Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса

Разделы: Математика


Прогнозирующий результат:

I-группа - должны показать оперативность применения знаний

II-группа - должны уметь применять знания на практике, выполнять задания обязательного уровня.

Сценарий урока:

  1. Наглядные пособия:

1. на доске таблицы:

2. на доске модель окружности с радиусом 20см и подвижным радиусом ОА

3. у каждого ученика модель окружности с R=4см и радиусом ОА

4. заготовлена таблица на доске и у ребят в тетрадях

?

30o

45o

60o

90o

180o

0 o

270o

360o

sin                
cos                

tg

               

ctg

               
  1. Класс разбит на разноуровневые группы:

в группе

- 3 ученика, которые учатся на “3”

- 2 ученика, которые учатся на “4 и 5”.

  1. Цель урока вырабатывается вместе с учениками.
  2. Проверка домашнего задания -
  • На дом было задано:
    • повторить из курса геометрии определение синуса, косинуса, тангенса в прямоугольном треугольнике 7 п. 62. п.67 (А. Погорелов)
    • значение синуса, косинуса, тангенса для 0o, 30o ,45o , 60o , 90o .
  • Фронтальная проверка по вопросам
    Устно.
    • каждой группе задаётся вопрос, ученик отвечает и заполняется заготовка таблицы значений тригонометрических функций.
    • вопросы
      • значения sin 30o , cos 60o , tg 45o и т.д.
      • столбец для 180o и 270o остался пустой.
  • Фронтально - устно:
    • ответить на вопросы
      • что называется синусом угла в прямоугольном треугольнике
      • что называется косинусом угла в прямоугольном треугольнике
      • что называется тангенсом угла в прямоугольном треугольнике

Учитель в своих записях отмечает учеников, которые верно ответили.

  • У доски выполнить задание: задание ученик выполняет с комментариями
    • вычислить:
      • 2cos 60o + sin30o
      • 2cos 30o + 2sin45o

Ученики выполняют эти задания в тетрадях.

  • Сильные ученики работают по карточкам из 10 заданий выполнить по выбору 5.
    • Карточка: вычислить:
      2cos 60o + 3cos30o
      5sin30o – ctg45o
      2sin60o + 6cos60o– 4tg45o
      12sin60o • cos60o
      3tg45o • tg60o
      4tg60o • sin60o
      2sin60o • tg60o
      2sin45o – 4cos30o
      7tg30o •cos30o
      6tg30o – 2sin60o

Проверка через проектор, каждый проверяет свою работу и ставит баллы, за каждое задание – 1 балл.

  • В это время остальные выполняют диктант в тетрадях:
    • вычислить:
      2cos60o
      sin30o + cos60o
      cos90o + sin45o
      2sin30o + 2tg45o
      3tg60o

Ученики меняются работами, и проверяют. Решение записано на доске. Выставляют отметки. Заполняется учётный лист “самооценка”

Объяснение по теме:

У каждого ученика модель окружности с подвижным радиусом. Работаем с этой окружностью. Повернём радиус ОА на угол 60o - этот угол называется углом поворота. У доски на модели тоже показывают этот угол. Если радиус ОА повернуть около точки О по часовой стрелке, то угол поворота считают отрицательным; против часовой стрелки – положительным.

В группах ребята работают самостоятельно: на модели покажите углы 45o , 100o, 120o, -45o, -100o , -120o , -60o.

В курсе геометрии мера угла выражается от 0o до 180o . Угол поворота может выражаться от - до + . На модели у доски показан угол 300o. Отработать углы поворота 0o, 90o, 180o, 270o, 360o.Показать угол 400o=360o+40o.

 Работа у доски:

к доске приглашается ученик, он показывает угол, а ребята выполняют на месте (обсуждают вместе). Показать угол поворота и указать четверть, в которой он расположен: 283o, 700o, -150o , 190o , 270o , 80o, 100o,  4220o, 325o, -20o, 800o.

из каждой группы выходит один ученик и выполняет два задания.

 Объяснения учителя:

Отметим на окружности угол , рассмотрим треугольник ОАС.

А ( х; у ), С = 90o , АС = у,

ОС = х, ОА = R.

Вырабатывается вместе с ребятами определение синуса угла : sin = AC/OA = у/R

Вырабатывается вместе с ребятами определение косинуса угла : cos= AC/OA = х/R

tg= AC/OC = у/х , ctg = OC/AC = х/у.

Рассмотрим определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса.

Ребята в группах прорабатывают определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса по учебнику.

В тетрадях записывают: sin = у/R , cos = х/R , tg = у/х , ctg = х/у.

Фронтальная работа:

На окружности показать угол поворота 90o , найти sin90o , cos90o , tg90o , ctg не имеет смысла для 90o .

2 таблица значений.

Вывод:

  • выражение sin и cos определены при любом ;
  • tg определён при любом кроме +90?, +270?, +450? .
  • ctg определён при любом , кроме 0?, +180? , +360? .

В тетрадях сделать эту запись.

  • Каждому значению соответствует единственное значение sin, cos, tg , ctg . Поэтому синус, косинус, тангенс и котангенс являются функциями угла ?. Их называют тригонометрическими функциями.
  • Область значений синуса и косинуса является [-1; 1], тангенса и котангенса ? ( - , +).

Фронтальное закрепление:

Ученики выполняют в тетрадях, один ученик работает у доски:

  1. Указать наибольшее значение выражения 1 + sin . ( в тетрадях: 1 + sin принимает наибольшее значение 2 )
  2. Какое наименьшее значение имеет выражение 1 + sin
  3. Какое наибольшее и наименьшее значение имеет выражение 2 - cos
  4. Устно:
    1. может ли sin принимать значения 2 , 2 , 1 / 2 , 3 , 3 – 1 , 3 / 2 , 1 + 3.
      Вопрос задан группе, ученик из группы отвечает и объясняет кратко.
    2. может ли cos , sin принимать значения (1 + 3)/ 2 ; (1 - 3)/2 .
      Ученики объясняют.

Закрепление:

  1. Найти значение выражения:
    Все работают с учеником, который работает у доски с комментариями. У доски проработали три ученика и получили отметки.

  2. Ребята пересели по парам.

Самостоятельная работа:

В “самооценке” отмечают столбик “Как я понял тему”:

О – “хорошо”

[] - не всё;

V - плохо.

I - В II - В

1. Углом какой четверти является угол :

= 130o , = 200o , = 490o .

= 170o , = 280o , = 700o .

1 балл

2. Вычислить:

sin 0o + 2cos60o

tg 60o •sin60o •ctg30o

4sin90o ? 3cos180o

3ctg90o • 3sin270o

3 балл

3. Найти значение выражения sin + cos, если

= 0o

= 90o

= 45o

= 180o

1 балл

Каждое задание дано в баллах; ученики выполняют задание по выбору, работа выполняется в тетрадях под копирку. Листочки с работой ученики сдают, а работу ученики проверяют сами, готовое решение на доске. И оценивают. Заполняют “самооценку”.

Домашнее задание:

  • определение sin, cos , tg , ctg .
  • № 717, 770.

“Самооценка”

Ф.И. ученика

диктант

тема

самостоятельная

(своя оценка)

самостоятельная

(учитель)

за урок

1. Соколов Н.

4

О

5

5

5

2. Аношина А.

5

О

5

5

5

3. Зуева О.

3

[]

3

3

3

4. Белов К.

4

[]

4

3

4

5. Гриненко К.

5

О

5

4

5

За диктант – ставит учитель.

За урок выводится общая оценка