Урок по русскому языку по теме "Правописание приставок и суффиксов"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепить правописание приставок и суффиксов , повторить изученные орфограммы, воспитывать любовь к природе.

Оборудование. Карточки с печатным текстом, презентация, картины с изображением зимней природы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

(См. Приложение – слайды 1, 2)

Учитель: Сегодня у нас не просто урок, сегодня у нас урок-путешествие по прекрасному времени года. А по какому, вы мне сейчас сами скажете. А поможет вам в этом А. С. Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница … (Зима.)

III. Словарная работа

(Слайды 3, 4, 5, 6.)

– Начнем с зимних месяцев.

Этот месяц год кончает, зиму начинает.
Этот месяц году начало – зиме середина.
Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель.

(Д_кабрь, _ нварь. Ф_евраль.)

– Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы, и запахи роз?

– Зима приносит детям много забав. Вы, наверно, любите кататься на коньках?

Раньше коньки вырезали из дерева. По форме они напоминали лошадку. Оттого и название – коньки.

(М_роз, к_ньки.)

IV. Работа над предложением

(Cлайд 7.)

– Отправимся в лес и послушаем зимние звуки.

– Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Журчит и потрескивает ручей, покрытый льдом. Поскрипывают во сне молчаливые деревья.

– Что автор сказал о деревьях?

(У доски)

Разбор по членам, связь слов, части речи.

V. Правописание приставок, суффиксов

– Что же дальше происходит в зимнем лесу вы узнаете , прочитав текст, который лежит у вас на партах.

– “Хруст, хруст” – прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосенком. “ Тук, тук, тук” – трудится дятел, лесной санитар. “Пи, пи , пи” – тоненько попискивают под снегом мышки, ищущие корм. “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели вместе с другими птицами?” – спрашивает молодая синичка.

“Пинь-пинь-тр-р, нам и здесь хорошо. Полетим на кормушку. Там ребята положили семечки и несоленое сало, – отвечает взрослая птица. И снова тихо в лесу.

(По вариантам.) .(Cлайд 6)

– Вариант 1: Найти слова с приставками.

– Вариант 2: Найти слова с суффиксами.

VI. Изученные орфограммы

(Cлайд 8)

– № 139 с. 147. – самостоятельно.

VII. Итог урока

– Что вам понравилось на уроке?

– Давайте беречь и любить родную природу!

Ф. Тютчев. (Cлайд 9)

– Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Приложение