Урок-КВН "Как победить дракона?"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Цель урока: Играя – повторять!

На закрытой магнитной доске написано:

Внутри доски помещен рисунок ХИМИЧЕСКОГО ДРАКОНА с семью “головами”, которые можно "отрывать".

На доске девиз “В каждом настоящем человеке скрыт ребенок, который хочет выйти и начать играть!” Ф.Ницше

Учитель: Сегодня мы проводим урок в форме КВНа. Девизом нашего урока будут слова Ф.Ницше.

В игре участвуют 2 команды 5"а" класса. При входе каждый из вас получил карточки розового или сиреневого цвета, они-то и определяют вашу принадлежность к команде. Назовите команду, выберите капитанов, и за дело.

(Команды представляют название и капитанов)

Наша задача сегодня: победить, повторяя и обобщая во время игры все полученные знания по химии.

Оценивать вас будет компетентное жюри: …………………………

(называются члены жюри - приглашенные учителя или дети)

Итак, начнем.

В далеком наиумнейшем царстве,
Наук различных государстве
Царевна Химия росла,
И хорошела, и цвела.
С годами силы набиралась,
Нам всем на радость развивалась…
И вдруг однажды издалека,
В страну ту прилетел жестокий
Дракон химический.
Сейчас

Продолжим мы о нем рассказ...

Створки доски раскрываются. Дети видят химического дракона.

Царевну Химию похитил
Дракон – незнанья АС.
Скорей царевну защитите.
Вперед же пятый класс!
Чтобы спасти науку,
Прогоним лень и скуку!
Игру мы с вами проведем:
Дракону голову собьем!
Удачи вам желаю я.
Начнем же бой скорей, друзья!

Первое задание: На столах у каждой команды находятся карточки с кроссвордами на тему “Химические элементы”. Начиная путь по стрелке, поворачивая только на 90о, необходимо определить все зашифрованные русские названия химических элементов и найти лишнее слово.

Учитывается

  • правильность и аккуратность написания названий химических элементов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
  • определение лишнего слова и его значения (1 балл)
  • время выполнения, первая команда получает дополнительные 0,5 балла

Начнем…

ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ОБРАЩАЕТСЯ К ЖЮРИ И ЗНАКОМИТ С ПРАВИЛАМИ ЗАПОЛНЕНИЯ ПРОТОКОЛА УРОКА.

Вот время вышло, ждет дракон,
Неужто побеждает он?!
Жюри нам сразу даст ответ:
слетела голова иль нет!

Жюри подводит итоги 1 конкурса. Выигравшая команда снимает первую голову.

Ну а теперь внимание:
Еще одно задание!
Кто же в России первым был,
Науку химию открыл,
Построил университет,
Был и ученый, и поэт,
Надеюсь, нет у вас вопросов?!
Конечно, это …..
(Ломоносов М.В.)

Второе задание: Викторина “Биография М.В.Ломоносова”

Капитанов команды я попрошу подойти к моему столу и получить индивидуальное задание, чтобы проверить, как вы знаете биографию великого русского ученого М.В.Ломоносова.

  • Ломоносов родился 19 ноября ______ года в деревне ___________ (сегодня село - Ломоносово), расположенной на большом острове против города Холмогоры, ______________ области.
  • Обучение грамоте началось с книг __________________содержания.
  • В декабре ________года Михайло ушел из дома за караваном, который вез мерзлую рыбу в Москву, с тремя рублями в кармане занятыми у соседа.
  • В начале января _____ года он добрался до Москвы и подал прошение о зачислении его в _____________________ академию, скрыв свое происхождение.
  • Несмотря на свой возраст, Ломоносов был зачислен в ___________ класс, т.к. не знал латыни.
  • В ______ году пришло предписание - прислать 12 лучших учеников для обучения в _____________ Академии наук, М.Ломоносов оказался в их числе. Для работы в Академию были приглашены крупнейшие ученые Европы: Даниил Бернули, Леонард Эйлер, Николай Делиль и др.
  • С 1537 года М.В.Ломоносов с двумя товарищами работал университете в городе _______________. 8 июня 1741 года Ломоносов возвращается в Петербург.
  • 25 июля _________ года, М.В.Ломоносов получает профессорское звание.
  • Через три года, в середине октября ______ года заканчивается строительство первой в России химической лаборатории в Петербурге

А пока капитаны выполняют второе задание, вам предстоит побывать Робинзонами.

Третье задание: НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Пока ваш капитан Дракону
Ответы мудрые дает,
Мы с вами словно Робинзоны
Отправимся куда? В поход!

Представьте себе, что вы с друзьями в шортах, майках и бейсболках отправились в поход, конечно же, вы имеет с собой все, что необходимо туристу. Пришли на стоянку на берегу рек. А там…

Кроме речной воды нет другого источника воды, торговых палаток и магазинов поблизости нет, родителей на машинах – тоже. Как приготовить пищу, ведь вы собирались прожить здесь 3 дня! Как вы поступите в этой ситуации?

Ответ в письменном виде жюри, а потом обсуждение.

Подведение итогов 3-х конкурсов

Четвертое задание:

Тренируйте ум сейчас:
Повторить придется
(И уже не в первый раз),
Что и как зовется!

Лото “ Оборудование и химическая посуда”

На игровом поле оборудование химической лаборатории и химическая посуда.

Задача: заставить фишками клетки с соответствующим оборудованием, а затем выполнить дополнительное задание.

Вопросы:

1 вариант

  1. Химический стакан, в котором можно проводить опыты с нагреванием
  2. Спиртовка
  3. Штатив для пробирок
  4. Лапка штатива
  5. Воронка
  6. Пробиркодержатель
  7. Плоскодонная колба
  8. Основание штатива
  9. Выпаривательная чашечка
  10. Мерная колба

2 вариант

  1. Асбестовая сетка
  2. Пестик и ступка
  3. Мерная колба
  4. Фильтр
  5. Кольцо штатива
  6. Коническая колба, в которой можно проводить опыты с нагреванием
  7. Пробирка
  8. Ложечка для сжигания веществ
  9. Муфты штатива
  10. Круглодонная колба

Задание: А теперь по номерам фишек определите порядковые номера и впишите в листочки № 3 символы соответствующих им химических элементов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   

Подведение итогов выполнения 4 задания

Мы злодея победили! Головы его лишили!

Пятое задание: “ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ”

ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Я повсюду и везде:
В камне, в воздухе, в воде,
Я и поле, я и лес,
Я и синева небес.
(Кислород)

Из двух животных я составлен,
Меня попробуй угадать:
Мной может быть весь мир отравлен,
А можно нервы удалять.
(Мышьяк)

На Солнце много лет назад
Меня нашли случайно.
Но оказалось на Земле
Я в воздухе встречаюсь.
(Гелий)

В слове "аргонавты"
Найди инертный газ.
(Аргон)

Я - самый легкий элемент,
В природе без меня ни шагу.
И с кислородом я в момент
Даю живительную влагу.
(Водород)

Легкий, но металл могучий,
Я летаю выше тучи,
В мифах ты меня найдешь,
Силача так назовешь.
(Титан)

В древней магии применялась
При рождении огня,
В мази тоже добавлялась:
Назови скорей меня!
(Сера)

Самый сильный окислитель:
Даже воду разложу.
Но в пластмассу превратите –
Долго людям послужу.
(Фтор)

Известен я давным-давно,
Меня с собой в походы брали,
Чтоб не испортилась вода.
И мной героев награждали.
А ныне я незаменим:
Я в фотоделе применяюсь.
Со мной знаком ты, ученик,
И в этом я не сомневаюсь.
(Серебро)

Я - вездесущий элемент,
Мною пахнут водоросли летом.
При нагревании даю
Пар фиолетового цвета.
Похож я очень на графит,
Раствор мой - раны излечит.
(Йод)

Корабли меня обходят;
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь.
(Мель – Медь)

Я – металл, гроза вселенной,
Мощь громадная во мне.
А добавишь Б, мгновенно
Небо скрою в снежной мгле.
(Уран – Буран)

Подведение итогов.

Химию от зла спасем, если голову снесем!

Снимается пятая голова

Да, это злой-презлой дракон!
Свои он козни продолжает!
Вам эстафету предлагает,
В ней знания проверит он.

Шестое задание: Химическая эстафета: “МЕТАЛЛЫ-НЕМЕТАЛЛЫ”

На столах лежат карточки с символами химических элементов. Каждый из участников команд должен подойти к столу, взять одну карточку, определить, символ металла или неметалла изображен на ней, и положить на первый жюри под надписью: МЕТАЛЛ или НЕМЕТАЛЛ

А чтобы не перепутать ваши карточки, у команды ______________на их обратной стороне веселые коты, а у команды _______________ - собачки.

Оценивается

  • правильность определения принадлежности элемента к группе – 0,5 балла за каждый элемент
  • за скорость добавляется 1 балл

Итак, начнем…

Подведение итогов

Молодцы! Дракон слабеет,
Одолеть его сумеет только тот,
Кто не ленив, а умен и прозорлив!
Кто все правила постиг.

Седьмое задание: "КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ"

И снова конкурс, да какой!
Гонец дракона прибыл верно?!
Смотрите в оба меж игрой,
Заданье спрятано отменно!

Ученик-мим (старшеклассник) показывает выполнение опыта, сопровождая его восклицаниями, допуская массу ошибок по технике безопасности. Необходимо заметить как можно больше ошибок и записать их.

Оборудование: пробирки, держатель для пробирок, флакон с поваренной солью, магнитная или обычная доска, надписи к штативу, штатив, заготовка к опыту "Вулкан", тряпка, спиртовка, спички

Ученик-мим: Выходит на сцену, потирая руки. Ему протягивают халат, он отмахивается. Берет флакон с веществом и отсыпает от него в пробирку. Охает. (Насыпал больше, чем надо). Суетится. Затем отсыпает лишнее обратно. Кладет пробирку на стол. Берет мел и записывает формулу на небольшой доске. Например, поваренная соль NaCl. Повернувшись к столу, показывает жестами, что просыпал вещество на стол. Рукой протирает поверхность демонстрационного стола.

Показывает опыт "Вулканчик"

На столе устанавливается металлический штатив с кольцом, на которое кладется асбестовая сетка. На нее горкой насыпается оранжевый порошок (дихромат аммония). В центре холмика делается углубление, необходимо капнуть туда немного спирта, чтобы реакция началась сразу после поднесения горящей лучинки. Реакция протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III).

При погашенном свете создается впечатление извергающегося вулкана.

Наливает в пробирку с поваренной солью воду, перемешивает колебательными движениями. Подносит к глазам: не растворилось. Зажимает пробирку пальцем и трясет. Затем облизывает палец, морщится. Зажигает спиртовку, пытается нагревать, держа пробирку руками. Обжегся! Неправильно закрепляет пробирку в держателе, начинает нагревание неверно.

Учитель останавливает ученика-мима…

Разве так может поступать настоящий химик?!

Ребята, помогите незадачливому гонцу дракона. Во время обсуждения отыщите все его ошибки и укажите, как надо было правильно сделать! Передайте записи жюри. Затем команды по очереди будут называть все допущенные ошибки и показывать, как надо было проводить работу.

КОМАНДА ___________________________________________________

Допущенные ошибки:

Сделано  

Надо было

   
   
   
   
   
   
   
   
   

Максимально 10 баллов

Отгадали мы, дракон!
Ну-ка убирайся вон!
Мы дракона победили и заданья все решили!

В игре победила команда _____________________________.

Подведение итогов урока.

Для жюри ( протокол)

КОНКУРСЫ

КОМАНДА __________________

КОМАНДА __________________

1. КРОССВОРД “ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ”    
2. КОНКУРС КАПИТНОВ вИКТОРИНА “бИОГРАФИЯ м.в.лОМОНОСОВА”    
3. НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА    

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

   
4. ХИМИЧЕСКОЕ ЛОТО “оБОРУДОВАНИЕ ХИМИЧЕСКАЯ ПОСУДА”    
5. ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ    
6. ЭСТАФЕТА “МЕТАЛЛЫ – НЕМЕТАЛЛЫ”

коты

собачки

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

   
7. КОНКУРС “КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ”

НАЙДЕНО ЧИСЛО ОШИБОК

бАЛЛЫ

НАЙДЕНО ЧИСЛО ОШИБОК

бАЛЛЫ

 

 

 

ИТОГИ КВН

 

 

 

 

Ответы

ПЕРВЫЙ КОНКУРС Кроссворд “химические элементы”

За каждое правильно определенное слово – 0,5 балла

За определение “лишнего” слова – 0,5 балла

За определение понятия “химия” - 0,5 балла

За скорость первой сдавшей команде – 0,5 балла

Итого максимально: 5 баллов

Викторина “Биография М.В.Ломоносова”

  • Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка (сегодня село - Ломоносово), расположенной на большом острове против города Холмогоры, Архангельской области.
  • Обучение грамоте началось с книг религиозного содержания.
  • В декабре 1930 года Михайло ушел из дома за караваном, который вез мерзлую рыбу в Москву, с тремя рублями в кармане занятыми у соседа.
  • В начале января 1931 года он добрался до Москвы и подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, скрыв свое происхождение.
  • Несмотря на свой возраст, Ломоносов был зачислен в первый (1) класс, т.к. не знал латыни.
  • В 1735 году пришло предписание - прислать 12 лучших учеников для обучения в Петербургской Академии наук, М.Ломоносов оказался в их числе.
  • С 1537 года М.В.Ломоносов с двумя товарищами работал университете в городе Марбург (Германия). 8 июня 1741 года Ломоносов возвращается в Петербург.
  • 25 июля 1745 года, М.В.Ломоносов получает профессорское звание.
  • Через три года, в середине октября 1748 года заканчивается строительство первой в России химической лаборатории в Петербурге.

Максимальная оценка 12 баллов

Допущенные ошибки:

Сделано

Надо было

Отсыпал из пробирки излишек вещества во флакон

Отсыпать в другую пробирку, но не во флакон

Положил пробирку на стол

Поставить в штатив

Рукой протер стол

Протереть тряпкой

Встряхивать пробирку с веществом для перемешивания

перемешать стеклянной палочкой или продолжать колебательные движения

Облизывает палец

Пробовать вещества на вкус запрещено. Тем более негигиенично облизывать палец

Пытается нагревать держа пробирку руками

Нагревать пробирку руками нельзя, только закрепив ее в пробиркодержателе

При термическом ожоге ничего не предпринял

Необходимо прекратить опыты и оказать помощь, например, подставить под холодную воду палец

Неправильно закрепляет пробирку в пробиркодержателе,

Пробирку закрепляют ближе к отверстию

Начинает нагревание неверно

Сначала надо прогреть всю пробирку

Максимально 10 баллов

Приложение 1. (Наклейки для CD)

Приложение 2. (5 класс Игры)