Урок истории "Путешествие в глубь веков"

Разделы: История и обществознание


Цель: Закрепить и расширить знания учащихся о жизни наших предков.

Задача: Воспитание любви к родному краю.

Оборудование: мультимедиапроектор, карта, рисунки, старинные вещи.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте дорогие ребята!

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали: “Здравствуйте!”
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”.
Больше ведь мы ничего не сказали
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Вот видите, мы поздоровались,
И на капельку радостней сделалась Ваша жизнь.
Посмотрели друг на друга, улыбнулись и с хорошим настроением начинаем наш урок.

Ребята, как называется государство, в котором мы живём?

Как называется столица нашего государства?

Москва! Златые купола!
Москва! Звенят колокола!
Москва! По золоту икон
Проходит летопись времён.
Ребята, что такое летопись?

Летопись – это описание событий по “летам”, т.е. по годам.

Мы с вами совершим путешествие в глубь веков и в этом нам поможет летопись.

Мы узнаем:

  • Как жили люди в старину
  • Как они выглядели?
  • Что носили?
  • Какие строили дома?
  • Чем питались?
  • Как отдыхали?

Чем является для всех нас Россия? (Родиной)

Со словом “Родина” у каждого человека связаны представления о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть и маленькая деревенька, и посёлок, и город, где родился. Это окружающая нас природа с её неповторимой красотой. Это и наши предки – славяне.

Мы должны знать историю нашей Родины.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

О ком говорится в этом стихотворении? (О Несторе)

Нестор написал летопись Руси.

Мы открываем первую страницу нашей летописи, из которой мы узнаем: “Как называли нашу страну в разные исторические эпохи”.

Древняя Русь —> Московская Русь —>Российская Империя —> Советская Россия —> Российская Федерация

Викторина.

  1. Кто считается основателем Москвы?
  2. В каком году впервые упомянуто слово “Москва”?
  3. Каково возможное происхождение слово “Москва”?
  4. При каком князе Москва стала столицей русского государства?
  5. Закончи пословицу “Кто в Москве не бывал, тот… (красы не видал).

Как мы узнаем, что происходило в глубокой древности?

Задание.

Соотнесите виды исторических памятников с предметами, относящимися к ним:

Памятники

 

Предметы

     
Вещественные  

Рукописная книга, письма, закон, документ

Письменные  

Песни, загадки, легенды, сказки, пословицы

Устные  

Одежда, посуда, монеты

Открываем вторую страницу летописи “Как выглядели наши предки?”

Посещение картинной галереи:

  1. Зал женские портреты
  2. Зал мужские портреты

Доклады учащихся.

Женский портрет.

Женщины были красивы. Выйдет такая красавица на улицу – щёки у неё румяные, брови чёрные, лицо белое, коса длинная. Делает она шаги маленькие, как – будто плывёт по земле. Работа в поле и по дому не испортила её красоты. А по одежде видно, какая она рукодельница ведь сама одежду вышивала. Любо – дорого посмотреть на такую красоту, как говорили в старину.

Мужской портрет.

Мужчины тоже были красивы. С голубыми глазами, белым цветом кожи и волос, носили бороду. Были статные, высокие, сильные.

Женская одежда.

Одежда в древности была совсем не похожа на современную. Только рубаха сохранилась до наших дней. Рубахи раньше носили все: дети, мужчины, женщины. Женщины носили длинные рубахи, сверху надевали сарафан, а поверх – душегрею. Понятно, почему такое название? Да, это действительно была тёплая одежда, греющая душу. Одевали домотканные шерстяные юбки – панёвы. Голову незамужние женщины украшали тканевыми повязками, лентами, а замужние покрывали платком. Носили чепцы, кокошники.

Мужская одежда.

Мужчины носили длинные рубахи с косым воротом, украшенным вышивкой. Рубаху подпоясывали кушаком. К поясу привязывали ложку, нож, суму. Носили короткие штаны -порты. Ноги от пальцев до колен заматывали портянками – онучами, лапти привязывали к ноге. Их плели из коры из конских хвостов и грив, в них ходили и зимой и летом. Жаль изнашивались они быстро. За лето меняли до 30 пар лаптей. Зимой носили зипуны – верхняя одежда, с длинными узкими рукавами, шубы, тулупы, шапки меховые.

Одежда богатых.

Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна или шелка, парчи. Верхней одеждой были епанчи – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги загнутыми вверх носами, расшитые золотом. Сапоги шили и из сафьяна.

Открываем третью страницу “Какие строили дома?”.

Рассказ учащихся.

Изба.

Самым распространённым видом жилища были избы – бревенчатые рубленные жилые дома. Они строились из круглых брёвен сосны или ели. Четыре бревна соединялись в четырехугольник и связывались на концах. Такое сооружение называлось венцом. Крыша покрывалась соломой. Самой главной в жилище была печь. Она обогревала дом, в ней готовили еду, пекли хлеб, сушили травы и овощи. На печи спали старики и дети. В печи даже мылись и парились. Печь топилась по чёрному – трубы не было и дым выходил через дверь. Печь занимала почётное место, к ней относились с уважением. На ночь в печи оставляли полено и горшок с водой, чтобы печь могла есть и пить. Люди верили, что за печкой живёт домовой, охраняет дом. В доме было темно. Окна были маленькие. Дома освещались лучиной, их вставляли в специальную подставу – светец. А под лучину ставили посуду с водой, чтобы не было пожара. Самое почётное место в доме называлось “красный угол”. Это было святое, самое красивое место в избе, куда сажали дорогих гостей. Здесь помещались иконы, свечи, святая вода. Иконы ставили на полку. В красном углу стоял стол. Вдоль стола стояли лавки, скамьи. Стояли сундуки в них хранили одежду.

Задание.

На столе разложены старинные предметы: рукотёр, ухват, лыко, ступа, рубель, карноватка.

Учащиеся получают карточки с названием предметов, определяют их и рассказывают для чего они предназначены.

Индивидуальная работа.

Каждый получает карточку с заданием.

В доме было темно. Свет проходил через окна плохо, потому что вместо стекла вставляли кусочки… Освещались дома… Лучину вставляли в специальную подставку -… А под лучину ставили.., чтобы не было…

Слова для справок: слюды, лучинами, светец, посудину с водой, пожара.

Проверка индивидуальной работы.

Открываем четвёртую страницу летописи: “Какими людьми были наши предки?”

Историческая справка.

Византийский писатель, Маврикий Стратег, рассказывал о славянах: “Они были выносливы, легко переносили жажду, холод, дождь, недостаток в пище. В боях были смелыми, хитрыми, изобретали множество хитроумных способов неожиданно поразить врага. Могли часами сидеть в воде и дышать трубочкой сделанной из камыша. Высшее счастье погибнуть в битве, а не от старости. Очень ласковы к чужестранцам, гостеприимны, трудолюбивы”.

Игра-лото.

Групповая работа. Каждая группа получает карточки с пословицами, которые необходимо соединить:

Лучше смерть принять

 

будешь есть калачи

Не сиди на печи

 

дом славится

Хлебом, солью

 

чем родину предать

О чём говорится в этих пословицах?

Открываем пятую страницу летописи: “Как отдыхали и трапезничали?”

Наши предки не только хорошо трудились, но и умели хорошо отдыхать.

А какой отдых без застолья и гостей?

Главной пищей был хлеб, ели в основном ржаной или чёрный, а пшеничный ели по праздникам. Основой питания были зерновые культуры: рожь, пшеница, овёс, просо. Повседневной пищи были щи из кислой капусты, каши. Ели много овощей в сыром, пареном, варёном виде: капусту, морковь, свёклу, редьку, репу. Из рыбных блюд наиболее любимой была уха. В праздники ели: мясные щи, селянки из овощей, мясных продуктов, яичницу, готовили различные кисели. Любимыми кушаньями зажиточных людей были жареная рыба, икра, мясо. Блины и оладьи считались лакомством и готовились по праздникам. Любили пироги, пекли с различными начинками: из яиц, капусты, рыбы, грибов, риса, гороха. Пили квас, мёд, вино.

Сценка.

Реквизит: стол, стул, изображение славянской хижины на стене, белая мужская рубаха, штаны, сарафан, кувшин (желательно глиняный).

На сцене стол, стул. Входит славянин, садится, зовёт хозяйку.

Хозяин: Эй, Полина, принеси мне что-нибудь хлебнуть.

Хозяйка выносит кувшин. Хозяин пьёт, ставит кувшин на стол.

Хозяин: Да, хороший напиток! А что? Много блюд можно на нём приготовить?

Хозяйка: Конечно! Например, окрошку, тюрю, ботвинью, свекольник, щи, борщ, можно и тёртую редьку, и репу с морковью, а ещё можно выпарить баранину, медвежатину, зайчатину. А дети любят кулаги и саламаты. В прошлое лето, когда зерно погибло на корню, только и спасались мы “жидким хлебом” с липовым цветом.

Хозяин: Да, хороший напиток! Без него ни одно пиршество не проходит.

О каком напитке идёт речь?

Учащиеся приготовили и испекли различные кушанья, на основе старинных рецептов. Накрыли столы и поделились рецептами приготовления.

Сбитень горячий.

В 1 литре воды растворить по 150 грамм сахара и мёда, добавить пряности (гвоздику, корицу, кардамон, имбирь по вкусу). Кипятить 5-10 минут, снимая пену. Через 30 минут напиток процедить. Готовый сбитень подогреть, пить горячим.

…и другие рецепты.

Мы возвращаемся из путешествия глубины веков в наше время.

Что узнали нового?

Где полученные знания можно применить?

Вот и солнце закатилось
Наша летопись закрылась
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!
Узелок на память.

Наши предки, чтобы помнить важные события, завязывали на руке узелок на память. И мы с вами завяжем из красных ниток на руке “узелок на память”, чтобы запомнить наш урок и те знания, которые мы получили.

(Использованные на уроке иллюстрации см. в Приложении)