Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Разделы: Музыка


Место урока: «О чем рассказывает музыка»; 3 класс.

Область преподавания: музыка, 3 класс, 2 четверть.

Основы музыкальных знаний: Музыка и праздник. Образы Рождества в музыке.

Слушание музыки: Анатолий Лядов «Рождество Твое, Христе Боже наш…», фольклорный ансамбль «Оберег»: «Обряд зимнего обхода дворов», «Колядки».

Музыкально-исполнительская деятельность: Андрей Варламов «Рождество».

Арт терапевтическая деятельность: Вокалотерапия – интонационно-фонетические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие голосовых сигналов доречевой коммуникации. Дыхательная терапия – голосовое дыхание. Танцевально-двигательная терапия – «В зимней колыбели», «Обход дворов». Фольклорная терапия – наигрыши на народных инструментах. Драматерапия – «Колядование». Цветотерапия и терапия изобразительным искусством – «Украшение Рождественской елки».
Тип урока: изучение нового материала.

Цель – развитие у учащихся позитивных эмоциональных реакций на основе изучения народных рождественских обрядов.
Задачи: 1. Расширить кругозор детей о народных традициях, в частности о христианском празднике «Рождество»;
2. Развивать у учащихся музыкально-творческие способности.
3. Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, передающей красоту человеческих чувств.

Художественно-эстетическое оформление класса: Выставка творческих работ учащихся, иллюстративный материал по теме урока. ММП – «История Рождества».

Сценарий урока.

Вход под музыку песни А. Варламова «Рождество». (На экране морозные узоры)

Музыкальное приветствие, «Садитесь, пожалуйста».
Знакомство.

- Обратите внимание, как необычно сегодня украшен класс. И вы такие нарядные. Предлагаю вам отправиться в необычное, увлекательное, музыкальное путешествие. А вот на каком чудесном празднике мы окажемся, отгадает только тот, кто внимательно послушает…(Прослушивание Коляды.)

 - Что за праздник у дверей?
Расскажите поскорей.
Наступает торжество
К нам приходит …. Пауза – (Рождество). Наше путешествие называется «?» (Слайд «Рождественские чудеса»)

- А что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

- Рождество – великий христианский праздник. Бог-отец послал в земной мир своего сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество. (Слайд «Пещера») И со дня рождения Спасителя наступило новое время.

 Он родился не в роддоме,
А в сарае, на соломе
В декабре, среди зимы,
Был такой же, как и мы.

 ( Слайд «Женщины вокруг ребенка»)
Не умел совсем ходить,
Кушать хлеб и говорить.
И лежал он в пеленах
У Марии на руках.

 Этим чудным зимним днем
Мы о Господе поем.
Воспевают все уста
День рождения Христа.

- Слушаем, ребята! . ( Слайд «Мадонна с ребенком»)
Звучит произведение А. Лядова.
- Какая музыка, ребята , прозвучала?
- Торжественная, праздничная.

В России за праздничный Рождественский стол было принято садиться всей семьей. Начинался вечер с пения песен, в которых прославлялось рождение Иисуса Христа. Одну из таких песен мы начнем изучать с вами сейчас.
(Показ песни: куплет и припев. Работа над песней.
1) Переложение мелодии песни на текст – про себя.
2) Вокалотерапия. Греем, гладим горлышко. (Приветствие организма. Работа над голосовыми сигналами доречевой коммуникации – ГСДК.)
3) Интонационно-фонетические упражнения: на доске порядок букв – м, а, и, о. Дети исполняют мелодию песни со звуками).
4) - А теперь исполним песню со словами, но для начала приведем наш голосовой аппарат в хорошую форму. («Щеточка, иголочка» – Артикуляционная гимнастика).
5) – Поработаем над своим дыханием. (Дыхательная терапия.)
- Молодцы! Итак, мы исполнители, настоящие артисты.
6) Движениями передаем содержание песни. Внимательно наблюдайте за мной. (Танцевально-двигательная терапия. «В зимней колыбели».)
7) Исполнение песни.)

- Дни Рождества у каждого народа носят свои названия. У нас, в России – это Святые вечера или Коляда. (слайд «Колядование») Коляда по-другому «калитка». Наверное, потому, что в эти дни люди ходили поздравлять друг друга, и все калитки были открыты. А небольшие песенки, с которыми ребята ходили из дома в дом за угощениями, и называли колядками.

- Я приглашаю вас колядовать. Одевайте варежки, не забудьте шарф и берем народные музыкальные инструменты. Встаем в круг. Вы готовы?
Исполнение колядок. (Танцевально-двигательная терапия. «Обход дворов».)
- Молодцы!

Главной традицией на Рождество – было украшение елки. А когда украшали, загадывали желания. Мы сейчас проделаем то же самое. Перед вами елочные игрушки, возьмите цветные карандаши и раскрасьте свою игрушку, при этом загадайте желание. А чтобы желание исполнилось, повесьте игрушку на елку.
А я прикреплю на верхушку звезду – символ Рождества Христова. (Цветотерпия. «Украшение рождественской елки») Звучит песня, дети раскрашивают игрушки.
- На Рождество принято дарить подарки, я дарю вам эту елочку.
Я желаю вам исполнения ваших самых заветных желаний. (Выход из класса под музыку песни А. Варламова «Рождество»)

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4