Употребление имен прилагательных в речи

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

Образовательная задача:

  • формировать умение распознавать части речи;
  • умение употреблять имена прилагательные в речи;
  • обогащать словарный запас детей.

Развивающая задача:

  • развивать умение слушать и слышать (аудирование);
  • развивать речь учащихся;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывающая задача:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание любви к природе;
  • воспитание любознательности и взаимопомощи.

Методы: деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Средства обучения: мультимедийная установка, экран, раздаточный материал для демонстрационной и индивидуальной работы (индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями, карточки для групповой работы, карточки для рефлексии (плод, цветок, листок), Толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приложение 1, Слайд 1)

Учитель: Проверь, готов ли ты начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадки?

II. Актуализация знаний

Учитель:

Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно.
Слова, слова, слова…
Сравните предложения.

Слайд 2

– Какое предложение более точное? Кого вы представили? (Буратино.)

– Кто автор сказки о Буратино и как она точно называется? (А. Толстой. “Золотой ключик или приключения Буратино”.)

– Какие слова дали более точное представление о мальчике? (Деревянный, с длинным.)

– Какой частью речи они являются? (Именем прилагательным.)

– Что такое имя прилагательное? (Ответы детей.)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель: Как вы думаете, с какой частью речи связана наша тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке? Дополните предложения.

Слайд 3

– По какому признаку сравнивается нос Буратино? (По размеру.)

– Прочитайте слова в столбиках. Объясните их правописание:

у…кое
к…роткий
ш…рокая
б…льшой
ни…кая
д…журный
гор…д
д…рога
к…р…ндаш
п…льто
м…шина

– Назовите слова противоположные по смыслу. (Узкое – широкое.)

– Подберите подходящие слова из первого столбика к словам второго столбика. Что получилось? (Словосочетания.)

– Запишите их в тетрадь. С какой частью речи связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

узкое пальто
короткий карандаш
широкая дорога
большой город
низкая машина

– Какое слово не образовало словосочетание? (Дежурный.)

Определим, какой частью речи оно является.

(Мнения учащихся разделились. Возникает проблемная ситуация. Дети проводят исследовательскую работу над лексическим значением слова.)

– Объясните, почему вы решили, что слово может быть именем существительным или именем прилагательным в речи? (Если к слову можно поставить вопрос какой?, то оно является именем прилагательным. Например, дежурный врач, дежурный милиционер. Если к слову поставить вопрос кто?, то оно является именем существительным. Например, дежурный по классу, дежурный у входа.)

– Проверим себя. Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Найдём и сравним лексическое значение слова дежурный.

Вывод: бывают случаи, когда прилагательное начинает употребляться без существительного, к которому оно относится, становится более самостоятельным, начинает отвечать на вопрос кто? или что? и, таким образом, превращается в существительное.

– Приведём пример, когда прилагательное может перейти в существительное.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Физкультминутка

Все ребята дружно встали (встать около парты)
И на месте зашагали (ходьба на месте).
На носочках потянулись (потянуться)
И друг к другу повернулись (повороты).
Как пружинки мы присели (приседания),
А потом тихонько сели (садятся за парты).

IV. Первичное закрепление

Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.

У второго синие – небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На картине третьего красок и несчесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.

А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды спеют по лесам,
Кто же те художники? Догадайся сам!
(Зима. Весна. Лето. Осень)

Слайд 7

– Объясните, почему художники выбрали для своих картин именно эти цвета? (Белый – цвет снега, синий – цвет воды, жёлтый, зелёный, голубой – цвета трав, цветов, золотой – цвет солнца.)

1. Какое сейчас время года? (Зима.)

Какой характер у зимы? Выберите только те имена прилагательные, которые характеризуют зиму. Запишите их.

Слайды 8, 9 (проверка)

Дополните ещё 2–3 имени прилагательного. Для чего нужны в речи имена прилагательные?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

2. Какое время года наступит после зимы? (Весна.)

Какие признаки наступления весны вы можете назвать?

Индивидуальная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.

(Приложение 2)

Проверка: составленных предложений и пропущенных орфограмм

Слайд 10

Задания:

  1. Найдите в тексте имена прилагательные. Подчеркните их волнистой линией.
  2. Четвёртое предложение разберите по частям речи. Подчеркните главные члены.
  3. Укажите морфологические признаки слов для № 1, 2 – ждут, № 3 – ребята.

Взаимопроверка.

Физкультминутка

Учитель: Угадайте, о каком явлении природы идёт речь, которое часто бывает летом:

Меня часто зовут, дожидаются.
А приду – от меня укрываются.
(Дождь)

Пальчиковая гимнастика

(Дети постукивают подушечками пальцев по парте.)

Что такое, что мы слышим?
Это дождь шумит по крыше.
А теперь пошёл сильней
И по крыше бьёт быстрей.

V. Творческое применение и добывание знаний

Учитель: А какой дождь вы наблюдали в природе? Прочитаем стихотворение Олега Григорьева о дожде.

Слайд 11

Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый.
А ещё есть грозовой,
Радужный, полосовой.
Вот так много есть дождей
Для растений и людей.

– Какая часть речи более точно подчёркивает силу дождя? (Имя прилагательное.)

– Что такое имя прилагательное? (Ответы детей.)

– Имена прилагательные нашу речь делают выразительнее, красочнее, ярче.

Работа в группах

(Каждая группа применяет полученные знания для обогащения словарного запаса.)

(Приложение 3)

После выполнения задания, заслушиваются ответы групп. Определяется общая тема всех полученных текстов (дождь). Указываются типы текстов (№ 1, 4 – описание, № 2 – повествование, № 3 – рассуждение).

Как нужно относиться к природе? Какие правила соблюдать на отдыхе? Вспомним правило об имени прилагательном.

Слайд 12

VI. Домашнее задание

Учащимся представляется право выбора по выполнению домашнего задания:

  • Подбери как можно больше имён прилагательных к слову природа.
  • Составь загадки-описания к словам лимон, яблоко, арбуз.
  • Напиши небольшой текст-описание на тему “Летний луг”, используя максимальное количество имён прилагательных.

VII. Рефлексия

Слайд 13

Учитель: Сегодня вы активно работали на уроке, выполнили много заданий, открывали для себя новые знания, окунулись в мир природы. А теперь подумайте, насколько успешной была ваша работа, добились ли вы цели, поставленной перед уроком. Мы говорили об осеннем золотом дожде. Но ведь осень – это и спелые сочные плоды. Посмотрите на наше дерево. Каждый пусть оценит свою работу на уроке.