Методическая разработка учебного занятия по предмету "Природа и экология Красноярского края". 3-й класс

Разделы: Экология

Класс: 3


Визитная карточка

I. Разработанное учебное занятие соответствует разделу “Человек и природа. Природоохранная деятельность людей” тематического плана.

II. При изучении этой темы возникают следующие проблемные места:

  1. Учащиеся за общим не видят отдельное, конкретное (имеют знания о природных объектах в обобщённом виде, воспроизводят общие экологические проблемы, общие принципы взаимоотношения человека с природным окружением, но мало знают о природоохранной деятельности ближайшего социального окружения; о тех животных, которые живут рядом; не могут раскрыть особенности их внешнего вида и жизни).
  2. Не имеют чёткого представления о деятельности парка флоры и фауны “Роев ручей”, о его обитателях вследствие того, что лишены непосредственного эмоционального контакта с природным объектом.
  3. Не имеют начальных исследовательских умений:
  • не умеют самостоятельно находить объект исследования (ясно представлять, что они будут исследовать, с какой целью)
  • намечать план исследования и выполнять последовательные действия по его реализации
  • обрабатывать материалы (извлекать и систематизировать информацию из разных источников; делать выводы по результатам исследований; оформлять их в виде устных и письменных текстов; представлять результаты работы)
  • не умеют давать оценку тем или иным фактам, действиям
  1. Зная правила экологического поведения человека, часто не видят их значения в реальных жизненных ситуациях, так как экологические проблемы воспринимают как факт, не касающийся их лично и их непосредственного окружения.

III. Прожектная идея: посредством включения учащихся в игровую ситуацию (организация и проведение экскурсии, выполнение роли экскурсоводов) будет организована исследовательская деятельность по изучению экологической роли парка “Роев ручей”, представителей животного мира, обитающих в парке.

IV. Обоснование выбора прожектной идеи через анализ реально ситуации, в которой реализовывалось разработанное занятие:

Современный мир требует от человека не столько фиксированного объёма ЗУНов, сколько умения самостоятельно учиться, добывать знания. Большая часть учащихся имеют дома компьютер и владеют начальными навыками работы с ним. Дети знакомы с приёмами работы с программой Microsoft Word, часть учащихся могут работать с PowerPoint, Internet Explorer. Это поможет им отработать навыки применения данных программ при создании слайдовой презентации материалов теоретического исследования.

Учащиеся в обобщённом виде знакомы с основами экологических знаний; имеют опыт проведения мини-экскурсий, мини-исследований; владеют начальными навыками работы в группе. Это поможет им расширить опыт социально-интеллектуального взаимодействия и расширить опыт работы с информацией.

Во время реализации проекта учащиеся будут учиться:

  • извлекать информацию по заданному вопросу из разных источников
  • проводить исследования по представленному плану в соответствии с поставленной задачей
  • систематизировать полученную информацию и представлять её
  • договариваться, выбирать самое верное, рациональное рассуждение
  • говорить по теме и понятно для других
  • задавать вопросы

Во время совместного обсуждения учащиеся смогут:

  • высказывать свою точку зрения; доказывать её с помощью необходимых аргументов
  • спрашивать (выяснять точку зрения других учеников, делать запрос к учителю в ситуации “дефицита информации” и способов деятельности; формулировать вопросы)

V. Тема учебного занятия: “Заочная экскурсия в парк “Роев ручей””.

Цели: После изучения особенностей парка “Роев ручей” посредством проведения теоретического исследования учащиеся смогут:

  1. Перечислить не менее 5-и представителей животного мира, представленных в парке “Роев ручей”.
  2. Раскрыть особенности внешнего вида и жизни не менее 2-3-х животных парка.
  3. Определить в указанном списке не менее 5-и животных из “Красной Книги” Красноярского края и России.
  4. Соотнести словесное описание особенностей отдельных животных с их внешним видом (иллюстрацией).
  5. Создать слайдовую презентацию на тему: “Путешествие по парку “Роев ручей”

Будут иметь представление о парке “Роев ручей”: будут знать историю создания парка его местонахождение, предназначение “города диких зверей”.

Задачи:

  1. Организовать теоретическое исследование на тему “: Путешествие по парку флоры и фауны “Роев речей”.
  2. Формировать общее представление о парке флоры и фауны “Роев речей”.
  3. Организовать процесс проектирования групповой и индивидуальной деятельности при совместном обсуждении и определении темы, целей, задач каждой из групп; выработки плана индивидуальной и групповой деятельности.
  4. Формировать навык работы в группе, обеспечить процесс группового обсуждения хода и результатов деятельности; навыки самоконтроля и самооценки.
  5. Предоставить учащимся возможность расширить сои умения представлять продукт совей работы в виде презентации слайдов, следуя этическим нормам и правилам публичного выступления.

VI. Планируемый конечный результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников):

  1. Познавательная компетентность:
    • знают представителей животного мира, живущих в парке “Роев ручей”
    • раскрывают особенности их внешнего вида и жизни
    • умеют узнавать отдельные виды животных
    • знают редкие и исчезающие виды животных, занесённых в Красную книгу Красноярского края
    • имеют представление о парке “Роев ручей”: знают историю создания парка, его местонахождение, предназначение “города диких зверей”
    • знают правила поведения в парке
  2. Информационно-коммуникативная компетентность:
    • умеют приводить примеры названий животных, обитающих в парке
    • умеют подбирать дополнительную информацию о парке и о его обитателях
  3. Рефлексивная компетентность:
    • проявляют бережное отношение к исчезающим видам животных
    • умеют оценивать роль создания парка в природоохранной деятельности людей
    • передают свои впечатления от заочной экскурсии в рисунках, поделках, устных рассказах

Методическая разработка учебного занятия

(Таблица)

Оценка достижения поставленных целей

Считаю, что поставленные цели были достигнуты. Этому способствовали следующие действия:

  1. Создала положительный мотивационный настрой у учащихся; для чего использовала слайдовую презентацию. Её содержание пробудило у детей сильные эмоциональные переживания; ученики активно высказывали свои впечатления, мысли, отношение к фактам и событиям, выражали свои чувства.
  2. Организовала парную и групповую работу, на основе которой проходили этапы проектирования деятельности: определения темы занятия, постановки целей, формирования плана действий по решению поставленных задач и собственно сами действия. В результате ученики смогли сформулировать тему занятия; каждый из них знал цель своей работы, свою роль в группе; понял, какие конкретные действия он должен выполнить для решения поставленных задач; смог получить помощь, посоветоваться, задать вопрос или высказать свое мнение (или отношение к происходящему); учился договариваться и прислушиваться к мнению других. На рефлексивно-оценочном этапе дети смогли проанализировать и дать оценку своим действиям и действиям товарищей.
  3. Выступила консультантом, организатором, техническим помощником, информационным “источником” на этапе поиска и обработки информации по теме; создания и слайдовой презентации. Все учащиеся в результате смогли создать слайд; приобрели опыт работы с программами РowerPoint, Word, Internet Explorer.
  4. Организовала “заочную экскурсию” по парку, во время которой происходило представление результатов работы групп (слайдовая презентация). Дети получили опыт публичного выступления (умения говорить так, чтобы тебя все понимали, умения отвечать на вопросы; говорить в соответствии с темой…) и опыт “активного слушателя” (умения формулировать и задавать вопросы). Каждый ученик выступил с докладом, смог задать вопросы, получил определённые знания по теме.
  5. Организовала и выступила в качестве равного участника коллективного обсуждения и содержательной оценки результатов деятельности. Дети смогли дать оценку и результатам, и процессу деятельности групп, воспользовавшись клише, памятками.

Приложение 1

Приложение 2