Применение норм права

Разделы: История и обществознание


Подготовительная работа (за 1 – 1,5 недели до проведения занятия):

  1. Учащиеся делятся на группы с чётным (если это возможно) количеством участников.
  2. Группы выбирают отрасль права, по которой будут готовить кейс. Желательно, чтобы были представлены разные отрасли права.
  3. Далее учащиеся самостоятельно разрабатывают кейс, учитель выступает в роли консультанта и проверяет конечный результат – кейс должен соответствовать требованиям. Кейс может сопровождаться компьютерной презентацией, небольшим видеосюжетом и т.п. Количество печатных экземпляров заданий, дополнительных материалов и решений должно соответствовать количеству учащихся в классе.
  4. Учитель готовит рейтинговые карточки, где степень участия выражена в условных значках (например : “ведущий” - J , “активный” - K , “пассивный” - L )

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: “Мы заканчиваем изучение очень важной темы в школьном курсе обществознания “Нормы права”. И сегодня у нас урок, на котором мы попробуем применить полученные на уроках знания для решения конкретных практических ситуаций. Мы повторим основные понятия, разберём подготовленные вами кейсовые ситуации и рассмотрим, как правильно составить исковое заявление”.

  1. “Правовой диктант”

Перед проведением диктанта (заранее, до урока) можно выписать на доске понятия, которые будут использованы, но открыть их перед самым диктатом на короткое время, чтобы учащиеся успели только прочитать их.

Примерные вопросы:

  1. Разрешает экономические споры между гражданами и организациями.
  2. Должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель обвинения в судебном процессе.
  3. Конкретное решение суда или должностного лица наделённого полномочиями, которыми руководствуются при разрешении аналогичных дел в будущем.
  4. Совокупность связанных между собою норм, регулирующих общественные отношения в определённой сфере жизни общества.
  5. Обжалование или опротестование в вышестоящий суд приговора (решения), не вступившего в законную силу.
  6. Поверенный по судебным делам, защитник на суде; лицо, профессия которого - оказание юридической помощи гражданам и организациям, в том числе - защита их интересов в суде.
  7. Обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию, которая имеет право пересмотреть дело по существу.
  8. Система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государственной властью на основе общих принципов справедливости, санкционируемых государством, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность.
  9. Соглашение двух или более лиц, санкционирующее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
  10. Официальный письменный документ(или такой правовой акт), который принимается, издаётся высшими органами государственной власти.

Ответы:

  1. Арбитражный суд
  2. Прокурор
  3. Прецедент
  4. Отрасль права
  5. Кассация
  6. Адвокат
  7. Апелляция
  8. Право
  9. Договор
  10. Закон.

На этом этапе возможна взаимопроверка, учитель лишь сообщает критерии отметки и фиксирует результат (поднять руки тем, у кого “5”, “4” и т.д.)

  1. Учитель объявляет следующий этап урока. Группы по очереди представляют свои задания, одновременно остальные учащиеся получают эти задания в печатном виде и материалы, которые помогут решить кейс. Учащиеся знакомятся с описанной ситуацией индивидуально, затем обсуждают и представляют в устной форме варианты своих решений. На обсуждение даётся не более 3-х минут. После сообщения решений, группа, готовившая кейс, сообщает правильное решение, одновременно правильные решения в печатном (или другом виде) раздаются каждому учащемуся.
  2. Учитель подводит итог. Отмечает слабые и сильные стороны. Затем просит учащихся оценить работу каждого участника группы как на подготовительном этапе, так и в течение занятия. Для этого заготавливаются заранее рейтинговые карточки, где степень участия выражена в условных значках (например - “ведущий” - J , “активный” - K , “пассивный” - L )
  3. Домашнее задание: подготовиться к тесту по теме “Нормы права”.

При наличии времени можно задать учащимся ещё несколько вопросов – блиц-опрос по теме.

Примеры кейсов:

  1. Ситуация:

28 августа 2007 года, когда Владимир Алексеевич выехал от магазина “Практик” на проспект Октябрьский и остановился на красный свет светофора, водитель машины, стоящей рядом, сказал Владимиру Алексеевичу, что у него спущено заднее колесо. Владимир Алексеевич свернул в первый попавшийся двор и убедился, что у него действительно спущено правое заднее колесо. Он достал запаску из багажника и стал менять колесо. Поменяв колесо, водитель сел в машину и обнаружил, что у него пропала барсетка, в которой находились деньги (30 тыс.руб.), сотовый телефон, пластиковая карта, ключи от квартиры и дачи, паспорт, водительские права и другие важные документы.

Злоумышленники в этот же день воспользовались картой на АЗС “Сибнефть”, но т.к. все АЗС снабжены видеокамерами наружного слежения, они были обнаружены. Органы милиции, просматривая все видеосъёмки с АЗС “Сибнефти”, выявили и опознали их как автограбителей-рецидивистов.

Вопросы:

  1. Каковы должны быть действия потерпевшего?
  2. Под действие какой отрасли права относится данное происшествие?
  3. Какую ответственность понесут злоумышленники?
  1. Ситуация:

Родители подарили своему сыну Сергею телевизор, купленный ими в магазине “Простор” 24 января 2006 г. со сроком гарантии 1 год. 8 февраля 2007 г. телевизор загорелся, в результате чего сгорела мебель на сумму 20 тысяч рублей. Сергей обратился в магазин с требованием возместить имущественный вред. Администрация магазина ему отказала. Сергей составил исковое заявление в суд.

В народный суд Кировского района г. Канска Истец: Панкратов Сергей Иванович, проживающий по адресу: ул. Тополиная, 27, тел.34-65-98. Ответчик: Малышев О.В., директор ООО “Простор”, находящийся по адресу: ул. Калугина, 3. Исковое заявление 24 января 2006 г. в магазине “Простор” был куплен телевизор марки “Эфир”. 8 февраля 2007г. телевизор загорелся, в результате чего сгорела мебель.

На следующий день я обратился в магазин с требованием возмещения мне вреда в полном объёме, как говорится об этом в Законе “О защите прав потребителей”. Администрация магазина отказалась возместить мне ущерб. Прошу:

  1. Истребовать с магазина сумму на покрытие причинённого мне вреда.
  2. Выплатить мне компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей.

5 марта 2007г. (С.И.Панкратов)

Вопрос: Найдите ошибки (5), допущенные при написании искового заявления.

Памятка

Что указывается в исковом заявлении

  1. Наименование суда.
  2. Наименование истца, его места жительства.
  3. Наименование ответчика, его местонахождение.
  4. Обстоятельства, на которых истец основывает своё требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства.
  5. Требования истца.
  6. Цена иска, если иск подлежит денежной оценке.
  7. Перечень прилагаемых к заявлению документов

Какие документы могут быть приложены к исковому заявлению:

  1. Товарный (кассовый) чек.
  2. Технический паспорт или другие документы, подтверждающие факт заключения договора с продавцом-ответчиком.
  3. Акт осмотра товара, подписанный участвующими в осмотре лицами.
  4. Различные справки, акты, подтверждающие недостатки товара.
  5. Копия претензии, направляющейся продавцу.
  6. Другие документы.