Социально-педагогическое взаимодействие по профилактики и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися "группы риска" представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
В практике общения любой классный руководитель нередко сталкивается с ситуациями, когда у участников общения имеются различного рода социально- психологические барьеры. Эти барьеры создают, на первый взгляд, непреодолимую ситуацию - ситуация "затрудненного общения" Успешно преодолев барьеры, не разрушив их, мы тем самым направляем развитие общения по линии нарастания конфликта. Снятие барьеров и развитие общения по линии контакта - одно из профессиональных умений, которым должен весьма желательно овладеть классному руководителю. Классный руководитель может использовать при возникающих конфликтных ситуациях среди учащихся следующие правила поведения при конфликте:
- старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;
- не делайте поспешных выводов, дайте участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию; урегулирование конфликта - это решение вопроса "что делать", а не расследование по принципу "кто виноват";
- не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;
- преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами
- постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками переговоров
- при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы опровергнуть, сколько для того, чтобы учесть, ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;
- конфликт разрешен при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;
- разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом
В общении с конфликтующими категорически классный руководитель должен запретить себе негативные высказывания, такие как "Этого трудно добиться", "У нас мало шансов на успех". В это же время не следует забывать отмечать любые достижения. Причем необходимо так строить фразы, чтобы ученик не только видел, что его успехи вообще замечают, но что их замечаете именно вы: "Я сразу заметил, как ты изменился в этом"; "Я ведь не ошибаюсь, это твоя заслуга?" ; "Мне сразу бросилось в глаза .."; "Я же говорил, что все получится!"
В случае не разрешения конфликтов в школе проводится система координационных действий:
Классный руководитель представляет социальному педагогу данные о подростке "группы риска" по следующим позициям:
- Участие учащегося в общественной жизни класса;
- Позитивные качества личности;
- Взаимоотношения со сверстниками;
- Досуговые предпочтения;
- Каково влияние семьи;
- Имеют ли место конфликты в классе и их причины;
- Какая работа проводилась с подростком и насколько результативно
Социальный педагог:
- Приводит все действия в систему;
- Проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями-предметниками;
- Посещает уроки, на которых возникают проблемы;
- Ставит социальный диагноз;
- Привлекает к сотрудничеству психолога, совместно с которым, в случае необходимости, принимается решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующие учреждения.
Заместитель директора по воспитательной работе
- Осуществляет индивидуальный контроль за каждым учащимся "группы риска";
- Обеспечивает внеурочную деятельность учащихся "группы риска";
- Организует педконсилиум с участием социального педагога, классных руководителей, учителей предметников, психолога.
- Участвует в совместных рейдах по неблагополучным семьям.
Директор школы осуществляет координацию усилий всех выше перечисленных участников взаимодействия; в случае необходимости принимает решение
- О приглашение подростка на заседание Совета профилактики;
- Ходатайстве перед ОДН о составлении протокола
на родителей в случае уклонения от исполнения
- родительских обязанностей;
- представлении документов на КДН;
- вынесении вопроса на педсовет для обсуждения и принятия коллегиального решения.
Взаимодействие в образовательном учреждении осуществляется следующим образом Приложение 1 слайд 8
Взаимодействие с учреждениями и организациями субъектов профилактики проводится по следующей схеме слайд 9.