Организация социально-педагогического воздействия на учащихся "группы риска"

Разделы: Математика


Социально-педагогическое взаимодействие по профилактики и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися "группы риска" представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

В практике общения любой классный руководитель нередко сталкивается с ситуациями, когда у участников общения имеются различного рода социально- психологические барьеры. Эти барьеры создают, на первый взгляд, непреодолимую ситуацию - ситуация "затрудненного общения" Успешно преодолев барьеры, не разрушив их, мы тем самым направляем развитие общения по линии нарастания конфликта. Снятие барьеров и развитие общения по линии контакта - одно из профессиональных умений, которым должен весьма желательно овладеть классному руководителю. Классный руководитель может использовать при возникающих конфликтных ситуациях среди учащихся следующие правила поведения при конфликте:

  • старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;
  • не делайте поспешных выводов, дайте участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию; урегулирование конфликта - это решение вопроса "что делать", а не расследование по принципу "кто виноват";
  • не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;
  • преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами
  • постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками переговоров
  • при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы опровергнуть, сколько для того, чтобы учесть, ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;
  • конфликт разрешен при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;
  • разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом

В общении с конфликтующими категорически классный руководитель должен запретить себе негативные высказывания, такие как "Этого трудно добиться", "У нас мало шансов на успех". В это же время не следует забывать отмечать любые достижения. Причем необходимо так строить фразы, чтобы ученик не только видел, что его успехи вообще замечают, но что их замечаете именно вы: "Я сразу заметил, как ты изменился в этом"; "Я ведь не ошибаюсь, это твоя заслуга?" ; "Мне сразу бросилось в глаза .."; "Я же говорил, что все получится!"

В случае не разрешения конфликтов в школе проводится система координационных действий:

Классный руководитель представляет социальному педагогу данные о подростке "группы риска" по следующим позициям:

  • Участие учащегося в общественной жизни класса;
  • Позитивные качества личности;
  • Взаимоотношения со сверстниками;
  • Досуговые предпочтения;
  • Каково влияние семьи;
  • Имеют ли место конфликты в классе и их причины;
  • Какая работа проводилась с подростком и насколько результативно

Социальный педагог:

  • Приводит все действия в систему;
  • Проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями-предметниками;
  • Посещает уроки, на которых возникают проблемы;
  • Ставит социальный диагноз;
  • Привлекает к сотрудничеству психолога, совместно с которым, в случае необходимости, принимается решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующие учреждения.

Заместитель директора по воспитательной работе

  • Осуществляет индивидуальный контроль за каждым учащимся "группы риска";
  • Обеспечивает внеурочную деятельность учащихся "группы риска";
  • Организует педконсилиум с участием социального педагога, классных руководителей, учителей предметников, психолога.
  • Участвует в совместных рейдах по неблагополучным семьям.

Директор школы осуществляет координацию усилий всех выше перечисленных участников взаимодействия; в случае необходимости принимает решение

  • О приглашение подростка на заседание Совета профилактики;
  • Ходатайстве перед ОДН о составлении протокола на родителей в случае уклонения от исполнения
    • родительских обязанностей;
    • представлении документов на КДН;
    • вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения.

Взаимодействие в образовательном учреждении осуществляется следующим образом Приложение 1 слайд 8

Взаимодействие с учреждениями и организациями субъектов профилактики проводится по следующей схеме слайд 9.