Цель: формировать умение осознавать особенности построения произведения и его художественного достоинства; развивать умение высказывать суждение о прочитанном, самостоятельность в чтении; воспитывать чувства прекрасного.
Звучит музыка (Чайковский "Вальс цветов")
- Почему было тихо, когда звучала музыка? (Красиво)
- Что вы представляли в своем воображении? Какую картину увидели?
- Почему звучала одна музыка, а картины виделись разные?
- Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное.
- Появились листья на деревьях, расцвела сирень - кто-то просто не замечает этого, слишком много хлопот, сознание занято чем-то другим.
- Кто-то замечает и думает: "Надо же, уже весна наступила".
- А кто-то пишет бессмертные стихи, которые помогают многим поколениям видеть ту красоту, мимо которой они раньше проходили.
Дома вы читали хокку Исса и подражание хокку Маши Осечкиной.
(Читают)
Можно ли сказать, что эти стихи написаны на одну и ту же тему? (Да. Их можно продолжить.)
: Потому что он очень красиво играет.
: Потому что вишни так красиво цветут.
Но всё-таки они разные.
Какое стихотворение является более глубоким?
Исса говорит: "Нельзя, невозможно враждовать, когда вокруг такая красота. Красота объединяет. Среди красоты не может быть врагов".
К кому обращено хокку Исса? (Ко всем нам)
Дома вы сочиняли, подражали хокку. Выполняли творческую работу.
(Дети читают свои стихотворения)
Вывод: Красота объединяет.
Сегодня мы договорились занять места таким образом, чтобы оказаться рядом со своим другом. Возьмите друг друга за руку. О чём подумали? (О чём подумала я: Мне хорошо, что мы вместе... Я счастлива: Как ты об этом догадалась?)
На доске запись:
"В зеркальце озера смотрится солнце,
Радуга кружится как карусель.
Новых друзей нам искать не придется,
Если не бросим мы старых друзей".
Сегодня у нас встреча с нашими старыми друзьями из сказок С.Козлова
Откройте с. 138
Сергей Козлов. Ежик в тумане
РАЗРЕШИТЕ С ВАМИ ПОСУМЕРНИЧАТЬ
- Заяц просится посумерничать.
- Пускай сумерничает, - сказал Ежик и вынес на крыльцо еще одно плетеное кресло.
- Можно войти? - спросил Заяц. Он стоял под крыльцом, пока Медвежонок разговаривал с Ежиком.
- Входи, - сказал Ежик.
Заяц поднялся по ступенькам и аккуратно вытер лапы о половичок.
- Три-три! - сказал Медвежонок. - Ежик любит, чтобы было чисто.
- Можно сесть? - спросил Заяц.
- Садись, - сказал Медвежонок. И Ежик с Медвежонком тоже сели.
- А как мы будем сумерничать? - спросил Заяц.
Ежик промолчал.
- Сиди в сумерках и молчи, - сказал Медвежонок.
- А разговаривать можно? - спросил Заяц. Ежик опять промолчал.
- Говори, - сказал Медвежонок.
- Я в первый раз сумерничаю, - сказал Заяц, - поэтому не знаю правил. Вы не сердитесь на меня, ладно?
- Мы не сердимся, - сказал Ежик.
- Я как узнал, что вы сумерничаете, я стал прибегать к твоему, Ежик, дому и глядеть во-он из-под того куста. Во, думаю, как красиво они сумерничают! Вот бы и мне! И побежал домой, и стащил с чердака старое кресло, сел и сижу...
- И чего? - спросил Медвежонок.
- А ничего. Темно стало, - сказал Заяц. - Нет, думаю, это не просто так, это не просто сиди и жди. Что-то здесь есть. Попрошусь, думаю, посумерничать с Ежиком и Медвежонком. Вдруг пустят?
- Угу, - сказал Медвежонок.
- А мы уже сумерничаем? - спросил Заяц. Ежик глядел, как медленно опускаются сумерки, как заволакивает низинки туман, и почти не слушал Зайца.
- А можно, сумерничая, петь? - спросил Заяц. Ежик промолчал,
- Пой, - сказал Медвежонок.
- А что?
Никто ему не ответил.
- А можно веселое? давайте я веселое спою, а то зябко как-то?
- Пой, - сказал Медвежонок.
- Ля-ля! Ля-ля! - завопил Заяц. И Ежику сделалось совсем грустно. Медвежонку было неловко перед Ежиком, что вот он притащил Зайца и Заяц мелет, не разбери чего, а теперь еще воет песню. Но Медвежонок не знал, как быть, и поэтому завопил вместе с Зайцем.
- Ля-ля-лю-лю! - вопил Медвежонок.
- Ля-ля! Ля-ля! - пел Заяц. А сумерки сгущались, и Ежику просто больно было все это слышать.
- давайте помолчим, - сказал Ежик. - Послушайте, как тихо!
Заяц с Медвежонком смолкли и прислушались. Над поляной, над лесом плыла осенняя тишина.
- А что, - шепотом спросил Заяц, - теперь делать?
- Шшш! - сказал Медвежонок.
- Это мы сумерничаем? - прошептал Заяц. Медвежонок кивнул.
- до темноты - молчать?..
Стало совсем темно, и над самыми верхушками елок показалась золотая долька луны.
От этого Ежику с Медвежонком вдруг стало на миг теплее. Они поглядели друг на друга, и каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбнулись.
Почитайте название. Как вы думаете, о чем говорит название?
Узнаем, какая история произошла с Ежиком и Медвежонком.
Обратите внимание на то, что в слове посумерничаем корневое ударение приходится на второй слог, от слова сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).
Чтение по ролям (Аня - заяц, Слава - автор, Игорь - Ежик, Женя - Медвежонок).
Беседа по содержанию. О чём эта сказка? (О красоте природы, об ощущении внутреннего единства)
Давайте вспомним особенности характера каждого героя.
На доске:
- Ежик: поэтичный, тонкий, философ и учитель, исследователь, автор всех идей.
- Медвежонок: очень эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, ценящий дружбу.
- Заяц: эмоционально неразвитый, малочувствительный, но жаждущий общения с теми, кто чувствует более глубоко.
Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого).
Кто из героев умеет сумерничать?
Кто в сказке настоящий учитель?
Трудно пришлось Медвежонку с Зайцем?
Что делать на месте Медвежонка?
Финал сказки.
Финал - законченный смысловой отрывочек (зачитать "Стало совсем темно:").
Стало красиво, это заметили Ежик и Медвежонок, и от этого им стало тепло и уютно. Тепло и уютно оттого, что оба заметили как красиво, вместе наслаждаясь красотой.
Эта сказка попала в XII главу случайно?
Итог урока.
Д/з. дифференцированное:
- 1 группа - инсценировка
- 2 группа - чтение по ролям
- 3 группа - читать выразительно