Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни у учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


При создании индивидуальной программы для учащихся начальной школы в рамках общешкольной программы "Здоровье", было учтено, что некоторые факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Это - организация образовательного процесса (длительность занятий и перемен); психологический фон занятий (стиль общения педагогов с учащимися );

методы и формы обучения; санитарно-гигиенические условия (проветривание помещений, освещение, высота мебели, температурный режим и т.д.) двигательный режим детей с учетом возрастных особенностей; рациональное питание; медицинский контроль и оздоровительные процедуры. Чаще именно педагог замечает отклонения в здоровье учащихся и именно от педагогов чаще зависит, насколько меньше этих отклонений будет у детей.

Среди "школьных" факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:

  • недостаток двигательной активности;
  • несоблюдение гигиенических требований в организации ОП;
  • перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
  • авторитарный стиль преподавания;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  • использование в основном обучающих технологий, в ущерб воспитательным и оздоровительным;
  • неправильное питание;
  • недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья;
  • неграмотность учащихся в вопросах здоровья;
  • неблагополучное состояние здоровья учителей;
  • недостаточное развитие у учителей личностных качеств (доброжелательности, чувства юмора) необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение; честен, самокритичен; коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Создавая индивидуальную программу здоровья, мы понимали, что самим педагогам важно определить те принципы и методические правила, которые необходимо соблюдать самим учителям и только потом приобщать к ним детей. Необходимо посмотреть на себя со стороны - можем ли мы стать примером для своих воспитанников: как мы двигаемся, как говорим, как слушаем?. Любим ли мы самих себя, благодарны ли природе за то, что живем? Только полюбив самого себя, можно полюбить окружающий мир и людей, которые живут рядом с нами.

Образовательный процесс по здоровому образу жизни начинается с мотивации, отбора содержания той или иной темы, выбора методов и форм организации познавательной деятельности учащихся. Педагог, организуя занятия по ЗОЖ должен максимально использовать свой жизненный опыт и чувства, не боясь сказать "я не знаю, я учусь у вас:"

Настоящая программа помогает:

  • проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, появления хронических заболеваний;
  • уменьшить количество случаев заболеваний в коллективе;
  • научить воспитанников ответственному отношению к своему здоровью;
  • четко сформулировать цели изменения поведения, риска негативных привычек;
  • обучить и закрепить полученный опыт на практике, обучит умению коммуникации;
  • стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
  • усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.

Данная программа способствует принятию правильных решений детьми в отношении своего здоровья.

Во всех материалах по здоровому образу жизни красной нитью проходит идея "очищения физического и духовного". Духовное очищение - первоочередная забота учителя, так как под духовным очищением подразумевается очищение, оздоровляющее не только душу, но и тело.

В нашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум"

Это высказывание П.С. Брега стало эпиграфом нашей деятельности по формированию здорового образа жизни.

Программа

Ведущая цель: непрерывность, комплексность в формировании здорового образа жизни в образовательном процессе.

Задачи.

организационные:

  • сотрудничество всех участников ОП, общественных и государственных структур;
  • координация деятельности заинтересованных сторон на всех уровнях.

методические:

  • использование руководств по здоровому образу жизни и программ по формированию валеологической культуры школьников;
  • планирование индивидуальных программ и планов;
  • осуществление современных подходов к проведению занятий по ЗОЖ.

содержательные:

  • структурирование и адаптирование учебного материала по ЗОЖ к задачам валеологического воспитания, основываясь на принципах формирования ЗОЖ..

Контроль:

  • медицинский мониторинг;
  • психологический мониторинг;
  • педагогический мониторинг.

Содержание:

  • солнечный свет;
  • свежий воздух;
  • чистая вода;
  • естественное питание;
  • физические упражнения;
  • активный отдых;
  • хорошая осанка;
  • разум.

Ожидаемые результаты

  • укрепление здоровья младших школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;
  • улучшение санитарно-гигиенических условий;
  • налаживание эффективного межведомственного сотрудничества;
  • формирование самосознания учащихся, основанного на здоровом образе жизни, обучение их активным формам конструктивного общения, оказанию помощи сверстникам.

Оценка эффективности программы

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • количество прошедших обучение учащихся и педагогов;
  • количество повысивших квалификацию педагогов;
  • оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;
  • уровень санитарно-гигиенического состояния школы;
  • итоги диспансеризации участников ОП.

Направления деятельности

Организации образовательного процесса

Организация учебной деятельности

Организация питания учащихся

Соблюдение гигиенических требований к организации ОП

Компенсация недостаточности двигательной активности за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, спортчаса, организации внеклассной работы.

Широкое применение воспитательных технологий

Повышение компетентности педагогов в области защиты здоровья учащихся

Использование форм и способов осуществления дифференциации: индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащихся уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований

Организация детского движения "За здоровый образ жизни"

Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами

Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами МУЗ, психологами ПМПЦ и ЦО

Формы взаимодействия

  • ежегодные медицинские обследования учащихся;
  • круглые столы, беседы, классные часы;
  • консультации;
  • тренинги;
  • информационно-методическое обеспечение;

Сотрудничество с родителями

Здоровый образ жизни, который формируют у детей, должен находить ежедневную поддержку в семье, то есть закрепляться. Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.

Работу предстоит организовать по следующим направлениям:

  • формирование банка данных о семьях учащихся (социальный паспорт);
  • организация родительского всеобуча;
  • организация деятельности родительского комитета - индивидуальные беседы и консультации.

Приложение.