Оформление:
- плакат “ Мифы Древней Эллады ”,
- рисунки учащихся из различных мифов,
- иллюстрации богов Древней Греции,
- иллюстрации из истории Древней Греции,
- выставка книг с мифами,
- стулья расставлены в форме амфитеатра. В центре зала стол для членов жюри ( ареопаг),
- сцена оформлена колоннами ионического и дорического стиля,
- крупным планом выполнены рисунки чудес света: храм Артемиды Эфесской, скульптура Зевса Олимпийского, скульптура бога солнца Гелиоса из Галикарнаса
Техн. оборудование :
- магнитофон
Предварительное задание учащимся:
- подготовить костюмы,
- подготовить инсценировку
Ход
1 уч-ся:
Легенды, сказки, эпосы, баллады -
Кто с детства их услышать не хотел?
А на земле пленительной Эллады
Народ издревле к мифам тяготел
2 уч-ся:
Истории оглядывая рифы,
Стремясь узреть грядущее в Судьбе,
Великие певцы слагали мифы
О мире, о богах и о себе.
3 уч-ся:
Немало в них и правды, и печали,
Встречается порой и милый вздор.
А кой о чем поэты умолчали,
Оставив для фантазии простор.
4 уч-ся: Бесконечно давно, две с половиной тысячи лет назад, греческие дети, сидя на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов, слушали, как нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы начинали перед любопытными удивительные повествования – мифы.
Учитель: - Что такое мифы?
- Попытайтесь объяснить, что это понятие означает.
- А что это за страна Эллада?
( Свою Родину греки называли Эллада, а себя – эллинами)
5 уч-ся: Эллины оставили народам мира богатое наследие: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас, хотя они написаны на языке, на котором давно уже никто не говорит на земле
Учитель: Сегодня мы поведем рассказ об удивительной и прекрасной Элладе.
На нашем вечере присутствуют 2 команды, которые поведут борьбу за право называться “Лучшей командой знатоков истории Древней Эллады”
( объяснение условий соревнований ; представление жюри .
Члены жюри дают клятву:
“ Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.
Я буду выслушивать одинаково благосклонно всех, кто пожелает выступить.
Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени.
Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну сам и мои потомки.” )
Учитель: Вы изучали мифы на уроках истории, литературы, что-то читали сами.
Я вам сейчас прочитаю отрывки из стихотворений, а вы отгадаете, по мотивам каких мифов написаны эти строки.
...Когда и где лишился сил
И небо стоном огласил
Никто не помнит ныне.
Лишь ходят слухи, что смельчак
С двумя крылами на плечах
Погиб в морской пучине.
Бедняга солнца не достиг,
Но заявили в тот же миг
Афины, Крит и Спарта,
Что он на их земле рожден,
И высшим званьем награжден
За смерть во имя Старта!
Вспомните, какой мифологический герой вместе со своим отцом покидает остров Крит на крыльях? Но солнце растопило воск на крыльях героя, и он упал в море.
Найдите на стенде с рисунками иллюстрацию к этому мифу. Кто автор данной работы?
Богиня раздора Эрида,
Незваная Зевсом на пир,
В душе затаила обиду
На весь окружающий Мир
И, яблоко кинув златое,
Вражду разожгла за столом.
"Прекраснейшей!" - слово такое
Написано было на нем.
Вспомните, кого поссорила богиня раздора?
И что из этого вышло?
Найдите на стенде с рисунками иллюстрацию к этому мифу. Кто автор данной работы?
Вставай, кто не спал.
Вставай, кто, как дух бродячий.
Очей не смыкал!
Вставайте, настал
День плача!
Встань, матери стон,
Над морем! Земля умылась.
Корабль оснащен,
Афинам закон -
Царь Минос.
Царем какого государства был Минос?
Куда посылал он каждые 9 лет корабли и зачем?
Почему появление этих кораблей заставляло горько плакать афинских матерей
Молодцы! С данным заданием справились, а теперь мы отправимся в путешествие в Древнюю Грецию.
( Домашнее задание: представление командами своих богов)
( Звучит музыка “Золотая флейта” S Nikolae )
Вед: Рассказ мой будет долгим. Страна моя – Прекрасная Эллада. В ней есть высокая гора. Склоны ее покрыты густыми лесами. На вершине Олимпа лежит вечный снег. Она окутана густыми облаками. Там, в вышине, - золотые чертоги бессмертных богов. На высоком золотом троне сидит Зевс.
( Звучит отрывок из “ Хоральной прелюдии ” И.- С. Баха )
Зевс: Я – царь богов и людей, рядом со мной моя супруга Гера и наши дети – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес, Гефест.
Гера: Наш сын Гефест, бог кузнечного дела и огня, выстроил для богов прекрасный дворец на вершине Олимпа. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.
Зевс: Я - сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной молнией.
Вед: У нас, эллинов, говорят: “ Клянусь Зевсом ”. Свою волю Зевс передает людям, посылая священную птицу – орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача. Эллины чтут и Геру как царицу богов и хранительницу семейного очага.
Гера: Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. У меня тоже есть любимая птица – павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царицы богов.
Ирида: Около трона Геры стою я, ее посланница, богиня радуги Ирида. Я легкокрыла и всегда готова нестись на радужных крыльях в самые дальние края земли исполнять повеления Геры.
Зевс: Я, громовержец Зевс, поделил владычество над миром со своими братьями.
Музыка
Посейдон: Ударю я трезубцем – и поднимется на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как легкие скорлупки. Отложу свой трезубец – и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице , запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец, где живу со своей женой Амфитритой.
Мне послушны обитатели глубин – морские чудовища. Горе тому, кто оскорбит владыку морей
( Звучит музыка)
Аид: Меня, Аида, называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В нем катят свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых.. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых.
( Звучит отрывок из “ Грустного вальса” Я.Сибелиуса.)
Вед: А вот любимая дочь Зевса – грозная и воинственная Афина. В полном вооружении, в шлеме, с острым копьем она вышла из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда Афина спрыгнула на Землю, - богиня войны, порядка и разума, покровительница ремесла.
Афина: Я сама искусна в различных ремеслах. Аргонавтам я помогала строить корабли, эллинам – Троянского коня. Но особенно искусна я в ткачестве; как и все боги, я не выношу соперничества. Простая смертная Арахна осмелилась состязаться со мною в искусстве ткать покрывало. По красоте прокрывало Арахны не уступало моему. Но Арахну я превратила в безобразного паука, пусть знает свое место.
( звучит музыка из балета П.И.Чайковского “ Спящая красавица”. )
Афродита: Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Киферы и Кипра. Куда ни ступаю я , всюду благоухают цветы. Дикие звери – львы, волки, пантеры – следуют за мной, как ручные. Я добра и нежна со всеми, кроме тех, кто любит самого себя.
Вед.: Богиня любви и красоты знала и муки любви. Она любила сына царя Кипра Адониса. Он был прекрасным из богов, но умер от страшной раны, которую ему нанес кабан во время охоты.
Афродита: Узнав о смерти возлюбленного, пошла я в горы Кипра искать тело Адониса. Я шла по крутым горным стремнинам, по краям пропастей. Острые камни, шипы терновника ранили мои ноги, капли крови из моих ног падали на землю, где я бежала, на этих местах вырастали пышные алые розы. А из крови Адониса вырос нежный цветок Анемон.
( Звучит музыка из балета П.И.Чайковского “ Лебединое озеро ”. )
Аполлон: Меня, Аполлона, называют самым прекрасным из богов, покровителем искусства. Без промаха разят врагов стрелы из моего лука. Ими я поразил страшное чудовище – дракона Пифона ,жившего в Дельфийском ущелье. .
Всегда меня сопровождают спутницы – музы. Их девять, и каждая из них – покровительница науки и искусства.. Но не переношу я ни насмешек, ни замечаний. Наказал я фригийского бога полей, сатира Марсия, за то, что тот дерзнул состязаться со мной в музыке.
Рядом со мной вечно юная и прекрасная моя сестра – богиня охоты Артемида.
Артемида: С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы – нимфы и наяды. Охотники приносят мне в жертву первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Мои стрелы также метко разят , как стрелы Аполлона.
Гефест: Я- бог кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь, но укрыла меня на дне морском богиня Фетида. Там я научился ковать кольца витые, застежки, ожерелья.. По просьбе Фетиды выковал я чудесное вооружение ее сыну – славному герою Ахиллу.
Вед: Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, ее обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было его уговорить сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой дворец для богов на Олимпе.
Учитель: Спасибо! А теперь задание для зрителей: кто был самым внимательным.
Викторина:
У Зевса были дети. Каждый из богов занимался каким- то своим делом, как бы"заведовал" определенной частью мира. Сейчас я буду зачитывать отрывки из мифов, а вы будете определять и называть богов, показывать иллюстрацию этого бога.
- "Самим Зевсом рождена была богиня... Голубые глаза ... горели мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мощной красотой. Славили боги рожденную из головы отца Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу... Она хранит города, крепости, их стены, дает мудрость и знания, учит людей ремеслам".
- “Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове. Среди смертных не оказалось никого, кто мог устоять перед ней. Как только люди увидели ее, что-то шевельнулось в их душах. Бродившие поодиночке они соединялись в семьи, ибо пока не было ее, не было любви и привязанности друг к другу".
- “Богиня... родилась в одно время с братом своим. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба связывали брата и сестру. С луком и колчаном за плечами, с копьем в руках весело охотится она в тенистых лесах. Зная, что богиня всевидяща и неумолима, люди посещавшие ее заповедные места, не ломали ветвей, не разоряли птичьих гнезд и муравейников".
- "Юный светозарный бог несется по лазурному небу с кифарой в руках, с серебряным луком за плечами Гордый, ликующий, несется он высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Когда же в сопровождении муз появляется он на Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает все. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры - мир и тишина воцаряются на Олимпе”
Учитель: С этим заданием справились…Переходим к следующему…
Образы древнегреческих мифов сохранились и в нашем языке. Мы не верим теперь, что существовали когда-нибудь могучие великаны, которых называли титанами и гигантами, однако мы и сейчас называем великие дела гигантскими.
Вспомните, какие слова Гомер назвал “крылатыми”? (слова, которые быстро срываются с уст и летят к уху слушателя)
В самой обыденной речи мы используем следующие выражения (на карточках написаны выражения), что они означают:
“Ахиллесова пята”
- Кто такой Ахиллес или Ахилл?
- Почему он погиб лишь тогда, когда стрела попала ему в пятку?
“Авгиевы конюшни”.
- Кто такой царь Авгий?
- Кто очистил его конюшни?)
“Троянский конь”.
- Расскажите, какую роль сыграл деревянный конь в Троянской войне?
- Кто его придумал?
“Провалиться в тартарары”.
(что такое Тартар?)
“Сизифов труд”
- Кто такой Сизиф?
- За что его наказал Зевс?
“Драконовы законы”
Подведение итогов , награждение.
Список литературы:
- Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе.- М.: Просвещение, 1992
- Кун Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Просвещение, 1994
- Кочетов Н.С. Предметные недели в школе. История, 2001-Волгоград: Учитель,2001
- Немировский А.И. Мифы Древней Эллады.- М.:Просвещение,1992