Цели и задачи:
- обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый – для детской комнаты, столовой, строгий – для кабинета);
- развивать творческие способности, изобразительные навыки;
- овладеть способом “набивки” по трафарету;
- воспитывать художественный вкус.
Оборудование: Таблицы (обои в нашем доме, изготовленные учителем. Приложение 3),ткань с узорами, бумага, ножницы, гуашь, поролон, виды узоров.
Тема рассчитана на два урока.
План урока 1
- Организация класса – 1мин.
- Сообщение темы и задачи урока – 2-3 мин.
- Объяснение материала 10-15 мин.
- Физминутка 1 мин.
- Практическая работа – 20-25 мин.
- Анализ выполненных работ – 3 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
План урока 2
- Организация класса – 1 мин.
- Сообщение темы и задачи урока 2-3 мин
- Что нового узнали на прошлом уроке – 2 мин.
- Объяснение последовательности выполнения практической работы
- Физминутка – 1-2 мин
- Практическая работа 20-25 минут
- Выставка готовых работ, выставление оценок, уборка рабочего места.
Ход урока 1
Вводная беседа. Еще в старину, когда только начинало развиваться фабричное производство тканей, узоры на них отпечатывались с деревянных досок, на которых были вырезаны рисунки. Количество досок обычно соответствовало числу красок в узоре.
Узор на ткани изготавливался раньше вручную, путем “набивки”
молотком по наложенной на доску ткани. Поэтому такие узорные ткани назывались набойками. Эти старинные ткани можно увидеть только в музеях.
В современное время узоры на тканях и на бумаге печатают машины. В основе узора лежит повторение одинаковых частей узора.
РАППОРТ – повторяющаяся часть орнамента.
Некоторые ручные способы механического повторения частей узора, например по шаблону, по трафарету, еще применяются. Эти способы очень просты и доступны каждому. Мы с вами сегодня тоже будет изготавливать трафарет, а затем печатать узор на цветной бумаге.
Учитель вывешивает новые слова на доске и разбирает с учащимися их смысл:
НАБОЙКА – вид декоративно-прикладного искусства; печатание вручную на ткани цветного узора при помощи рельефных форм – деревянной доски, медной пластины;
ТРАФАРЕТ – тонкая пластина, в которой прорезан рисунок, подлежащий воспроизведению;
ШАБЛОН – образец, по которому изготавливаются какие-нибудь одинаковые изделия;
ОРНАМЕНТ – (от лат. Ornamentum – украшение) это узор, основанный на повторении и чередовании составляющих элементов
Справка. Орнаменты бывают геометрические, растительные, животные (зооморфные), антропоморфные (с переработкой фигуры человека), символические, комбинированные и др.
По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадрате или прямоугольной форме, сетчатый (обычный на ткани).
Декоративная переработка форм – упрощение форм для большей графической и цветовой выразительности.
Физминутка
Давайте еще раз уточним: через шаблон – обводится изображение карандашом или раскрашивается красками или фломастерами.
Через трафарет – отбивается губкой, поролоном.
Последовательность изготовления трафарета.
- Складываем альбомный лист по длинной стороне вдвое, разрезаем, получится две одинаковые полоски.
- Складываем каждую полоску бумаги по длинной стороне вдвое, книжечкой.
- Намечаем рисунок, учитывая, что он будет повторяться для этого нужно соблюдать одинаковое расстояние одного изображения от другого. Например, ёлочка, грибок, ёлочка.
- Затем, намечаем второй трафарет, чередуя узор в другом порядке: грибок, ёлочка, грибок. Чтобы изображения получились одинаковые, используем вырезанные части от первого трафарета (См. Приложение 1). Трафареты обязательно подписать и сдать. Работу продолжим на следующем уроке.
Анализ работы, подведения итога урока, уборка рабочего места.
Домашнее задание: посмотрите дома, какие у вас в комнатах обои, можно принести кусочки оставшихся обоев к следующему уроку.
Ход урока 2
1. Организация класса – 1 мин.
2. Мы продолжаем работать по теме: “Обои и шторы в твоем доме”. Покажите, какие обои вы принесли. Какие красивые и разные! Молодцы!
Теперь приступаем к следующему этапу работы. Ваша задача: а) аккуратно напечатать изображение на листе цветной бумаги;
б) доработать изображение фломастером, или гелевой ручкой, можно использовать блёстки.
Последовательность работы:
1.Первый трафарет следует положить на цветной лист и выравниваете по левому краю листа. Гуашь надо брать густую, чтобы она не затекала под трафарет. Второй трафарет выравниваете по правому краю листа и повторяете всё в той же последовательности. Теперь нужно немного подождать, пока высохнет.
Физминутка – 1-2 мин.
Когда высохнет отпечаток, дорабатываем детали фломастерами или гелевыми ручками, можно украсить некоторые мелкие детали блёстками.
Выставка работ. Выставление оценок. Уборка рабочего места.