-я ступенька – Пока испытываю трудности
  • 2-я ступенька – Всё понятно.
  • 3-я ступенька – Хочу знать больше.

– Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь?

– Молодцы!!!

(По частям сначала 2, а потом 1 или 1,а потом 2)