Урок литературного чтения на тему "С.Козлов. "Разрешите с вами посумерничать""

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать умение осознавать особенности построения произведения и его художественного достоинства; развивать умение высказывать суждение о прочитанном, самостоятельность в чтении; воспитывать чувства прекрасного.

Звучит музыка (Чайковский "Вальс цветов")

  • Почему было тихо, когда звучала музыка? (Красиво)
  • Что вы представляли в своем воображении? Какую картину увидели?
  • Почему звучала одна музыка, а картины виделись разные?
  • Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное.
  • Появились листья на деревьях, расцвела сирень - кто-то просто не замечает этого, слишком много хлопот, сознание занято чем-то другим.
  • Кто-то замечает и думает: "Надо же, уже весна наступила".
  • А кто-то пишет бессмертные стихи, которые помогают многим поколениям видеть ту красоту, мимо которой они раньше проходили.

Дома вы читали хокку Исса и подражание хокку Маши Осечкиной.

(Читают)

Можно ли сказать, что эти стихи написаны на одну и ту же тему? (Да. Их можно продолжить.)

: Потому что он очень красиво играет.

: Потому что вишни так красиво цветут.

Но всё-таки они разные.

Какое стихотворение является более глубоким?

Исса говорит: "Нельзя, невозможно враждовать, когда вокруг такая красота. Красота объединяет. Среди красоты не может быть врагов".

К кому обращено хокку Исса? (Ко всем нам)

Дома вы сочиняли, подражали хокку. Выполняли творческую работу.

(Дети читают свои стихотворения)

Вывод: Красота объединяет.

Сегодня мы договорились занять места таким образом, чтобы оказаться рядом со своим другом. Возьмите друг друга за руку. О чём подумали? (О чём подумала я: Мне хорошо, что мы вместе... Я счастлива: Как ты об этом догадалась?)

На доске запись:

"В зеркальце озера смотрится солнце,
Радуга кружится как карусель.
Новых друзей нам искать не придется,
Если не бросим мы старых друзей".

Сегодня у нас встреча с нашими старыми друзьями из сказок С.Козлова

Откройте с. 138

Сергей Козлов. Ежик в тумане

РАЗРЕШИТЕ С ВАМИ ПОСУМЕРНИЧАТЬ

- Заяц просится посумерничать.

- Пускай сумерничает, - сказал Ежик и вынес на крыльцо еще одно плетеное кресло.

- Можно войти? - спросил Заяц. Он стоял под крыльцом, пока Медвежонок разговаривал с Ежиком.

- Входи, - сказал Ежик.

Заяц поднялся по ступенькам и аккуратно вытер лапы о половичок.

- Три-три! - сказал Медвежонок. - Ежик любит, чтобы было чисто.

- Можно сесть? - спросил Заяц.

- Садись, - сказал Медвежонок. И Ежик с Медвежонком тоже сели.

- А как мы будем сумерничать? - спросил Заяц.

Ежик промолчал.

- Сиди в сумерках и молчи, - сказал Медвежонок.

- А разговаривать можно? - спросил Заяц. Ежик опять промолчал.

- Говори, - сказал Медвежонок.

- Я в первый раз сумерничаю, - сказал Заяц, - поэтому не знаю правил. Вы не сердитесь на меня, ладно?

- Мы не сердимся, - сказал Ежик.

- Я как узнал, что вы сумерничаете, я стал прибегать к твоему, Ежик, дому и глядеть во-он из-под того куста. Во, думаю, как красиво они сумерничают! Вот бы и мне! И побежал домой, и стащил с чердака старое кресло, сел и сижу...

- И чего? - спросил Медвежонок.

- А ничего. Темно стало, - сказал Заяц. - Нет, думаю, это не просто так, это не просто сиди и жди. Что-то здесь есть. Попрошусь, думаю, посумерничать с Ежиком и Медвежонком. Вдруг пустят?

- Угу, - сказал Медвежонок.

- А мы уже сумерничаем? - спросил Заяц. Ежик глядел, как медленно опускаются сумерки, как заволакивает низинки туман, и почти не слушал Зайца.

- А можно, сумерничая, петь? - спросил Заяц. Ежик промолчал,

- Пой, - сказал Медвежонок.

- А что?

Никто ему не ответил.

- А можно веселое? давайте я веселое спою, а то зябко как-то?

- Пой, - сказал Медвежонок.

- Ля-ля! Ля-ля! - завопил Заяц. И Ежику сделалось совсем грустно. Медвежонку было неловко перед Ежиком, что вот он притащил Зайца и Заяц мелет, не разбери чего, а теперь еще воет песню. Но Медвежонок не знал, как быть, и поэтому завопил вместе с Зайцем.

- Ля-ля-лю-лю! - вопил Медвежонок.

- Ля-ля! Ля-ля! - пел Заяц. А сумерки сгущались, и Ежику просто больно было все это слышать.

- давайте помолчим, - сказал Ежик. - Послушайте, как тихо!

Заяц с Медвежонком смолкли и прислушались. Над поляной, над лесом плыла осенняя тишина.

- А что, - шепотом спросил Заяц, - теперь делать?

- Шшш! - сказал Медвежонок.

- Это мы сумерничаем? - прошептал Заяц. Медвежонок кивнул.

- до темноты - молчать?..

Стало совсем темно, и над самыми верхушками елок показалась золотая долька луны.

От этого Ежику с Медвежонком вдруг стало на миг теплее. Они поглядели друг на друга, и каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбнулись.

Почитайте название. Как вы думаете, о чем говорит название?

Узнаем, какая история произошла с Ежиком и Медвежонком.

Обратите внимание на то, что в слове посумерничаем корневое ударение приходится на второй слог, от слова сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).

Чтение по ролям (Аня - заяц, Слава - автор, Игорь - Ежик, Женя - Медвежонок).

Беседа по содержанию. О чём эта сказка? (О красоте природы, об ощущении внутреннего единства)

Давайте вспомним особенности характера каждого героя.

На доске:

  • Ежик: поэтичный, тонкий, философ и учитель, исследователь, автор всех идей.
  • Медвежонок: очень эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, ценящий дружбу.
  • Заяц: эмоционально неразвитый, малочувствительный, но жаждущий общения с теми, кто чувствует более глубоко.

Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого).

Кто из героев умеет сумерничать?

Кто в сказке настоящий учитель?

Трудно пришлось Медвежонку с Зайцем?

Что делать на месте Медвежонка?

Финал сказки.

Финал - законченный смысловой отрывочек (зачитать "Стало совсем темно:").

Стало красиво, это заметили Ежик и Медвежонок, и от этого им стало тепло и уютно. Тепло и уютно оттого, что оба заметили как красиво, вместе наслаждаясь красотой.

Эта сказка попала в XII главу случайно?

Итог урока.

Д/з. дифференцированное:

  • 1 группа - инсценировка
  • 2 группа - чтение по ролям
  • 3 группа - читать выразительно