Цели:
- обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.В. Михалкове, познакомить с его биографией;
- совершенствовать навык чтения; расширять словарный запас детей;
- развивать память, воображение, мышление;
- воспитывать любовь к книге.
ХОД УРОКА
Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова СЛАЙД 1 (Приложение 1)
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).
– Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (Это поэты).
– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.
СЛАЙД 2
Сказки пишут ... Сказочники.
Басни сочиняют ... Баснописцы
Переводят с других языков ... Переводчики.
Театральные пьесы пишут ... Драматурги.
Статьи в газеты и журналы пишут ... Журналисты.
– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?
– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.
СЛАЙД 3
– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.
– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России) СЛАЙД 4
– А какие стихи Сергея Михалкова вы знаете?
СЛАЙД 5 Дети рассказывают стихотворения.
– Давайте проверим, все ли знакомы со стихами С. Михалкова. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их:
СЛАЙД 6
В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью... Каланча. |
Говорят: под новый год Что ни пожелается – Все всегда произойдет, Все всегда... Сбывается. |
СЛАЙД 7
В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил упрямый...Фома. |
На прививку! Первый класс! – Вы слыхали? Это нас! Почему я встал у стенки? У меня... Дрожат коленки. |
СЛАЙД 8
Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята – Их по счету... Ровно пять. |
Плачет глупая девчонка, Слезы виснут на носу – Парикмахер под гребенку Режет рыжую...Косу. |
СЛАЙД 9
Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, счастливые...Друзья. |
Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ней быка нарисовал, А рядом с ним… Корову |
Молодцы!
– Давайте отдохнём. Физкульт.минутка. СЛАЙД 10
А теперь попробуйте ответить из какого стихотворения эти строчки:
* Писать красиво не легко:
“Дает корова молоко”
За буквой буква,
К слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог! (“Чистописание”)
- А теперь давайте вспомним это стихотворение.
Дело было вечером,
Делать было нечего.... (“А что у вас ?”.) Продолжают.
* А мамы каких профессий упоминаются в этом стихотворении (летчик, милиционер, инженер, повар, вагоновожатый, портниха, доктор, учительница)
* Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет! (“Прививка”)
Михалков написал много стихов о ваших сверстниках. Я напомню вам отрывки из нескольких произведений писателя.
*Вспомните, как называется стихотворение о мальчике, который не хотел идти в школу и поэтому сделал следующее:
Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу.
И про себя прошу, прошу:
Родная миленькая ртуть,
Ну, поднимись еще чуть-чуть! (“36,5”)
– Что вы можете сказать о таких учениках? (Они трусливы, не хотят учиться, ссылаются на болезнь).
*А вот стихотворение о другом мальчугане:
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят от рук отбился
От каких, скажите, рук?! (“Лапуся”)
*О каком лекарстве идет речь в следующих строчках:
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета,
Нет, не два, а целых три,
Нужно, что ни говори!.. (“Чудесные таблетки от лени”)
*О каком заболевании идет речь:
У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип
Что такое? Это … (грипп)
А теперь мне хочется поговорить с вами о двух проказниках-щенках. Послушайте отрывки из стихотворений и вспомните их название:
* Я сегодня сбилась с ног
У меня пропал щенок.
Два часа его звала.
Два часа его ждала. (“Мой щенок”)
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его. (“Трезор”)
– И что же натворили каждый из этих щенков:
* Утром всех разбудил, утащил одеяло, порвал папины стихи, залез в клей, в кладовке перевернул жбан с медом и его покусали пчелы. Девочка его лечила.
* Порвал кукле платье, зайцу вырвал клок, уволок туфли, кота загнал, в уголь залез, а потом опрокинул кувшин. Его отмывали.
– А теперь поработаем командами. Каждой команде кроссворд. Посмотрим, какая команда знакома с творчеством Михалкова лучше. (Приложение 2):
После разгадывания кроссворда в командах, коллективно проверить.
СЛАЙД 11
Вопросы:
- 36, 5 на градуснике – это …
- Как называется стих о красивом письме?
- Что опубликовал Сергей Михалков в 15 лет?
- Какую фамилию носит дядя Стёпа?
- В стихотворении “Котята” каким был первый котёнок?
- На дверях висел замок,
Взаперти сидел … Кто? - Стихотворение “Как мужик … продавал”. Вставь слово.
- Куда звали 1 класс?
– Давайте определим, какая команда выполнила все задания в кроссворде, поаплодируем им.
– Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. Закончить это занятие я бы хотела таким пожеланием: Любите книги! Читайте книги! СЛАЙД 12